Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Среда, 15/05/24, 16:15
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2012 » Июнь » 7 » Идентичность, которую мы теряем
Идентичность, которую мы теряем
06:42
Идентичность, которую мы теряемЯзык – это, пожалуй, главная отличительная черта одного народа от другого, хранилище его духовных ценностей и накопленного за века культурного богатства. К сожалению, наши политики признают этот бесспорный постулат лишь на словах, в то время как на практике гагаузский язык медленно выдавливается уже и из бытовой сферы.

Тема языкознания в Гагаузии приобретает все больший общественный резонанс. Если год назад руководство автономии столкнулось с некачественным преподаванием государственного языка в регионе, то теперь серьезной темой для дискуссий является и статус самого гагаузского языка. При этом, если улучшения уровня государственного можно добиться где-нибудь в Бухаресте, то ситуация с родным языком требует максимальной концентрации и ресурсов в самом регионе. 

Вопрос о статусе и качестве гагаузского языка в обществе витал давно. Еще с принятием закона об особом правовом статусе автономии были мнения об использовании гагаузского на официальном уровне. В частности, интеллигенцией предлагалось если не перевести все обучение в школах на гагаузский, то хотя бы усилить его роль в воспитании молодого поколения. Кстати, еще в 1992 году по заказу руководства тогдашней Гагаузской Республики были изданы учебники по всем предметам на гагаузском языке. Первоначальная стадия проекта по образованию была успешно реализована, а качество и доступность перевода научных терминов на гагаузский язык была очень высокой для постсоветской национальной провинции. 

Тем не менее, изучение на высшем уровне родного языка в обществе до сих пор воспринимается весьма неоднозначно. Часть гражданского общества называет «фанатичное» отношение к родному языку излишним, интеллигенция же ставит вопрос во главе угла, причем, иногда, не самым лестным способом. 

Приговор ЮНЕСКО
Не менее огорчило гагаузскую интеллигенцию заключение комиссии Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. В 2011 году ЮНЕСКО увеличило список языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. В результате исследований ученые пришли к выводу, что и родной язык 200 тысяч гагаузов находится не в самом выгодном положении. 

В заключении организации были указаны тенденции развития гагаузского языка, в частности его обособление от турецкого. По версии ученых, гагаузский начал обособляться от турецкого в конце XVIII — начале XIX веков, когда гагаузы переселились на территорию Российской Империи. По другим данным обособление началось еще в XI веке. Исследуя состояние языка, ученые учли также существующие местные диалекты. Так, в гагаузском языке выделяются два основных диалекта – чадыр-лунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный), имеются также смешанные и переходные говоры.

Всего в атлас ЮНЕСКО вписано 2 тысячи 473 языка, состояние жизнеспособности которых варьируется от «уязвимых» до «вымерших».

Вопреки прогнозам 
В свою очередь, башкан Гагаузии Михаил Формузал, на которого выпадает главная ответственность по развитию не только экономики, но и культурной сферы в регионе, менее категоричен на предмет постоянных скандалов вокруг языка. В частности, в эфире одной из телепередач руководитель исполкома категорически опроверг любые опасения в связи с заключением международной организации.

«У нас привыкли выдергивать одно предложение из контекста и вокруг этого предложения строить политику. Кто-то хочет себе имя заработать, как борца за сохранение гагаузского языка, кто-то еще что-то хочет», - сказал башкан. 

«ЮНЕСКО разрабатывает целую систему критериев оценки угрозы существующим языкам мира. Сегодня в мире существует 6 с половиной тысяч языков. Причем за последние 500 лет исчезло 50 процентов языков – то есть 500 лет назад в мире было 13 тысяч языков. Лингвисты говорят, что в ближайшие 100 лет исчезнут еще 90 процентов языков из этих 6 с половиной тысяч», - заявил Формузал. Также глава автономии считает, что ЮНЕСКО не может признать умершим или умирающим язык до тех пор, пока не исчезнут все носители языка. 

«ЮНЕСКО ни один язык не называет умершим даже тогда, когда умирает последний носитель этого языка. Потому что любой язык можно возродить. У нас есть электронные носители нашего языка, и этот язык будет жить и развиваться. В любом языке есть критерии, разрабатываемые ЮНЕСКО», - заключил Формузал.

Кто виноват?
Помимо исторических и географических предпосылок исчезновения гагаузского языка, в этом виновато руководство Гагаузии, а также сотрудники Комратского государственного университета. Такого мнения неоспоримо придерживается известный общественный деятель Леонид Добров. Доказать свою правоту Добров намерен в судебной инстанции, в которую он скоро предоставит материалы и факты, доказывающие пренебрежительное отношение чиновников к родному языку. 

По мнению Леонида Доброва, если гагаузы столкнулись с угрозой исчезновения своего родного языка, то им следует добровольно отказаться от особого правового статуса автономии, от Комратского университета, от Научного центра и прочих ведомств, доставшихся гагаузам для сохранения своей идентичности.

«Столетиями наш язык не пропадал, хотя наши предки в те времена жили не в лучших экономических условиях, нежели сейчас, не было политической автономии, КГУ и научных центров. Общеизвестно, что гагаузская автономия создавалась не только для распределения гуманитарной солярки или для постоянных пиар акций первых лиц Гагаузии. Автономия делалась для сохранения и всестороннего развития языка и культуры народа. И если мы эти суды даже и проиграем, то исторический резонанс такого «языкового процесса века» будет иметь далеко идущие последствия», - заявил в интервью нашей газете Леонид Добров. 

Периферийный спад
На прошлой неделе в прессе появилось мнение одного из общественных деятелей, который попытался проанализировать ситуацию в области этнических ценностей гагаузов за пределами автономии. Лидер гагаузской общины Республики Молдова Николай Терзи в интервью одному из печатных изданий сделал отнюдь не утешительный прогноз, демонстрирующий окончательный спад гагаузской речи. По его словам, если в самом регионе гагаузский язык хоть как-то функционирует, то в других населенных пунктах, где также проживают гагаузы, он попросту исчезает. 

«К примеру, есть село Бурлачены кагульского района, в котором живут 50 процентов гагаузов, ряд сел Тараклийского и Бесарабского районов, село Баурчи Каушанского района, окруженное молдавскими селами. Украина и Белоруссия также поддерживают свои диаспоры, но у гагаузов, получается, нет государства, которое бы оказало им поддержку», - считает Николай Терзи.

По мнению общественного деятеля, Турция оказывает большую поддержку гагаузам, проживающим вне Гагаузии, чем это делает руководство Молдовы, а международные организации советуют гагаузам быть более настойчивой в вопросах о получении грантов.

«Мы обращались к европейским миссионерам, посещающим Республику Молдова. Нам советуют быть настойчивыми, ведя мониторинг выполнения законов и внедрения европейских стандартов в части сохранения этноса, предоставления работы гагаузам в государственных структурах, развития языка. Получается, что это – только наше дело. Между тем на европейском уровне наша власть говорит, что полиэтничность Молдовы – всеобщая ценность», - подчеркивает лидер гагаузской общины. 

Текст: Георгий Яланжи
Просмотров: 475 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz