Приглашаем всех на праздник посвященный национальному гагаузскому празднику "Хедерлез" 6 мая в 10 00, в программе спортивные мероприятия, традиционная борьба "трынт"а на ягненка, поросенка и петуха , конкурсы, народные гуляния. Праздник пройдет на спорт-площадке СШ №1, в городском парке. Приходите - будет интересно!
Национальный праздник <Хедерлез> является одним из самых значительных в духовной жизни гагаузского народа <Хедерлез> - это праздник весны, пробуждения природы.Отмечается он гагаузами 6 мая. Когда-то на эту дикую, никем не освоенную степь, впоследствии названную Буджакской, пришел, трудолюбивый гагаузский народ. Его не испугали огромные раны на теле земли, из-за продолжительной засухи, которая здесь бывает явлением довольно частым. Он не побоялся холодных ветров зимы. Народ, надеясь на помощь свыше, не оплошал и сам, заставив стать эту дикую степь благодатной.
Молодые мужчины и юноши весной в начале мая выгоняли на зеленые, после сошедшего снега с пастбища скот и временем отсчета для этого был праздник <Хедерлез>. Это был самый почитаемый в гагаузском народе праздник, и он длился три дня. Этот праздник связан с циклическим делением года на два сезона. Осенью, ставя точку на сельскохозяйственных и скотоводческих работах, был праздник <Касым>: скотоводы пригоняли хозяевам домой их скот (в основном овец) где и происходил полный расчет за работу и расторжение до будущего сезона договора. Праздник <Хедерлез> был полной противоположностью празднику <Касыму>. Под влиянием распространяющего в свое время христианства он праздновался 6 мая, как и праздник <Святого Георгия>, тем более, что Св. Георгий у гагаузов считался покровителем крупного и рогатого скота. Древнейшие черты праздника, обряд жертвоприношения (курбан). В жертву приносились только жвачные животные (ягненок, бык, баран), кроме того они все мужского пола без каких либо изъянов, что указывало на безгрешную жертву мессии (Иисуса Христа). Жертву в семье приносил патриарх, самый старший в семье. Кровью мазались щеки, лоб, а также остаток крови выливался на землю, перед входом в жилище, что указывает на веру в то, что она защитит семью от злых темных сил. После трапезы кости принесенного в жертву ягненка, закапывали осторожно в землю, веря в то, что это принесет приплод у оставшихся в семье животных. Но основной частью праздника были молодежные гуляния и развлечения.