Для полноты картины замечу, что, согласно данным Центра антикоррупции, при Шалару Министерство транспорта стало одним из самых коррумпированных. По некоторым данным, под мудрым руководством Шалару стоимость приема на работу проводником стоила от двух до трех тысяч долларов, на должность начальника поезда — 10 тысяч евро. Регулярные поборы с начальников поездов составляли от 500 до 1000 долларов и выше с каждой поездки — в зависимости от направления.
В конце концов даже генетическим ворам из АЕИ — КПП «лихачество» Шалару надоело и его попёрли из министров. Но он не унывает. И намерен занять пост заместителя примара муниципия Кишинев.
Но Молдавская железная дорога осталась. Хотя тот же Шалару выгнал оттуда большинство специалистов. Они, бедолаги, хотя и хорошо владели своими специальностями, но скверно знали румынский язык. Сами понимаете, что важнее в нашем деле. И пусть вагон под Джурджулештами недавно сошел с рельсов, зато машинист поезда — истинный румын.
Нынешнее руководство МЖД может радостно хлопать в ладоши — появился очередной повод для очередного хорошего «распила». Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделяет Молдове 52,5 миллиона евро на модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры.
Часть средств будет направлена на усовершенствование инфраструктуры, и ещё часть — на приобретение 10 новых многофункциональных локомотивов.
Последнее, как уже говорилось, мы проходили. Да и «усовершенствование инфраструктуры» — слишком уж расплывчатое определение, под ним можно понимать что угодно. Например, ремонт в кабинетах руководства МЖД и закупку для них новой финской мебели. А уж списать «баблоса» под этот пунктик можно и вовсе немерено.
Так собственно и обстоят дела. В соглашении, подписанном премьер-министром Юрие Лянкэ и директором ЕБРР по вопросам транспорта Сью Барретт, полно мутных, словно немытые молочные бутылки, определений. Типа «реструктуризация железнодорожной области», «укрепление потенциала профильных учреждений в таких областях, как экологический менеджмент, корпоративное управление и закупки». Переведите мне это на общечеловеческий язык, буду очень благодарен.
Понято одно: ни о ремонте станционных зданий, ни о закупке новых вагонов для поезда Москва — Кишинёв, ни о замене дизелей на электрички речь не идет. А ведь в общей сложности Европейский банк реконструкции и развития предоставил нашей республике порядка 900 миллионов евро, которых хватило бы на все это и многое другое. Но хапуги из АЕИ — КПП распихали все по собственным карманам, предоставив нам и нашим правнукам возвращать эти средства.
Не слишком удивлюсь, ежели 10 многофункциональных локомотивов, о которых идет речь, будут закуплены вновь в Румынии. Потому как, думается, и нашим, и румынам эта игра понравилась. Так что флаг им в руки. И многофункциональный локомотив навстречу.