Главная » 2009 » Октябрь » 21 » О работе Конгресса местных и региональных властей
О работе Конгресса местных и региональных властей
21:16
С 13 по 15 октября 2009 г. в Страсбурге состоялась 17-я пленарная сессия Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Заместитель
Председателя Народного Собрания Гагаузии Демьян Карасени, является
членом национальной делегации РМ в этой международной организации и
принял участие в работе данного форума. На пленарном заседании
Конгресса были рассмотрены 7 вопросов повестки дня. Кроме того в Палате
местных властей Конгресса было рассмотрено 4 вопроса и в Палате
регионов еще 2 вопроса повестки дня. Являясь членом Палаты регионов,
Демьян Карасени принял участие в заседаниях этой Палаты, а также в
работе пленарных заседаний Конгресса. • Регионы с законодательными полномочиями: к многоуровневому управлению Рассмотрев
этот вопрос повестки дня, Палата регионов приняла Резолюцию, в которой
отмечается, что Совет Европы придает огромное значение укреплению
местной и региональной демократии, в частности на местном и
региональном уровнях, при соблюдении принципов субсидиарности и
управления на местах там, где демократия осуществляется ближе всего к
гражданам. Регионы с законодательными полномочиями играют важную роль в
разработке политики и принятии решений, учитывая при этом, что они
наиболее точно отражают региональные и культурные различия. В
Резолюции также констатируется, что региональная демократия является
важнейшим аспектом системы «сдержек и противовесов», особенно в
федеративных государствах, а также гарантией демократического и
эффективного многоуровневого управления. Многоуровневое управление
должно ориентироваться на взаимное сотрудничество и взаимодействие
между всеми уровнями власти – европейским, национальным и местным – в
поисках решений для существующих ныне вызовов. • Чрезмерная задолженность домашних хозяйств и ростовщичество: ответственность регионов По
этому вопросу Палата регионов приняла Резолюцию-Рекомендацию, в которой
говорится, что экономический и финансовый кризис влияет на формы
потребления многих семей, в частности наиболее уязвимых, которые, для
того, чтобы удовлетворить свои основные потребности, попадают в
ситуацию чрезмерной задолженности или обращаются к ростовщикам. В
качестве дополнения к обязательной разработке мер на национальном
уровне, было предложено разработать меры на региональном уровне, и
прежде всего профилактического характера, для защиты потребителей и
обеспечения финансовой интеграции наиболее бедных семейных хозяйств. Поддерживается
необходимость установления контроля над практикой кредитования и
выдвигается идея разработки европейской модели кодекса эффективной
практики под эгидой Совета Европы, для того, чтобы все те, кто занят в
кредитной сфере, осознавали свою ответственность. • Приграничное сотрудничество в Европе В
Резолюции-Рекомендации, принятой на пленарном заседании Конгресса,
констатируется, что приграничное сотрудничество между местными и
региональными властями является важной частью работы Совета Европы по
продвижению демократической стабильности и добрососедства между
государствами и регионами. Это является главной политической задачей
Совета Европы, которую необходимо осуществлять региональным и местным
органам власти в партнерстве с национальными органами. Конгресс призывает местные и региональные органы власти в государствах-членах Совета Европы: а.
развивать исторические и культурные связи благодаря культурному
сотрудничеству, создавая мосты и укрепляя доверие между всеми
гражданами, а также поощрять межкультурный диалог и добрососедские
отношения между регионами и государствами; б. создавать структуры
приграничного сотрудничества, когда это необходимо, или вступать в уже
существующие структуры, например, в еврорегионы или аналогичные
договоренности, для решения вопросов, имеющих особое значение для
приграничных регионов, или вести совместную работу для использования
экспертизы и наилучшей практики по обе стороны границы, например, в
сфере здравоохранения, в отношении структур реагирования на
чрезвычайные ситуации, для защиты окружающей среды и т.д.; в.
помогать сглаживать различия между регионами, поощряя региональное
экономическое развитие, на основе сотрудничества с местными деловыми
кругами, торговыми палатами, университетами и научно-исследовательскими
институтами для совершенствования инфраструктуры, транспорта, туризма,
образования, научно-исследовательской работы, сотрудничества между
малыми и средними предприятиями, для открытия рынка труда и создания
дополнительных рабочих мест в приграничных регионах благодаря
предприятиям на основе приграничного сотрудничества; г. улучшать
мобильность европейских граждан путем работы с национальными
правительствами для нахождения решений в отношении ограничений,
связанных с существованием границ, например, с существующими правилами
выдачи виз, проведения таможенного досмотра, пробками на пограничных
переходах и т.д.; д. содействовать обмену экспертами, в первую
очередь с восточно-европейскими странами, оказывая техническую и
административную помощь, а также обеспечивая обмен наилучшей практикой,
предоставляя соответствующее финансирование на национальном и
европейском уровне для развития таких обменов.
• Декларация Конгресса, посвященная 60-й годовщине Совета Европы В
связи с 60-й годовщиной Совета Европы Конгресс принял Декларацию, в
которой подтверждается важность местной и региональной демократии как
основы любой демократической системы, признаваемой национальными
правительствами, а также роль Европейской хартии местного
самоуправления в этом контексте. Подтверждается уникальная роль
Конгресса как хранителя Хартии, для обеспечения выполнения ее принципов
и соблюдения в государствах-членах, а также подчеркивается важность
проведения мониторинга за выполнением Хартии и соблюдением со стороны
государств-членов своих обязательств и обязанностей. В Декларации
признается также роль места территориальных общин и их властей в
сегодняшней Европе, как важнейших политических, экономических и
социальных участников процессов, без которых не могут обойтись
правительства и парламенты. В этой связи Конгресс является основным
ориентиром для территориальных демократий. Наконец в Декларации
подчеркивается, что для успеха выполнения своих задач Конгрессу
требуется, чтобы его роль и место были в полной мере признаны в рамках
Совета Европы и ему были выделены соответствующие, адекватные ресурсы.
• Местная и региональная демократия в Турции Конгресс
рассмотрел доклад о положении местной и региональной демократии в
Турции, задачей которого является продолжение мониторинга выполнения
Турцией своих обязательств в соответствии с Европейской хартией
местного самоуправления, которые были приняты этой страной в 2005 году. С
учетом посещений Турции в 2008 и 2009 году, а также ознакомительной
поездки в 2007 году в Юго-Восточную Анатолию, в докладе делается вывод
о том, что продвижение в отношении реформ, о которых говорилось в 2005
году, идет чрезвычайно медленно. Высказывается рекомендация, чтобы
Турция продолжала проведение конституционных реформ по пути
децентрализации, в частности ликвидируя административную опеку и
разрешая использовать другие языки, помимо турецкого, при
предоставлении публичных услуг. К Турции обращен призыв снизить уровень
участия губернаторов в специальных административных органах провинции и
осуществлять предлагаемые реформы, особенно закон о деревнях и закон о
доходах. Также содержится призыв к утверждению более эффективной и более независимой роли для Союза муниципалитетов Турции.
• Глобальный вызов изменений климата: реагирование на местном уровне Рассмотрев
данный вопрос повестки дня, Конгресс отмечает, что изменение климата
является таким явлением, которое представляет собой один из самых
серьезных экономических, социальных и экологических вызовов этого века. Важнейшее
значение имеет встреча Сторон в Рамочной конвенции ООН об изменении
климата, которая состоится в Копенгагене в декабре 2009 года, поскольку
там будет обсуждаться новое международное соглашение в сфере изменения
климата, которое заменит после 2012 года Киотский протокол. Местные
и региональные органы власти, сознавая эти вызовы, выдвинули
многочисленные инициативы по стабилизации климата и адаптации
территорий к новым климатическим условиям. Конгресс содействует
полному признанию их роли, а поддержка со стороны государства
необходима для достижения национальных задач по сокращению выбросов
«парниковых газов». Конгресс полагает, что широкое участие
представителей территориальных органов власти в национальных делегациях
позволит эффективно влиять на переговоры и прийти, наконец, к
масштабным соглашениям, отвечающим серьезности вызовов в сфере климата.
• Предупреждение насилия в отношении детей В
Резолюции-Рекомендации Конгресса по этому вопросу констатируется, что
насилие в отношении детей существует во всех государствах и
распространено поверх культурных, классовых, образовательных,
имущественных, этнических и возрастных границ. Совет Европы
подготовил набор Руководящих принципов политики в отношении
национальных интегрированных стратегий по защите детей от насилия,
предлагая тем самым мультидисциплинарные и систематизированные
национальные рамки для предупреждения и реагирования на все акты
насилия в отношении детей. Рассмотрение данного вопроса направлено
на поддержку и содействие завершению работы и принятие этих Руководящих
принципов, благодаря анализу той огромной роли, которую европейские
местные и региональные органы могут сыграть в предупреждении такого
насилия и в защите от него своих наиболее уязвимых граждан.
• Равный доступ к местным и региональным выборам По
данному вопросу повестки дня Конгресс принял Рекомендацию, в которой
говорится, что право на участие в выборах и на выдвижение на выборах
своей кандидатуры гарантируется национальным законодательством
государств на основе принципа равного доступа к выборам, как на
национальном, так и на региональном или местном уровне. Данный принцип
защищается международными юридическими нормами. Конгресс ставит
перед собой задачу – изложить эти юридические нормы и условия доступа к
местным и региональным выборам, как для избирателей, так и для
кандидатов. Также определены разные типы ограничений, юридических или
иных, в отношении права на участие в выборах, осуществления права на
голосование и возможности выдвижения своей кандидатуры на выборах в
государствах-членах Совета Европы. В некоторых странах по-прежнему
существуют разные формы неравенства, в частности, в отношении некоторых
категорий населения, таких, как неграждане, женщины или иммигранты.
Другие виды неравенства могут встречаться в сфере финансирования
избирательных кампаний, регистрации политических партий, участия
кандидатов и доступа к СМИ. На основе этих выводов, были выдвинуты
некоторые конкретные предложения. В рекомендации Комитету министров
предлагается, чтобы Конгресс продолжил данную работу как часть
мониторинга местных и региональных выборов, а также предлагается
государствам-членам предоставить право голоса и выдвижения кандидатур
на местных выборах всем жителям, которые законно проживают на их
территории, по крайней мере, три года, независимо от их происхождения. В
соответствии с информацией Демьяна Карасени, на 17-й пленарной сессии
Конгресса местных и региональных властей Совета Европы также было
запланировано избрать нового Генерального Секретаря Совета Европы.
Однако вследствие некоторых нарушений правил процедуры Конгресса и его
Палат, которые имели место до начала сессии, эти выборы не были
организованы и состоятся на очередной пленарной сессии.