Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Пятница, 17/05/24, 10:11
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2015 » Январь » 3 » Пятилетка без перестройки Молдавская экономика росла за счет внешних факторов
Пятилетка без перестройки Молдавская экономика росла за счет внешних факторов
16:55
  • Подводя же экономические итоги «проевропейской пятилетки», эксперты подчеркивают, что властям не удалось главного: провести структурные реформы
    Фото:
    Подводя же экономические итоги «проевропейской пятилетки», эксперты подчеркивают, что властям не удалось главного: провести структурные реформы

В последние пять лет экономика Молдовы росла за счет денежных переводов, внешних заимствований и сферы услуг. Объем инвестиций рос медленно и все еще не достиг докризисного уровня. В стране по-прежнему не созданы фундаментальные основы для устойчивого роста экономики, поэтому ежегодный ее прирост в среднем на 4-5% эксперты называют инерционным. Они считают, что власть слишком увлеклась собственными интересами, однако теперь ей придется либо показать настоящие результаты, либо бесславно уйти.

Макроэкономика

Экономика Молдовы в последние пять лет развивалась неровно и нестабильно. После кризисного 2009-го она выросла в 2010 и 2011 годах на 6,9% и 6,4% соответственно. В 2012-м из-за тяжелейшей засухи ВВП упал на 0,8%, а в 2013-м вырос сразу на 9,4% (по уточненным даннымНацбюро статистики). Впрочем, эксперты такой скачок объясняют большей частью низкой сравнительной базой засушливого 2012 года, отмечая, что средний рост в эти два года составил 4,7%. Такой же рост ВВП зарегистрирован и за девять месяцев этого года.

Рост молдавской экономики, по мнению основных международных партнеров РМ — МВФ, ВБ и ЕБРР, обусловлен большей частью увеличением внешней помощи (за пять лет РМ получила более €2,7 млрд кредитов и грантов), а также ростом объема денежных переводов (с $1,24 млрд в 2010 году до $1,608 млрд в 2013-м), которые составляют до 25% в структуре ВВП. При этом наибольший вклад в ВВП республики продолжает вносить сфера услуг (порядка 60%), что говорит о том, подчеркивают эксперты, что молдавская экономика по-прежнему базируется на потреблении.

По словам экономического эксперта Виктора Чобану, рост ВВП в Молдове традиционно инерционный и зависит от сложившейся на данный момент конъюнктуры: погодных условий, внешних факторов и т.д. Уходящее правительство, отметил он, так и не сумело создать в стране фундаментальных основ для устойчивого роста экономики, и в первую очередь это касается структурных реформ. Поэтому, пояснил господин Чобану, инвестиции в экономику в разы меньше переводов от трудовых мигрантов, производительность не растет, новые технологии не внедряются. Чтобы догнать европейские государства, хотя бы ближайших соседей — Румынию и Болгарию, считает эксперт, молдавской экономике надо лет десять расти как минимум на 10% в год: с меньшим уровнем роста страна продолжит отставать все дальше. 

Экономика Молдовы неожиданно выросла | Эксперты называют рост инерционным и прогнозируют проблемы в будущем году

Несмотря на снижение прогнозов роста экономики Молдовы со стороны МВФ, ЕБРР и ВБ — до 2-2,25% по итогам года, за девять месяцев ВВП страны показал рост на 4,7%. Эксперты предлагают дождаться четвертого квартала и называют нынешний рост «традиционно инерционным», то есть не обусловленным внутренними факторами. Они также считают, что более неблагоприятным для экономики РМ станет следующий год, поскольку Нацбанк не справляется с ситуацией на банковском и валютном рынках.

Промышленность и инвестиции

Об этом говорит и инвестиционная картина: в последние пять лет средний ежегодный объем инвестиций в Молдове составлял 23% от ВВП, тогда как до 2009 года — не менее 34%. В докризисном 2008 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил $700 млн, в 2010-м — $198 млн, в 2013-м — $231 млн. В 2014 году объем прямых инвестиций будет, скорее всего, гораздо ниже: за первые шесть месяцев он составил всего $74 млн.

Промышленность, впрочем, стабильно растет, но не опережая, а едва догоняя динамику роста ВВП: среднегодовой прирост в последние пять лет составил 5% (в структуре ВВП доля промышленности уже много лет составляет 14%). В то же время промышленность в целом догнала и перегнала докризисный уровень: в 2013-м объем промпродукции составил 38 млрд леев, в 2008-м — 29,9 млрд леев. Сильно отстало в этом отношении строительство: в 2013 году было выполнено строительных работ на 3,3 млрд леев, тогда как в докризисном 2008-м — на 5,9 млрд леев.Правительство, пытаясь стимулировать рост промышленности, решило сделать ставку на свободные экономические зоны (СЭЗ) и промышленные парки. Сейчас в Молдове действуют семь СЭЗ и пять промпарков.

ЕБРР и Молдова подписали меморандум по улучшению инвестклимата

Премьер-министр РМ Юрие Лянкэ и президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сума Чакрабарти подписали сегодня меморандум о взаимопонимании по внедрению Инициативы по улучшению инвестиционного климата и управления. Меморандум предусматривает создание в Молдове института бизнес-омбудсмена, развитие альтернативных методов разрешения споров и процедур арбитражного разбирательства, а также создание единого и прозрачного реестра акций молдавских банков.

На 1 января 2014 года свободными экономическими зонами было привлечено около $197,9 млн, из которых в 2013 году — $18 млн. В СЭЗ зарегистрировано 158 резидентов, в том числе несколько крупных. Так, инвестиции немецкой компании Draexlmaier (автопром), открывшей производство в бельцкой СЭЗ, составили порядка €15 млн, а австрийской Gebauer&Griller (электрокабели) в этой же СЭЗ — более $12 млн. По мнению руководства СЭЗ, такие крупные инвестиции не пришли бы в Молдову, если бы не СЭЗ, поскольку более эффективного механизма привлечения инвестиций в стране пока не создано.

Четыре из шести действующих в Молдове промпарков были открыты в прошлом году (первым статус промпарка получил кишиневский Tracom в 2011-м). Статус промпарка присвоен еще трем объектам, однако они бездействуют. Инвестиционные обязательства резидентов промпарков составляют более 1,5 млрд леев (порядка $100 млн). На 1 октября 2014 года они инвестировали более 100 млн леев, или 7% от общего объема обещанных инвестиций.

Эксперты считают, что со своей задачей по привлечению инвесторов и развитию промышленности молдавские промпарки не справляются, и советуют властям хорошо проанализировать деятельность или бездействие уже существующих промпарков, прежде чем открывать новые.

Внешняя торговля

В 2010 году бывший тогда вице-премьером и министром экономики Валериу Лазэр (ушел с поста летом 2014-го) поставил перед собой и министерством такую задачу: добиться, чтобы темпы роста экспорта опережали темпы роста импорта и даже ВВП, поскольку единственная жизнеспособная экономическая модель для развития Молдовы, как подчеркнул тогда господин Лазэр,— та, которая основывается на экспорте товаров и услуг.

Импорт с 2010 года стабильно рос и увеличился в целом на 42,6% — с $3,85 млрд в 2010-м до $5,49 млрд в 2013-м. По итогам десяти месяцев этого года импорт снизился на 2,3% по сравнению с тем же периодом 2013-го.

Экспорт с 2010 года вырос еще больше — почти на 55%: с $1,54 млрд в 2010 году до $2,39 млрд в 2013-м. Резкий рост экспорта приходится на 2011 год — сразу на 44%. Впрочем, рост произошел в основном за счет еще более резкого увеличения реэкспорта — он вырос в 2011 году более чем на 66%, а его доля на тот момент в общем объеме экспорта достигла 45% (добавленная стоимость реэкспорта не остается в стране). С 2012 года Нацбюро статистики начало указывать долю реэкспорта в общем объеме поставок продукции за рубеж.  В 2012 и 2013 годах доля реэкспорта составляла примерно треть всего экспорта из Молдовы. В этом году его доля вновь стала расти: по итогам пяти месяцев она составила 37,6%.

С молдавским реэкспортом плохая ассоциация | что не устраивает Россию в торговых отношениях с РМ

Одна из причин пересмотра Москвой торговых отношений с Молдовой — реэкспорт. Российские власти выражают опасения, что после взаимного открытия рынков Молдовой и ЕС в РФ под видом молдавских товаров хлынут европейские. Реэкспорт в российском направлении шел из Молдовы всегда, но ранее Москву не беспокоил. Глава торгового представительства России в РМ Владислав Дарвай объяснил пересмотр позиции тем, что Молдова подписала «не совсем понятный с экономической точки зрения» договор с ЕС. Теперь, по его словам, России приходится вести себя с Молдовой «на общих основаниях».

По мнению доктора экономики Татьяны Ларюшиной, в Молдове сформировано мощное лобби для удержания старой, ориентированной на импорт модели экономики, и именно поэтому в правительстве говорят о реэкспорте как о «нормальном явлении». «Оно нормально, когда составляет 10-15% от чистого экспорта, а остальные 85-90% — результат отечественного производства»,— отметила эксперт.

По итогам десяти месяцев этого года экспорт снизился на 0,4% по сравнению с тем же периодом 2013-го. Основная причина — эмбарго РФ на молдавскую сельхозпродукцию.

Экспортные потоки за пять лет изменились следующим образом: доля экспорта в страны ЕС за пять лет выросла с 45% до 52%, российская доля, несмотря на эмбарго на вино в 2013, не изменилась — 26%. В этом году экспорт в Россию из-за введенного летом эмбарго на сельхозпродукцию сократился на треть (по итогам девяти месяцев).

В ответ на российское эмбарго ЕС принял решение о введении с 1 сентября режима временного применения Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли РМ—ЕС. Однако яблоки и сливы, которые Молдова традиционно экспортировала в Россию, не хлынули в ЕС, потому что не соответствуют европейским стандартам качества.

Молдавские экспортеры размахнулись шире в тех же рамках | Как изменилась структура экспорта в Евросоюз с начала действия Соглашения об ассоциации РМ—ЕС

Молдова значительно увеличила экспорт сельхозпродукции в страны Европейского союза после начала действия зоны свободной торговли между РМ и ЕС. Таковы данные анализа Expert-Grup. В относительном выражении экспорт слив увеличился в 8,1 раза, столового винограда — в 5,8, а яблок — в 2,7 раза. Однако абсолютные показатели не слишком выросли. Впрочем, РМ даже не приближается к верхней границе квот, предоставленных Евросоюзом Молдове.

Соглашение об ассоциации, которое уже ратифицировано Европарламентом, вступит в силу после ратификации всеми 28 странами-членами ЕС. Оно предусматривает свободный (беспошлинный) доступ европейских товаров на рынок РМ, а молдавских — на рынок ЕС. Для этого молдавское законодательство, а также производство, менеджмент и качество товаров должны быть максимально приближены к европейским. Ряд экспертов опасаются, что местные производители не выдержат конкуренции и что Молдову ждет засилье импорта. Другие же говорят, что свободная торговля с ЕС подвигнет наконец молдавских производителей модернизировать производство и поднять конкурентоспособность отечественных товаров.

Энергетика

В марте 2010 года Молдова подписала протокол о вступлении в Европейское энергетическое сообщество. В связи с этим власти изменили законодательство, либерализовав энергетический рынок республики. Частично он был либерализован с 1 января 2013 года (для небытовых потребителей), а полностью должен быть либерализован с 1 января 2015 года (вступает в силу договор с Европейским энергосообществом).

Между тем молдавские рынки электроэнергии и газа по-прежнему остаются неконкурентоспособными и недиверсифицированными.

Так, в 2012 году было завершено строительство трансграничной линии электропередач Фэлчиу—Готешты (110 кВ, молдавская часть линии обошлась в 17,5 млн леев), а также подготовлено ТЭО по строительству другой трансграничной ЛЭП — Бельцы—Сучава (400 кВ, на ее строительство нужно 108 млн леев). Однако первая ЛЭП используется лишь частично, а вторая еще не построена.

Газопровод Яссы—Унгены, который, по замыслу властей, также призван диверсифицировать источники и обеспечить энергетическую безопасность Молдовы, до сих пор не работает. Его строительство обошлось в €26 млн, торжественное открытие состоялось 27 августа, но сроки запуска неоднократно переносились. На прошлой неделе власти сообщили, что подписан контракт с румынской OMV Petrom Gas, которая с 1 января будет поставлять в Молдову газ, причем по цене на порядок ниже российской — $276,6 за 1 тыс. куб. м. Правда, пока речь идет лишь о символических «тестовых» объемах.

И будет вам румынский газ| Он начнет поступать в Молдову через две недели, пообещал Андриан Канду

Трансграничный газопровод Унгены—Яссы полноценно заработает к началу ноября, и румынский газ будет дешевле российского. В этом в пятницу заверил журналистов вице-премьер, министр экономики Андриан Канду. По его словам, чтобы снять зависимость от российского газа, власти также планируют построить терминал для сжиженного газа в Джурджулештах и подземное газохранилище. Кроме того, вице-премьер пообещал «приятные сюрпризы», связанные с добычей газа в самой Молдове.

Новый договор с российским «Газпромом», который является монопольным поставщиком газа в РМ, Кишинев не может подписать уже три года,продлевая все это время по договоренности с Москвой старый, истекший 31 декабря 2011 года. Камнем преткновения тогда стал третий европейский энергопакет (был подписан Кишиневом осенью 2011-го), который предполагает разделение поставок, транспортировки и дистрибуции на газовом рынке страны между разными компаниями (всем этим занимается в республике «Молдовагаз», контрольный пакет которого принадлежит «Газпрому»).

Россия настаивала на отказе Молдовы от третьего энергопакета, а Молдова хотела значительного снижения цены на газ. В итоге РМ договорилась с ЕС об отсрочке по имплементации пакета до 2020 года, однако это не повлияло на ценовую политику Москвы. Впрочем, в 2015 году цена на российский газ значительно снизится благодаря падению мировых цен на нефть. Как сообщили в «Молдовагазе», в 2015-м среднегодовая цена для РМ составит $331,8 за 1 тыс. куб. м, что на 13% ниже действующей цены $378. 

Между тем, по информации властей, успехов Молдова добилась в сфере повышения энергоэффективности (помощь ЕС в этой области за последние три года составила €36,2 млн). Были приняты необходимые для развития этой сферы законы, а также создан Фонд энергоэффективности, за счет которого в регионах были реализованы проекты по альтернативной энергетике. Одним из таких стал проект «Энергия и биомасса», рассчитанный на 2011–2014 годы и продленный до 2017-го. Сейчас производство биомассы в Молдове достигло ежегодного объема 100 тыс. тонн, хотя до 2011 года этого рынка в республике не существовало.

Сельское хозяйство

Ситуация в сельском хозяйстве за прошедшее пятилетие была более чем нестабильной. К привычным для Молдовы погодным факторам (засуха, наводнения) добавились российские эмбарго на вино, фрукты и плодоовощные консервы, в связи с чем виноделам и аграриям пришлось искать новые рынки сбыта, а некоторым сворачивать производство.

Тем не менее объем произведенной сельхозпродукции в последние годы постоянно рос — с 19,9 млрд леев в 2010 году до 23,8 млрд леев в 2013-м. Резкое падение отрасли произошло в 2012 году из-за сильной засухи — более чем на 30%, ущерб был оценен в 2,5 млрд леев. Однако в удачном в погодном отношении 2013-м сельское хозяйство страны оправилось от потерь.

Но они пришли с другой стороны. В результате введенного Россией осенью 2013 года эмбарго экспорт вина из Молдовыза год снизился на 30%, а потери составили $78 млн. Потери садоводов от российского эмбарго (введено летом этого года) пообещало компенсировать правительство РМ, выделив на это 138 млн леев. Однако этих денег на всех не хватило. Фермеры сдали на переработку в два раза больше яблок, чем ожидало правительство. Недостающие для компенсаций средства власти пообещали выделить в следующем году.

Компенсации не могут угнаться за урожаем | Желающих получить субсидии может оказаться намного больше, чем денег

Производители фруктов, пострадавшие от российского эмбарго, продолжают сдавать документы на получение компенсаций от правительства, хотя объем выделенных квот на яблоки был выбран еще неделю назад. При этом, по подсчетам аграриев, объем сданных на переработку яблок вдвое превысил установленную правительством планку 60 тыс. тонн. И теперь непонятно, будут ли выплачены компенсации тем, кто сдал яблоки сверх лимита. В минсельхозе проблему признают, но ее решения там пока не нашли.

Инфраструктура и транспорт

Пришедшее к власти в 2009 году проевропейское правительство объявило восстановление и строительство дорог национальным приоритетом. Дорожный фонд за пять лет увеличился более чем в два раза — с 600 млн леев в 2010 году до 1,3 млрд леев в 2014-м, были сданы в эксплуатацию несколько капитально отремонтированных участков национальных дорог: Кишинев—Леушены, Кишинев—Бельцы и др. Накануне выборов 2014-го была сдана в эксплуатацию дорога Сэретень—Сороки (93 км), восстановление которой финансировал американский фонд «Вызовы тысячелетия».

Изменения коснулись и воздушного сообщения. Рынок пассажирских авиаперевозок был либерализован, благодаря чему появились новые воздушные линии, а на рынок вошли новые авиакомпании, в том числе бюджетные. Так, в октябре этого года полеты из Кишинева в Рим и Венецию начала осуществлять венгерская low-cost-компания Wizz Air. А летом этого года была либерализована авиалиния Кишинев—Москва. В результате этого на рынке появился новый игрок — компания «Аэрофлот», а действующие игроки рынка Air Moldova и S7 Airlines увеличили частоту ежедневных маршрутов с двух до трех.

В 2013 году по итогам закрытого конкурса правительство передало в концессию на 49 лет российскому консорциуму Avia Invest Международный кишиневский аэропорт. История обернулась большим скандалом, оппозиция обвинила правительство в преследовании корыстных интересов в этой сделке. Однако сделка не была аннулирована, в правительстве настаивали на том, что концессия — единственный способ модернизировать кишиневский аэропорт. По условиям контракта, концессионер должен инвестировать в модернизацию порядка €245 млн.

Кардинальную модернизацию власти затеяли и на железной дороге. На эти цели месяц назад ЕБРР предоставил Молдове €52,5 млн. Общая стоимость проекта, согласно которому госпредприятие «Молдавские железные дороги» (МЖД) должно закупить десять новых локомотивов и модернизировать железнодорожную инфраструктуру, составляет €116,75 млн.

Впрочем, восстанавливать старые локомотивы на МЖД начали несколько лет назад. Однако модернизация обернулась потерей больших денег и увольнением бывшего главы МЖД Виталия Струнэ. Он был уволен с этой должности министром транспорта летом 2013 года за неэффективное проведение реформ. Два года его руководства железной дорогой сопровождались скандалами, самый громкий из которых связан с модернизацией пяти старых поездов, которая обошлась МЖД в €10 млн (их ремонтом занимался румынский завод Remar, где ранее работал господин Струнэ). После модернизации поезда неоднократно выходили из строя, горели и ремонтировались. В итоге ни один из них сейчас не эксплуатируется.

Деловая среда

Улучшение деловой среды проевропейские власти также объявили одним из приоритетов своей деятельности. И добились в этом заметного успеха, если судить по результатам Молдовы в ежегодном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business (его составляет Всемирный банк и Международная финансовая корпорация). За пять лет Молдова поднялась в Doing Business на 31-ю позицию — с 94-го места в 2009 году до 63-го в 2014-м.

Молдова поднялась на 19 позиций в рейтинге Doing Business | Главными достижениями названы введение е-деклараций и отмена уставного капитала

Молдова заняла 63-е место из 189 стран в рейтинге Doing Business 2015, поднявшись по сравнению с прошлым годом на 19 позиций. Основными достижениями Молдовы, позволившими ей столь существенно улучшить свои позиции, названы отмена минимального уставного капитала при регистрации предприятий, а также введение электронных налоговых деклараций и электронной оплаты налогов.

Все эти годы, отметим, власти говорили о необходимости наладить постоянный диалог с бизнесом и пытались найти для этого работающий формат. Создавались различные площадки для общения, в том числе был создан Экономический совет при премьер-министре, в который вошли представители крупного бизнеса. Впрочем, тесного общения, а тем более понимания со стороны властей бизнес так и не дождался. Его главные претензии, связанные с налоговой политикой и доступом к дешевым кредитам, власти не захотели услышать. Впрочем, у правительства также много претензий к бизнесу: чиновники говорят о безынициативности деловых людей, их неумении и нежелании работать сообща и преследовании только собственных интересов.

Между тем интересы крупных инвесторов власть старается не игнорировать, особенно когда вокруг них разгораются публичные скандалы. Один из них был связан с немецкой компанией Draexlmaier, которая после долгих разбирательств с Налоговой службой подала на нее в суд: инвестор опротестовал решение налоговиков о крупных штрафах, связанных с оплатой компанией питания своих работников. Конфликт был разрешен после вмешательства правительства. Вслед за Draexlmaier о своих претензиях к налоговикам, а также таможенникам заявили американская компания Lear Corporation и австралийская Shan Lian International Group SRL. По итогам разбирательств эти две службы — налоговую и таможенную — в минэкономики назвали «виновницами всех бед бизнеса». В ведомстве также признали, что практическое исполнение законов, облегчающих ведение бизнеса (к примеру, о едином окне), «хромает».

Плохо налаженный диалог между властью и бизнесом можно назвать и одной из причин роста теневой экономики в стране. По данным Нацбюро статистики, доля ненаблюдаемой экономики выросла с 23,6% от ВВП в 2010 году до 28% в 2013-м. По подсчетам экспертов, ситуация гораздо хуже: они говорят, что не менее 50% молдавской экономики составляет теневая. По словам эксперта независимого аналитического центра Expert-Grup Александра Фалы, основными факторами возникновения ненаблюдаемой экономики являются, с одной стороны, налоговое давление, с другой — отсутствие налоговой морали: у граждан страны нет убеждения, что оплата налогов стимулирует развитие общества.

Подводя же экономические итоги «проевропейской пятилетки», эксперты подчеркивают, что властям не удалось главного: провести структурные реформы и изменить экономическую модель, которая по-прежнему основана на потреблении. Причин этого, по мнению экспертов, несколько. «Во-первых,— отметила доктор экономики Татьяна Ларюшина,— не была проведена институциональная реформа центральной власти, поэтому правительства формировались по политическим признакам, из-за конфликта интересов у них были связаны руки, они работали лишь на собственные интересы, а не на благо общества. Не было в проевропейских правительствах и настоящей команды, внутри которой была бы состязательность идей и проектов».

Второй причиной эксперт называет приход во власть крупного бизнеса, что также не позволило перестроить экономику: в то время как госбюджет за пять лет удвоился, ВВП вырос всего на четверть. Диалог только с крупным бизнесом, по мнению госпожи Ларюшиной, власть выстраивала лишь с целью наполнения бюджета и красивых показателей, тогда как для обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо было работать с мелким и средним бизнесом, на уровне микропредприятий. «Эти предприятия сталкиваются с массой издержек и проблем при ведении бизнеса. А их утверждения о слишком высоком налогообложении связаны с тем, что бизнес недополучает от власти за свои налоги качественные госуслуги (по медицине, образованию и т.д.) и вынужден платить за это по второму кругу»,— сказала эксперт.

В то же время в оправдание власти она отметила, что четыре-пять лет — слишком короткий срок для проведения в жизнь полномасштабных структурных реформ, поэтому дайверы роста экономики остались старые — денежные переводы. Также Татьяна Ларюшина напомнила, что были сделаны некоторые шаги по модернизации производства, и часть предприятий успешно переориентировалась на европейский рынок. Кроме того, добавила госпожа Ларюшина, многие реформы были проработаны и утверждены в качестве стратегий развития и проектов, что уже является важным начальным шагом к их реализации.

Впрочем, эксперт уверена, что для практической реализации структурных реформ необходима смена элит: «Политически зависимые правительства не любят проводить реформ, поскольку это всегда затрагивает активную и богатую часть общества и ущемляет интересы импортеров».

Просмотров: 653 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz