На днях министр экономики Валерий Лазэр признал, что участие Молдовы в зонах торговли создает сложности как для Запада, так и для Востока. Более того, чиновник заявил, что Кишинев (читай: правящая коалиция) сегодня не может гарантировать ни одной из сторон подлинность происхождения экспортируемого товара. После таких признаний какие претензии, например, к России, защищающей свои экономические и торговые интересы, можно выдвигать.
Зона риска: Молдова
«Когда страна заключает соглашение о свободной торговле, то автоматически подписывается и документ о происхождении товаров. Принимающая сторона должна быть уверена, что товары произведены в стране, которой дали привилегии. Речь идет о слаженности и корректности молдавской системы определения происхождения, и под вопрос она ставится не только европейскими коллегами, но и российскими», — сказал Лазэр в эфире канала Publika.
Далее министр экономики пустился в романтические рассуждения, которые, по всей видимости, должны были продемонстрировать всему молдавскому обществу осведомленность данного субъекта. «Наши партнеры должны быть уверены, что, скажем, если речь идет о текстиле, то он произведен в Тирасполе, а не в Иваново — городе невест. Или наоборот, наши российские коллеги должны быть уверены, что наши товары произведены в Кишиневе, а не в Бухаресте или Варшаве», — рассуждает чиновник.
Замечательно, тогда как объяснить недавний скандал с экспортом мяса из Молдовы на российский рынок, которое на поверку оказалось вовсе не молдавским, да еще неудобоваримого качества. Только вот разрешительные документы выдавали не где-нибудь, а в молдавских органах власти.
И в этом случае пример Приднестровья выступает как спасательный круг для бездарной власти в Кишиневе. «У нас есть сложности и с Приднестровьем. Мы должны быть уверены, чтобы таможенная служба РМ, выдающая сертификаты происхождения, должна быть в состоянии удостовериться, что товар произведен, например, в «Тиротексе», а для этого они должны иметь доступ на предприятие, к бухгалтерским отчетам. Этого всего пока нет. Ключ к решению этой проблемы не в Кишиневе. Кишинев больше всех заинтересован, чтобы этот режим работал на всей территории страны. У коллег из Тирасполя другой взгляд», — заявил он.
Когда официальный Кишинев заявляет, что ключ к решению подобных проблем экспорта не у него, о чем вообще можно говорить с такой властью. По сути, министр экономики открытым текстом признал, что нынешняя правящая коалиция в Молдове ничего не контролирует и ситуация полностью выходит из-под контроля. При этом все последние несколько лет КПП только и делала, что портила на всех уровнях отношения с Россией. А теперь, когда в РФ нас открыто предупредили о том, что условия Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС напрямую затрагивают стратегические интересы России, правящая коалиция спешно парафирует документ и в таком же спешном порядке планирует его подписать уже 27 июня.
Последствия такой близорукой политики уже дают о себе знать — с начала текущего года молдавский экспорт в Россию сократился на 40 процентов. В правительстве заявляют, что это происходит на фоне увеличения экспорта в ЕС, дескать, молдавские экспортеры переориентировались. Правда экспорт в еврозону если и растет, то не на 40 процентов, да и качество этого экспорта совершенно другое. Другими словами, поставками текстиля по квотам не перекрыть прибыль от поставок, к примеру, молдавского вина, фруктов и овощей в Россию. Для сравнения: ежегодно Молдова экспортирует в РФ до 140 тысяч тонн только яблок, а ЕС нам предлагает квоту на яблоки в объеме всего 20 тысяч тонн.
Ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе рынок ЕС не сможет компенсировать потерю рынков на пространстве СНГ. К тому же Соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕС намеренно ведет к сокращению внутреннего производства и как следствие — сокращению экспортного потенциала Молдовы. В результате Россия может в качестве защитной меры (и об этом говорится на самом высоком уровне в Москве) максимально повысить таможенные пошлины, а со временем ввести квоты по примеру ЕС по широкому перечню товарных групп. Что в этом случае намерены предпринять власти Молдовы?
Стабильно нестабильные
Соглашение не испортит отношений с Россией. Об этом премьер Юрие Лянкэ заявил на встрече с заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным, находящимся с двухдневным визитом в Кишиневе.
Лянкэ уверен, что процесс европейской интеграции никоим образом не противоречит сотрудничеству в рамках СНГ.
«Мы желаем, чтобы наши отношения с Москвой были очень хорошими. Наш процесс сближения с ЕС транспарентен, нам нечего скрывать, и Соглашение об ассоциации не противоречит сотрудничеству с Россией. Мы хотим быть прогнозируемым партнером, что обеспечит хорошее сотрудничество как на Востоке, так и на Западе», — заявил Лянкэ.
Самое интересно, что всего за неделю до этой рабочей встречи с российским чиновником компоненты правящей коалиции недвусмысленно дали понять, что Молдова и вовсе может подать заявку на выход из состава СНГ по примеру соседней Украины.
С 2015 года полноценно заработает Евразийский экономический союз, учредителем которого являются страны ТС — Россия, Беларусь, Казахстан. В скором времени к нему могут присоединится еще несколько стран СНГ. Уже созданы единые органы власти, контролирующие структуры, приводится в соответствие нормативная база стран-участниц, налажена единая система взаимоотношений, затрагивающая не только вопросы свободного передвижения товаров и услуг, но и трудовой силы, социальной защиты населения. Правящая коалиция в Молдове наотрез отказалась даже рассмотреть перспективы участия нашей страны в интеграционных проектах на Востоке.