Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Понедельник, 20/05/24, 06:37
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2014 » Июнь » 19 » РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ
22:34
Из выступления депутата ПКРМ Эдуарда Мушука на итоговом круглом столе в Кишиневе

 

В 90-е годы произошёл значительный откат Молдовы по всем социально-экономическим показателям. Деиндустриализация Молдовы привела к масштабной миграции эффективной рабочей силы. По разным оценкам, порядка миллиона граждан РМ работает за границей.

 

Согласно оценкам Всемирного банка, денежные переводы трудовых мигрантов составляют более 24% от ВВП Республики Молдова, а если учитывать и «теневую» их часть, то все 25–35%. Именно переводы мигрантов в значительной мере формируют и влияют на внутренний спрос.
 

Экономическая деградация

 
Учитывая стабильно негативное сальдо внешнеторгового баланса РМ — импорт (более 2 миллиардов долларов) в 2,5 раза превышает экспорт (более 5 миллиардов долларов), ущербность и временный характер экономической модели в РМ становятся более чем очевидными.
 
Процессы переходного периода, включая его территориальный аспект, происходили в большей степени спонтанно, что создало определённые диспропорции в развитии страны:
 
— экономическая активность преимущественно в муниципии Кишинёва и экономическая стагнация в большей части остальной Молдовы;
— депрессия на селе и в большинстве малых городов (где население менее 20 тысяч), в которых ранее доминировали 1–3 крупных предприятия.
 
Параллельно с процессом деиндустриализации в 90-е годы произошёл процесс деурбанизации и рурализации Молдовы, где доля городского населения уменьшилась, согласно официальной статистике, с 48% до 40%, а с учётом эффекта рурализации малых городов можно смело говорить о еще большем падении процента урбанизации — в диапазоне 34–40%.
 
Учитывая тот факт, что в развитых странах процент урбанизации превышает 51% и, как правило, составляет 65–80%, а также, беря во внимание негативную динамику Республики Молдова, в этой связи можно утверждать, что наша страна приближается к низшему порогу урбанизации (34%) согласно международной классификации.
 

Пример истории

 
Мы все помним рассвет «Солнечной Молдавии» в 60–80-е годы, когда благодаря плановому размещению более 300 крупных предприятий (отрасли перерабатывающей, лёгкой промышленности, в областях электроники, приборостроения и др.) и параллельным развитием соответствующей городской инфраструктуры, республика прошла этап активной урбанизации. 
 
В период с 1961-го по 1990 годы городское население Молдовы выросло в более чем 3 раза — с 670 тысяч до 2,1 миллиона человек. Как результат — сформировалась городская система из 21 города (1 большой, 3 средних и 17 малых) и 45 ПГТ (посёлка городского типа).
 
Сегодня Молдова (включая Приднестровье) насчитывает 63 города: 1 город — свыше 500 тысяч чел., 3 города — свыше 100 тысяч чел., 10 городов — от 20 до 50 тысяч чел., и 49 городов с населением менее 20 тысяч человек.
 

Шаги к развитию

 
Учитывая текущее состояние дел в национальной экономике, становится очевидной необходимость новой индустриализации и урбанизации Молдовы в условиях систем государственного устройства и принципах рыночной экономики XXI века.
 
Для этого ПКРМ предлагает предпринять следующие шаги:
1. Изменить модель (экономического роста);
2. Создать условия (для привлечения инвестиций);
3. Распределить рост (по всей территории).
 
Первое. Необходима замена инерциальной модели роста, основанной на потреблении, которое подпитывается денежными переводами от мигрантов, на новую, основанную на привлечении масштабных инвестиций, для роста внутреннего производства и экспорта.
 
Суть настоящей модели роста экономики в РМ (Экспорт молдаван — импорт товаров) необходимо изменить.
 
Второе. Необходимо создать базовые условия для привлечения масштабных инвестиций — создать системные гарантии соблюдения правил игры внутри страны и внешнеполитическую стабильность.
 
Правовое государство, консолидация демократических институтов в руках всего народа, а не олигархов, включая прямое формирование народом судебной власти, прокуратуры, Счётной палаты и т. д., — гарантия на уровне системы, а не отдельного человека (политического лидера, государственного деятеля или чиновника) соблюдения прав каждого инвестора.
 
Молдова без коррупции — базовое условие для нового экономического и социального рывка Молдовы.
 
Интеграционная открытость, стратегические отношения с Востоком и Западом обеспечат так необходимую Молдове внешнеполитическую стабильность для ускоренного экономического и социального развития. Прочные отношения с Европейским и Евразийским экономическим союзами, с разными степенями интеграции, тесное экономическое сотрудничество с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, обеспечат необходимый доступ к международным финансовым центрам, капиталу и рынкам.
 
В этой связи уход от «удавки» Международного валютного фонда ПКРМ считает важной задачей. Грубое навязывание чужой воли и интересов идёт во вред национальным интересам. Сегодня порядка 1 миллиарда «лишних» заимствованных средств не крутятся в национальной экономике Молдовы, а искусственно держатся в Национальном банке, а фактически на счетах западных банков.
 
Эти и другие заёмные и инвестиционные средства необходимо направить на создание целевых государственных фондов для инвестиций в экономическое и социальное развитие Молдовы.
 
Третье. Распределить рост как экономический, так и социальный — вовлечь всю страну, всё общество в процесс модернизации, ускоренного развития является одной из ключевых задач.
 
Для этого ПКРМ планирует провести реальную децентрализацию власти — административную и финансовую, усиление роли местных властей, реализацию национальных целевых программ «40 городов» и «Молдавское село».
 

«40 Городов» 

 
Эта программа, основанная на концепции центров роста, ускоренного экономического развития. Примеры тому можно найти в ближайшей истории — Франция 60-х годов, Ирландия в 80-х годах, Юго-Восточная Азия и Китай 90-х годов.
 
В рамках «40 Городов» предполагается разработка отдельных программ для каждого центра роста, создание особых условий для привлечения инвестиций и экономического роста, включая индустриальные кластеры, бизнес-инкубаторы, инновационные центры и технопарки, девелоперские проекты по новой застройке и др.
 

«Молдавское село» 

 
Эта программа — новая жизнь на селе в современных условиях, решение проблем занятости и инфраструктуры (дороги, вода и канализация, энергоэффективность и новые технологии строительства домов, зданий).
 
Отдельное внимание в программе развития будет уделено роли автономий и активизации роли территорий.
 
ПКРМ видит особо важную роль Гагаузии через укрепление автономии экономически и административно, обеспечение её ускоренного развития посредством использования особых связей с «тюркским» миром — такими странами как Турция, Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Узбекистан и не только.
 
Специальный статус национально-культурного района ПКРМ предлагает определить Тараклии посредством особого экономического и культурного сотрудничества с Болгарией стимулировать ускоренное развитие этого важного района на юге Республики Молдова.
 
ПКРМ принципиально будет продвигать приоритет регионального развития, децентрализации и усиления территориальных автономий, активизацию роли территорий в комплексном развитии страны. Всё это, сочетая с дружеской и сбалансированной национальной политикой инклюзивного характера, создаст необходимые условия для разрешения Приднестровского конфликта. Который ПКРМ видит как масштабный прорыв для всей страны, залог её стабильного развития на многие десятилетия.
Просмотров: 504 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz