Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Вторник, 14/05/24, 00:50
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2012 » Май » 14 » Выборы в НСГ: битва за каждый мандат
Выборы в НСГ: битва за каждый мандат
23:57
 До начала очередной избирательной кампании в Гагаузии осталось совсем немного времени. За места 35 депутатов Народного собрания Гагаузии будут бороться множество претендентов: независимых (в Гагаузии их традиционно много) и выдвиженцев политических партий. Как и в прошлый раз, на контроль над Народным собранием претендуют три силы. С какими перспективами они подходят к электоральной гонке?
Народное собрание Гагаузии — весьма значимый институт региональной политики. Несмотря на то, что глава автономии (башкан) самостоятельно формирует исполнительную власть, состав его команды утверждается именно НСГ. Депутаты имеют право отправить в отставку любого из членов исполкома Гагаузии. Они же принимают бюджет. Без согласия большинства законодателей невозможно проводить экономическую и социальную политику.

Как это было 
Прошлые выборы Народного собрания привели к серьезным разногласиям. ПКРМ выдвигала на пост председателя экс-примара Конгаза Демьяна Карасени. Глава автономии Михаил Формузал стремился к избранию своего ставленника Сергея Чернева, но вскоре отказался от этой идеи в пользу союза с Николаем Дудогло, который прочил на высокое место свою сестру Анну Харламенко. Она в итоге и стала председателем. 

Тем не менее, в октябре прошлого года было подтверждено, что избрание Харламенко произошло незаконно. Бывший соратник Дудогло, входивший в счетную комиссию тех выборов (тайных) Петр Влах заявил, что, по результатам голосования, председателем НСГ должен был быть объявлен Демьян Карасени и извинился перед жителями Гагаузии за то, что, «вопреки законной процедуре», НСГ возглавил другой человек. 

В дальнейшем «худой мир» между группировками Формузала и Дудогло оборачивался «доброй войной» между законодательной и исполнительной властью Гагаузии множество раз в течение всех четырех лет работы этого созыва НСГ. Будущая конфигурация НСГ определит как новые линии конфликтов и компромиссов, так и политическую судьбу нынешнего башкана Гагаузии.

Призрачный шанс
Для действующего башкана Гагаузии эти выборы Народного собрания станут моментом истины. От них по большому счету и зависит, сумеет ли он хоть как-то удержаться на плаву или будет вынужден тихо «досиживать» оставшийся ему срок на посту главы автономии и члена кабмина. Ведь вопрос о «народном лидере» очень спорен: действующий башкан победил, опираясь на чуть больше трети голосов, с минимальным отставанием двух других кандидатов.

Кроме того, местные выборы 2011 года и вовсе нанесли Формузалу сокрушительный удар. Глава Гагаузии, не обладавший политическим влиянием в Комрате, год назад остался даже без трибуны в тамошнем муниципальном совете. В Чадыр-Лунге же, где он чувствовал себя хозяином еще с примарских времен, не смог даже побороться за сохранение позиций. В Вулканештах Формузал и вовсе пропустил два удара подряд: сначала на выборах примара победил коммунист и ушел из башканской команды к Николаю Дудогло давний протеже Сергей Чернев.

Формузал значительно утратил влияние и в селах. Кроме этого, многие местные избранники из «группировки Формузала» проявили куда большую самостоятельность, нежели от них ожидалось, и стали формировать в местных советах коалиции по профессиональному, а не политическому признаку.

Отказывает Формузалу и излюбленная «патриотическая» риторика. Ему не удается больше некогда кого-то прельщавший образ «интеллигентного радикала». Некоторые из лояльных ему депутатов Народного собрания могут запросто заявить о главенствовании в стране румынского языка, а то и вовсе покинуть зал заседаний НСГ, услышав на нем гагаузскую речь.

У Формузала остался всего лишь один, хоть и очень призрачный шанс восстановить влияние — выборы депутатов НСГ. В счет, разумеется, пойдет пресловутый админресурс в небывалых масштабах, а также, возможно, и давление на кандидатов от ПКРМ. Речь не идет о получении 50 процентов плюс 1 в Народном собрании. Задача в том, чтобы с полученными мандатами войти в любую конфигурацию большинства. Соответственно, чем меньше у Формузала будет мандатов, тем меньше влияния в такой коалиции. А провал на выборах автоматически отправит его в оппозицию в законодательном органе.

Попытка выйти за пределы столицы
Политическая группировка примара Комрата Николая Дудогло надеется на этот раз отойти от имиджа «команды одного города». На выборах четырехлетней давности «группа Дудогло» получила в Народном собрании шесть мандатов из 35-ти. Из них четверо были избраны от Комрата. Еще два — кандидаты от Демпартии, с которой Дудогло тогда еще дружил, а позже рассорился, чтобы снова подружиться теперь, в 2012 году, после визита в Гагаузию Плахотнюка. В дальнейшем та «фракция» потеряла двух депутатов и восстановилась в численности лишь после союза с бывшими союзниками Михаила Формузала из Вулканешт.

Наработанные схемы Дудогло не оставил: лояльное ему движение «Новая Гагаузия» выдвигает кандидатами в депутаты в основном заметных предпринимателей. От «родного» для Дудогло округа в депутаты, к примеру, выдвинулся бизнесмен Дмитрий Константинов, которого не только гагаузские, но и кишиневские СМИ уже окрестили «гагаузским Плахотнюком».

Задача Дудогло выйти на общегагаузский уровень не проста. Как и прежде, за пределами Комрата активности градоначальника и его сподвижников значительно меньше. Дудогло так и не смог стать «своим» для жителей чадыр-лунгского и вулканештского районов, а также изрядного числа сел комратского. А лояльные ему функционеры в этих городах если и способны в некоторых случаях претендовать на мандат в местном совете, то уж никак не на одну из лидирующих позиций в гонке за мандат депутата НСГ.

«Группа Дудогло» в информационном плане ведет себя достаточно агрессивно. Особенно достается Формузалу, которого за последний год называли не только «предателем народа», но даже «антихристом». Это выглядит странно на фоне другой составляющей: стремления Николая Дудогло, подобно его «заклятому врагу», сблизиться с максимальным числом кишиневских политиков, причем зачастую он отбивает «старших соратников» все у того же Формузала. Эти два вектора идеологии «Новой Гагаузии» полностью подменили собой любые темы, связанные с актуальными проблемами жителей, с вопросами экономического или социального развития региона.

Задача: устойчивое большинство
Партия коммунистов — единственная, пожалуй, молдавская партия, чей рейтинг в Гагаузии связан с собственным авторитетом и прямой поддержкой населения, а не с перманентным «окучиванием» представителей политических и бизнес-элит. На трех последних парламентских кампаниях ПКРМ уверенно побеждала в Гагаузии, получая подавляющее большинство голосов и опережая в несколько раз ближайших конкурентов. Но в Гагаузии, как известно, поддержка той или иной партии значит куда меньше, когда речь идет о выборах местных органов власти или депутатов Народного собрания.

Во время кампании 2008 года именно ПКРМ смогла получить в НСГ большинство: 18 мандатов из 35-ти.

Большинством, правда, воспользоваться не удалось: через неприкрытое давление оппонентам ПКРМ удалось «переманить» одного из депутатов, а затем убедить выйти из законодательного органа другого избранника, поддерживавшего ПКРМ. 

Сможет ли ПКРМ повторить успех 2008 года? Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит взглянуть на последние изменения в электоральных предпочтениях местных избирателей. В особенности на результаты последних местных выборов, состоявшихся меньше года назад. Анализ показывает, что позиции коммунистов оказались значительно укреплены, причем, что особенно опасно для их оппонентов, укрепились они именно за счет трех городов автономии. Так, в комратском муниципальном совете ПКРМ получила первое место среди электоральных конкурентов и смогла увеличить свое представительство в два раза. 

В Чадыр-Лунге, считавшейся «вотчиной Формузала», коммунисты получили крупнейшую фракцию в горсовете, уверенно боролись за пост градоначальника, а сейчас представлены вице-примаром и председателем совета. Наконец, в Вулканештах удалось и вовсе победить на выборах градоначальника. 

Напомним, свой представитель в НСГ есть у каждого населенного пункта автономии: Комрат избирает депутатов от четырех округов, у Чадыр-Лунги и Вулканешт — по три избранника, у крупнейших сел Конгаз и Копчак — по два, и еще у 21-й коммуны различных размеров — по одному. 


Текст: Олег Тимошенко
Просмотров: 582 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz