Человек, которого справедливо называют главным артистом гагаузов, в
жизни очень доброжелателен, надежен, требователен к себе, любит порядок
во всем, с трепетом относится к любому талантливому человеку, с долей
юмора может ввернуть к месту и крепкое словцо. Бог наделил его
талантами, которых с лихвой хватило бы на десятерых: великолепный
собеседник и рассказчик, пародист и тамада, лэутар и собиратель
народного фольклора, исполнитель гагаузских и молдавских народных
песен, тонкий дипломат, непревзойденный организатор культурных
мероприятий всех уровней, положивший начало культурным связям с
городами: Клайпеда, Белая Церковь, Бобруйск, Султан-Хисар. Все это в
сочетании с личным обаянием сделало его известным не только в Гагаузии,
не только в Молдове, но и далеко за пределами нашей Республики. Его
знают и уважают. Для каждого он найдет приветливое слово, весёлую
шутку, занимательный рассказ.
10 июля начальник Управления культуры и туризма Гагаузской Автономии,
заслуженный работник культуры Гагауз Ери и Молдовы, обладатель почетной
медали «Меритул чивик», член международной организации ТЮРКСОЙ Камбур
Дмитрий Андреевич отмечает свой 60-летний юбилей, он любезно согласился
на интервью внештатному корреспонденту “Панорамы” В.А. Цынцару. - Дмитрий Андреевич, 60 лет это полноценная зрелость. Ваше
состояние души каково?
- Состояние души такое же, как и 10-15 лет назад. Просто сейчас о жизни
знаешь гораздо больше. Это избавляет от массы ненужных проблем, ошибок.
Впереди, надеюсь, еще много прекрасных возможностей - лавное
воспользоваться ими. 60 лет - это время, когда особо хочется провести
ревизию своей жизни, можно еще что-то откорректировать. У детей свои
семейные гнездышки. С любимой супругой мы давно стали единым целым.
Карьера, по большому счету, состоялась. Одно желание остается свежим и
непреходящим - желание чувствовать сцену.
- Откуда ваши корни?
- Родился я в Чишмикиое, в простой крестьянской семье, где кроме меня
было два брата и две сестры. Мать Акулина Афанасьевна - скромная по
натуре, - всю жизнь проработала в колхозе. Отец Андрей Георгиевич также
всю жизнь проработал в колхозе бригадиром-виноградарем, знал толк в
своем деле. За знание техники прививки фруктовых деревьев его на селе
прозвали «Мичуриным». Отец слыл хорошим рассказчиком с большой долей
юмора. Долгими зимними вечерами в детстве я жадно слушал песни и
рассказы взрослых и потом, засыпая, видел чудесные сны. Всё это
сплеталось со звучанием музыки. Вскорости я взял в руки гармонику и с
удивлением обнаружил, что она подчиняется мне.
- Что для вас значит ваша малая родина?
- Выражение «малая родина» в моём сердце всегда написано самыми
большими буквами. Где бы я ни находился, каким бы успехом я ни
пользовался, я всегда возвращаюсь в родное село, чтобы выпить воды из
чистого родника, глотнуть свежего родного воздуха, встретиться с
односельчанами, пошутить, ведь нигде больше нет такого юмора, как в
Чишмикиое. И просто ступить на клочок дорогой сердцу земли, пропитанной
памятью о моих родителях, которым я обязан всем.
- Ваша карьера началась с участием в сельской агитбригаде. Наверное,
надо быть очень сильным и целеустремленным по характеру, чтобы дойти до
руководителя такого ранга?
- Мои первые серьёзные артистические пробы проявились действительно в
сельской агитбригаде, где нужно было петь, танцевать, декламировать.
Днём работал в магазине продавцом, а вечерами бегал на репетиции. И в
какой-то момент понял, что сцена становится чем-то главным, вытесняя
всё остальное. Была учёба в культпросветучилище, затем в Институте
искусств. Работал директором ДК села Етулия, Чишмикиой и Кымпены,
районного Дома культуры, заведующим отдела культуры Вулканештского
райисполкома. Много взял для себя работая в посольстве Республики
Молдова в Анкаре. С 2000 по 2007 занимал серьезную должность начальника
управления культуры и туризма РМ. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю,
что, невзирая на все занимаемые мною в разное время должности в сфере
культуры, в первую очередь, я чувствовал себя артистом и вдохновение во
всех моих начинаниях давало именно это чувство. А цель у человека
всегда должна быть.
- Можно соединить в одно - ваша семья и ваше становление личности
артиста?
- Для меня эти два понятия сплетены в одно. Моя супруга Нина Ивановна,
мои сыновья Андрей и Сергей - это мой надёжный тыл. Чувство крепкого
тыла всегда давало мне силы, уверенность. А теперь еще и во внуках
черпаю вдохновение - их у меня четверо. Старший внук уже студент
техникума в г.Электросталь, внучка студентка Кипрского университета.
Внуки - моё продолжение и надежда.
- В своей работе вы большое внимание уделяете детским коллективам,
поддерживаете их, устраиваете конкурсы и фестивали, организуете выезды
за рубеж. Себя из детства вы вспоминаете, как маленького артиста?
- Очень ярко приходит воспоминание: я ученик четвертого класса, стою на
сцене - весь зал слушает, как я декламирую стихи. Стихи эти до сих пор
помню. Отчетливо запомнил награду за I-е место - стал лучшим танцором
школы.
- Кто ваш любимый артист юмористического жанра?
- Конечно же, Аркадий Райкин. Этот неподражаемый актер во все времена
останется моим учителем и кумиром.
- Что для вас значит народная музыка?
- Народная музыка, народная песня - это сущность моей жизни. Вся моя
жизнь прошла в Молдове, я играл и пел в городах и селах на свадьбах,
хорах, концертах, гуляньях.
Конечно же, репертуар состоял в основном из народной музыки. Фольклор
это зеркало души народа. Истинными носителями народной музыки были с
давних времен лэутары. Благодаря старинным историческим документам до
нас дошли имена отдельных музыкантов: лэутары Стойка и Русту, Сурлар,
Мирча Пурчел - эти имена упоминаются в документах XV века. А имена
таких лэутаров прошлого столетия были известны всей Молдове: Барбу
Лэутару, Янку Пержа, Костаке Марин, Тимофей Няга. Надо помнить об
истоках нашей музыкальной культуры, уходящих в далекое прошлое.
Известный писатель М. Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем легче поймем великое значение творимого нами настоящего».
- Что вы можете сказать о любимых вами исполнителях народной музыки
современности.
- В Молдове много музыкантов, хранящих традиции лэутаров. Но я скажу
лишь об одном. Николай Ботгрос - лэутар и профессионал с большой буквы,
перед игрой которого я снимаю шляпу. У него отличное качество звука
сочетается с чистотой интонации, острым чувством ритма и развитой
техникой. Ботгрос свободно владеет всем диапазоном инструмента, включая
верхние регистры, использует все тембровое богатство скрипки. И
основное - к особенностям исполнительского стиля Николая Ботгрос
относятся яркий динамизм и импровизационность. Под стать маэстро его
оркестр «Лэутары».
- Ансамбль народного танца «Гагаузлар» ваше детище?
- В конце 70-х годов, в Вулканештах, в ходе подготовки к ежегодным
«Дням культуры», на базе автопарка колхоза «Гигант», при содействии
завгара Николая Петровича Петриогло и большой поддержке председателя
орденоносного колхоза Ильи Игнатьевича Дулогло была осуществлена моя
идея создания танцевального коллектива «Гагаузлар». Первоначально это
был мужской состав в количестве 20 человек. Потом уже расширили
репертуар. Изменился состав. Колхоз налаживал экономические связи, а
«Гагаузлар» - культурные. Так у нас завязалась большая дружба с
городами Клайпеда, Белая Церковь, Бобруйск, побывали с коллективом в
Чехословакии.
- Правда, что находясь на гастролях в Украине, выступая перед
шахтерами, вы убедительно попросились у руководства шахты спуститься в
забой?
- Да, это так. В красном уголке шахты, где мы выступали, царил порядок,
во всем чувствовалась заботливая рука. Единственное, что поразило меня
- это лица шахтеров. Я подумал: наверное образ жизни шахтера тёмный мир
под огромным пластом земли накладывает свой отпечаток на их лица. Как
же там, в забое? Тогда я и попросил руководителя шахты разрешить нам
спуститься в забой. Разрешили только пятерым. Те полчаса, проведенные
под землей, перевернули все мое отношение к шахтерскому труду. Уверяю
вас, каждый раз, спускаясь в забой, эти люди совершают подвиг. А те
скупые аплодисменты, которыми наградили нас шахтеры, перевешивали любые
другие бурные аплодисменты.
- Что вы больше всего цените в человеке?
- Надежность. Это друзья моего детства и юности: Петр Момча, Георгий
Маджар, Афанасий Карагеорги. В семье Петриогло, моих дорогих сердцу
саадычей, всегда тепло, надежно и уютно. У меня много надежных друзей.
Я это очень ценю и понимаю, что для меня это и большая ответственность.
- А что в первую очередь вы цените в артисте - личные качества или
профессионализм?
- В первую очередь ценю таланты. Мне в жизни редко встречались ярко
одаренные личности с негативными личностными качествами. Считаю, что
талант, в большом смысле, облагораживает человека.
- Под вашим руководством работают такие люди?
- Нашу Гагаузию Бог не обидел талантливыми людьми. Назову лишь
несколько имен: Татьяна Щеголева - художественный руководитель ансамбля
«Дюз-Ава», Авраам Кеся - руководитель ансамбля «Кадынжа», Михаил
Константинов - руководитель национального театра им. Чакира,
исполнительница классической вокальной музыки Вера Цынцару, солист
эстрадной музыки Петр Петкович, ансамбль скрипачей «Элегия» и еще
много-много талантливых исполнителей.
- Ваше отношение к успеху?
- Главное - не расслабиться, не воспринять успех или славу, как отдых,
как передышку. Ведь после первого успеха от вас потребуют нового.
Стремясь к успеху, нельзя впасть к нему в зависимость. Тогда ваша жизнь
станет полна вдохновенного труда.
- Дмитрий Андреевич, вы являетесь членом Международной организации
ТЮРКСОЙ. Что это за организация?
- ТЮРКСОЙ - это окно тюркской культуры и тюркских деятелей в мировое
пространство. Деятельность этой организации направлена на укрепление
мира и сотрудничества между народами, интеграцию тюркской культуры в
мировое культурное пространство. Организации 15 лет, она получает
неизменную поддержку глав государств тюркоязычных стран. Основной целью
организации является сотрудничество между тюркоязычными народами для
совместного развития и передачи будущим поколениям общих материальных и
культурных памятников тюркских народов. Для меня большая честь являться
членом этой международной организации.
- Что вы вкладываете в понятие руководить людьми?
- У опытных руководителей за долгую жизнь складывается своя школа
руководства, свои приемы и навыки. У меня тоже есть такой опыт. Поэтому
я беру на себя смелость утверждать, что из сотен правил управлять
людьми руководителю любого ранга нельзя пренебрегать двумя. Первое -
создать наилучшие условия для творческой работы подчиненного, и второе
- контроль.
- Что вы больше всего любите?
- Общаться с интересными людьми.
- Ваши ближайшие планы, как начальника управления?
- Сейчас ведется большая подготовка ко II Всемирному конгрессу
гагаузов, который состоится в августе месяце. Также идет
подготовительная работа к празднованию 15-летия Гагаузской Автономии.
- Считаете себя счастливым человеком?
- Нужно просто научиться чувствовать себя счастливым. Достичь гармонии
между своим я и окружающей действительностью. Останавливаться на том,
что имеешь не стоит. Только постоянно к чему-то стремясь, достигая
поставленных целей, можно испытать чувство легкости и
удовлетворенности. Может это и есть счастье?
- От всех читателей с юбилеем Вас, Дмитрий Андреевич! Много вам
творческих успехов.