Что мешало нынешней власти, к примеру, продолжить практику предыдущей власти отправлять законопроекты, имеющие отношение к правам и свободам граждан, на экспертизу Совета Европы? Альянс во всех своих версиях не сделал этого ни разу. Мало слышно и о публичных слушаниях законопроектов внутри страны.
Что мешало власти «за евроинтеграцию» сохранить такой важный демократический институт, как стабильная избирательная система, которая работает не на самосохранение власти, а на воспроизводство справедливого волеизъявления граждан и формирование любой представительной власти? Вместо того чтобы укрепить этот важнейший демократический институт, власть его основательно девальвировала, раз за разом пытаясь изменить избирательную систему и внести в нее удобные для себя поправки. Одно голосование и переголосование ЛДПМ за введение смешанной системы говорит много об отношении к европейским ценностям и стандартам тех, кто бьет сегодня себя в грудь пяткой, из кожи вон лезет, стараясь доказать, что они способны «привести Молдову в Европу». Между прочим, несправедливая, не имеющая аналогов в мире система «Робина Гуда», как ее назвал Гимпу, — система, при которой проценты непрошедших в парламент партий распределяются не пропорционально, а поровну между теми партиями, которые в парламент вошли — сохраняется. Ну просто торжество европейской демократии!
Почему власть, которая на словах стремится в Европу всеми силами, употребила эти силы на прямо противоположное, а именно: на введение цензуры и попытки ликвидации оппозиции? Закрытие телеканала NIТ — это как, по-европейски? Попытка запрета символики оппозиции — этому тоже власти научились в учебниках по демократии? Запрет отменен Конституционным судом, а в парламенте — до сих пор нет. Причем перевыборы в ряде населенных пунктов состоялись в условиях абсолютно дискриминационного, карательного избирательного законодательства. Так власть строит Европу у себя дома!
Якобы стремящаяся в Европу власть почему-то позволяет себе плевать на и без того деликатные замечания Венецианской комиссии, к примеру, по поводу изменения избирательного законодательства.
Принцип разделения властей — фундаментальная основа любого европейского государства. Эта власть попрала его совершенно официально и публично, распределив политический контроль над ветвями государственной власти в так называемых дополнительных протоколах к договору об учреждении коалиции. Теперь в Молдове функционирует нормальная политическая практика подчиненности Национального антикоррупционного центра, прокуратуры, МВД, СИБа и прочих структур партиям, а точнее — их хозяевам в лице олигархов. К этому стоит добавить формально не закрепленный, но тем не менее реальный контроль над Конституционным судом, КСТР, ЦИКа и прочих важнейших в демократическом обществе структур. Нет, это не европейская демократия, это вполне нормальная латиноамериканская хунта образца 70-х.
Реформы в терминологии власти и контролирующих их политических центров — это "освобождение от наследия тоталитарного коммунистического режима". За этой официальной легендой скрывается тотальная ликвидация публичной собственности, банков, скупка стратегических объектов за копейки, уничтожение сферы услуг в таких важнейших областях, как образование и здравоохранение, политическое переподчинение рычагов власти. Но в Старой Европе, куда власть так стремится, такие вещи непозволительны и невозможны. За одни попытки захвата собственности государства, попытки заработать на обесценивании национальной валюты были бы гарантированы длительные сроки заключения для главных организаторов. А для политических партий, с платформы которых осуществлялись бы такие попытки, это означало бы катастрофу.
Категория «захваченное государство», суммирующая вышеперечисленные и многие другие действия власти, никак не сочетается с процессом европейской интеграции. И это прекрасно понимает не только молдавская оппозиция, но и европейские партнеры. Так, последняя резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы открыто говорит о том, что в Молдове существуют серьезные проблемы с разделением властей, что государственные структуры подчинены частным интересам. В документе отмечается, что существуют серьезные проблемы с коррупцией, со свободой слова и упоминается случай отзыва лицензии у телеканала NIT. В документе говорится, что положение дел в правоохранительных органах остается проблемой. По мнению Совета Европы, не проведена реформа прокуратуры и судебной системы.
Представители Евросоюза в Молдове не менее категоричны, когда говорят, что проводить реформирование в духе европейских стандартов надо на практике, а не в декларациях.
Длинный список антиевропейской политики и реакция на него европейских чиновников и представителей — главная причина того, что Филат был вынужден признать, что «Европа Молдову не любит». Филат обещал, что Молдова продолжит домогаться такой любви. Свое обещание он дал во время очередного антиевропейского действа — перед людьми, согнанными насильно. Последнее — дополнительное свидетельство в длинном списке реальных антиевропейских практик власти.