Главная » 2013»Октябрь»10 » Adevarul: Гагаузы уже давно не говорят на гагаузском
Adevarul: Гагаузы уже давно не говорят на гагаузском
13:31
Вот уже некоторое время лидеры гагаузов (те обращенные в христианство турки, которые проживают на юге Республики Молдова) по любому поводу выступают с воинственными заявлениями в адрес всего румынского. За почти 20 лет автономии они не особо демонстрировали свою культуру, зато часто демонстрировали кулаки Кишиневу.
Текст: Валентина Басюл, газета Adevarul Перевод: Вера Балахнова, eNews.md
В 1994 году они выступили за гагаузский язык в школах и других государственных учреждениях. Мягкотелые молдаване у власти согласились, дав им даже больше. Только за это время выросли целые поколения детей, русифицированных в школах, а многие взрослые гагаузы уже давно не говорят на языке предков, используя только язык Пушкина.
Чтобы понять какому богу поклоняется этот народ, достаточно зайти на официальный новостной интернет-портал автономии – gagauzia.md. Версия на их родном языке не содержит ни одной информации на гагаузском, абсолютно ничего! Последние новости на румынском датируются 2010 годом, а вся ежедневно обновляемая информация – исключительно на русском.
Недавний запрет на использование синтагм «румынский язык» и «история румын» на территории региона – это не единственная бомба, брошенная гагаузами в последнее время. То же самое мы наблюдали и во время сдачи бакалаврских экзаменов, и когда власти вернулись к названию «История румын» для учебников по истории, и когда некоторые объявили о своем желании выйти из состава Республики Молдова и стать независимыми. То же и с референдумом о внешнеполитическом векторе страны. И каждый раз их претензии были изложены с ненавистью к Кишиневу и на русском языке.
Прошлым летом я встречалась с турками и гагаузами в Добрудже. Встречалась и с венграми в жудецах Харгита и Ковасна. Все они говорили на своем родном языке, но и на румынском. Между собой мы общались на румынском, а не на русском, английском или китайском. Бывала я и в Каталонии, где говорила с каталонцами на испанском. И ни один из встреченных мною людей не сказал мне, что румынский язык называется не румынский, а испанский – не испанский.
И только в нашем Буждаке несколько так называемых лидеров гагаузов вспыхивают, когда кто-то произносит верное название языка, на котором говорит мажоритарное население этого государства. Они знают и говорят одно – они хотят с Россией и им не нужен никакой ЕС. Так что, на самом деле в этом смысл автономии, а дирижера видать невооруженным глазом.
К сожалению, ни одна власть в Молдове так и не озаботилась определенной программой для этого региона: ни один чиновник не занялся вопросом изучения гагаузами и другими меньшинствами государственного языка. Лингвистическая ситуация в Гагаузии является заслугой вчерашних и сегодняшних политиков. В результате Россия косвенно контролирует эту территорию, а «в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение», как записано в законе об особом статусе автономии.
Помните еще, как российский вице-премьер Рогозин в «день независимости» Приднестровья говорил о вагонах, которые можно потерять по дороге в ЕС? В этом контексте выходки гагаузов уже не кажутся странными.