В поговорку «как встретишь новый год, так его и проведёшь» верить совершенно не хочется. И не только потому, что в 2016 год мы вошли с новым обострением политического кризиса в стране. Первые дни наступившего года ознаменовались также и негативом в отношениях между Гагаузией и Центром.
4 января Парламентская комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету подготовила свое заключение по проекту «Закона о Прокуратуре» для его принятия во втором, окончательном чтении. Этот законопроект был зарегистрирован ещё в мае прошлого года. После принятия в первом чтении он вызвал множество нареканий у специалистов, политиков и широкой общественности, в том числе из Гагаузии.
Причиной критики законопроекта со стороны представителей Гагаузии было очередное игнорирование центральными властями полномочий автономии, которые касаются деятельности прокуратуры и которые вытекают из Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии».
Надо отдать должное председателю Парламента господину Адриану Канду, который отреагировал на критику и для обсуждения прозвучавших замечаний сформировал рабочую группу с участием разработчиков данного закона, а также депутатов Парламента РМ и Народного Собрания Гагаузии.
В результате было проведено несколько встреч, в ходе которых гагаузская сторона аргументированно убедила коллег из Кишинёва в необходимости соблюдения полномочий Гагаузии в области прокуратуры. Нам было обещано предусмотреть все замечания в новой редакции Закона о Прокуратуре, которая будет составляться для рассмотрения во втором чтении. Ещё раз подчеркну: все разногласия и разночтения были согласованы, и заверение учесть их в новом проекте закона прозвучало лично от спикера Канду.
К сожалению, достигнутые тогда договоренности не были закреплены документально (и пусть это будет уроком на будущее для гагаузской стороны: все устные договорённости с представителями центральных властей должны подкрепляться соответствующим документом с подписями). И, видимо, это обстоятельство позволило молдавским коллегам не обременять себя ответственностью и продолжить политику игнорирования полномочий Гагаузской автономии.
Новый проект Закона о Прокуратуре злоупотребляет словесными манипуляциями и юридическими формулировками, которые, при кажущемся соблюдении интересов Гагаузии, в действительности сводит на нет наши права в этой сфере.
Что бы не отвлекать читателя подробным юридическим анализом и объёмным цитированием, отмечу лишь, что нарушение полномочий Гагаузии в Законе о Прокуратуре просматривается даже в названии должности Прокурора Гагаузии, который именуется просто как Главный прокурор. Это ставит под сомнение признание Прокуратуры Гагаузии, как отдельной структуры, как и ее территориальных подразделений – районных прокуратур. Нивелировано и право Народного Собрания представлять для назначения Прокурора Гагаузии. То же касается и права Прокурора Гагаузии представлять для назначения руководителей районных прокуратур и др.
Есть в новой редакции Закона о прокуратуре и другие моменты, которые показывают формальность и неполноценность применения достигнутых в составе совместной группы договорённостей. В связи с этим очевидна необходимость новой встречи участников вышеупомянутой рабочей группы для доработки обсуждаемого законопроекта с учётом интересов Гагаузии, закреплённых в Законе «Об особом правовом статусе Гагауз Ери». Я обращаюсь к руководству Народного собрания с просьбой инициировать соответствующую встречу.
Депутат Парламента, Председатель ОД «Единая Гагаузия» Федор ГАГАУЗ |