На этой неделе министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Андрей Галбур опубликовал на сайте EUObserver в разделе "Мнение" текст, озаглавленный "Возвращая Молдову на правильный путь".
В нем автор заявляет: "Наше стратегическое политическое видение заключается в том, чтобы однажды мы получили право присоединиться к ЕС. Это длинный и тернистый путь, но направление того стоит".
Заявление главы МИДЕИ напомнило анекдот: «В сумасшедший дом приехала комиссия. Спрашивают главврача: «Почему у вас по коpидоpам психи с автомобильными pулями бегают?». - Главврач достает руль: «Поехали, посмотрим!».
Во внешнеполитическом ведомстве работают совершенно неадекватные, оторванные от жизни чиновники. Затерявшись в своем виртуальном мирке, вслед за своим «главврачом»-министром они продолжают верить в «евроинтеграцию Молдовы» и пытаются убеждать людей не только в самой Молдове, но даже в Брюсселе в реальности этого миража. Это не правительственное учреждение, это «евродурдом».
Министр Галбур делает свои странные, маловразумительные заявления уже после того, как в Великобритании объявили результаты референдума Brexit, который убил миф о безальтернативной привлекательности ЕС, а в Брюсселе приняли новую «Глобальную стратегию внешней политики и политики безопасности Европейского Союза», которая фактически упраздняет «Европейскую политику соседства», частью которой является «Восточное партнерство», в том числе Молдова.
Если еще три года назад можно было пошутить, что между «Европой» и «евроинтеграцией» такая же разница, как между каналами Амстердама и канализацией Колоницы, то сейчас даже такие сравнения неуместны. Потому что у Колоницы еще может быть канализация, а у Молдовы «евроинтеграции» уже быть не может.
Когда пять лет назад я начал писать и говорить о том, что так называемая «евроинтеграция Молдовы» - это полная чушь, коллеги по телевизионным ток-шоу снисходительно похлопывали меня по плечу, мол, попей водички, успокойся, подожди, и сам все увидишь. К 2016 году все все увидели. Сегодня неадекватными, выпавшими в астрал шутами выглядят такие люди, как министр Галбур, и те, кто еще верит в его бредни о потусторонней «евроинтеграции Молдовы».
Загляните в любой словарь: слово «интеграция» означает «объединение частей в целое». Соответственно, «евроинтеграция» - это объединение европейских государств в ЕС. Ничего другого это слово означать не может. Ассоциация, соседство, партнерство, сближение, кооперация, свободная торговля, безвизовый режим и т.д. и т.п — это не «евроинтеграция». Когда такие, как Галбур, употребляют всуе этот термин, они или не понимают его смысл, или обманывают людей, или, скорее всего, и то, и другое вместе.
В самом ЕС в сказки про молдавскую «историю успеха» давно уже никто не верит. Настоящие, а не мнимые, европейские эксперты открыто говорят, что ЕС прощается с «Европейской политикой соседства» (ENP) из-за ее бессмысленности в условиях, когда входящие в нее государства, такие, как Молдова, не хотят проводить реформы.
В то самое время, когда Галбур продолжает вешать лапшу на уши брюссельским чиновникам, глава Carnegie Europe Ян Техау пишет: «ENP упоминается (в новой Глобальной стратегии ЕС) несколько раз, но только для того, чтобы отдать должное термину, который нельзя полностью игнорировать. Концептуально она заменяется двумя вещами: устойчивость в качестве нового направляющего принципа в отношениях ЕС со своим непосредственным окружением; и упор на конкретные подходы к отдельным странам. Идея какого-то связанного пространства вокруг Европы уходит".
По словам эксперта, новый упор ЕС на «устойчивость соседей» указывает на то, что эти государства еще должны продемонстрировать желание реформироваться, чтобы произошло что-то позитивное.
«Это кладет конец наивности старой ENP, которая основывала всю свою повестку по преобразованиям на автоматическом предположении, что правительства стран ENP, например, Алжира, Беларуси, Египта, Молдовы, действительно хотят перемен. Но они не хотят, и отсюда полная бессмысленность ENP там», - считает Техау.
Еврочиновники, которые ломали через колено экс-премьера Влада Филата, чтобы он не сорвал подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, быстро сообразили, что они ошиблись с оценкой как реакции России, так и желания людей типа Филата и Плахотнюка проводить реформы, и быстренько отгребли подальше от обломков ими же запущенного и рухнувшего «Восточного партнерства».
«ЕС рассчитывал получить кольцо друзей, а получил кольцо огня». - сетует экс-глава МИД Швеции Карл Бильдт. Бывший еврокомиссар Штефан Фюле, который, вместе с бывшим послом ЕС в Кишиневе Дирком Шубелем, вел себя в отношении Молдовы совершенно по-свински, собирая лидеров «проевропейских» партий в Кишиневском аэропорту или в дипмиссии ЕС, и заставляя их «хоть тушкой, хоть чучелом» двигаться «по пути евроинтеграции» - все эти чиновники сегодня набрали в рот воды и махнули на Молдову рукой. Формула европейского гуманизма «Мы в ответе за тех, кого приручили» - не про этих бюрократов, спасающих свои чиновничьи задницы, в том числе за счет своих бывших кишиневских «партнеров». Филат, который повелся на все эти соловьиные трели из Брюсселя, сидит в тюрьме. Плахотнюк, со своими 15 депутатами, уничтожил, как щенков, и Филата, и Владимира Воронина, у которых было на двоих 72 мандата — но какое отношение эти криминальные разборки имеют к «евроинтеграции»? Молдова остается «захваченным государством». Экономика в кризисе. Государственные и демократические институты не работают. «Пора сваливать с этого «Титаника», - такие настроения все больше овладевают ближайшим окружением самого Плахотнюка.
Глава делегации ЕС в Кишиневе Пиркка Тапиола заявляет, что главное достижение СА с ЕС — это рост внешней торговли Молдовы. У посла ЕС неточные данные.
Согласно официальной статистике, с момента подписания СА с ЕС внешняя торговля Молдовы обвалилась как по экспорту, так и по импорту, а в торговле с Россией произошла настоящая катастрофа — экспорт упал с $632 млн. в 2013 году до $62 млн. в январе-апреле 2016 года, импорт, соответственно, с $788 млн. до $196 млн. Если доля ЕС и Румынии во внешней торговле Молдовы и выросла, то произошло это только за счет обвала в торговле с СНГ и Россией. Если, условно говоря, раньше Молдова продавала за рубеж 10 бутылок вина, из которых восемь в Россию и две в ЕС, а сегодня в Россию она не продает ничего, зато в ЕС поставляет три бутылки, можно, конечно, считать это ростом экспорта вина в ЕС на 50%, но кого они хотят обмануть такой «статистикой»?
По данным Национального банка, объем денежных переводов из-за рубежа физическим лицам в Молдову упал с $1,61 млрд. в 2013 году до $1,13 млрд. в 2015 году, а доля России в общем объеме переводов, соответственно, сократилась с 68% до 43%.
В 2015 году Молдова получила из России валютных поступлений на миллиард долларов меньше, чем в 2013 году (на $390 млн. упала выручка от экспорта и на $610 млн. перечисления от гастарбайтеров). Запад не только не собирается компенсировать эти потери, но и закрывает глаза на то, что у власти в Кишиневе остаются люди, покрывающие кражу миллиарда из банков. Минус один миллиард из России, и минус еще один миллиард из банков, как результат, дефицит денег в экономике при росте госдолга — это, конечно, «история успеха».
При подписании СА с ЕС Молдове обещали рост ВВП, зарплат и пенсий, снижение инфляции и возвращение гастарбайтеров. Ничего подобного не происходит. Экономика продолжает падать, реальные доходы снижаются, цены и тарифы растут. Молдова остается самой бедной страной Европы, а уезжать за границу люди стали не просто на заработки, но все больше на ПМЖ. Потеряв российский рынок, Молдова открыла свой внутренний рынок для европейских компаний, с которыми молдавский бизнес конкурировать не в состоянии. Точно так же, как это уже произошло в Румынии или Болгарии, Молдову ожидает захват крупными европейскими и турецкими финансовыми учреждениями и торговыми сетями, которые убьют местный бизнес, а всю прибыль будут вывозить за границу.
Вместо обещанного «расцвета демократии» под чутким покровительством ЕС Молдова получила «разгул демократов» под бдительным присмотром Плахотнюка. Заставив Молдову пойти на конфликт с Россией, Запад опустился до того, что начал поддерживать в Кишиневе, из чисто геополитических соображений, режим, который не просто не имеет ничего общего с европейскими «принципами и ценностями», но грубо их попирает. Все эти фюли, бильдты, шубели и прочие сикорские попрятались по норам, столкнувшись с российской реакцией, которую они не сумели просчитать, а молдавский народ эти «миссионеры от евроинтеграции» оставили один на один с «командой смерти» Плахотнюка, насаждающей систему социального рабства, которую только европейской не назовешь.
Правящая коалиция во главе с Плахотнюком, почему-то называющая себя «проевропейской», движется непонятно куда на сломанном автопилоте. Этот автопилот пытается изображать диалог с брюссельским автоответчиком, который на другом конце провода все равно никто не слушает. С собственным народом эта власть утратила связь изначально и безвозвратно. Плахотнюк сотоварищи меряют все на какие-то свои килограммы, в то время, как их западные сюзерены и отечественные вассалы оперируют километрами и киловаттами. Все эти орбиты — режима Плахотнюка, брюссельской бюрократии и народа Молдовы — никак не пересекаются. «Евроинтеграция», однако...
Источник:pan.md