Координатор правящей в Молдове «проевропейской» коалиции Владимир Плахотнюк должен ненавидеть слово «Гофман». В начале этого года он выдвинул сам себя в премьеры на ступеньках Театра оперы и балета на фоне афиши балета «Щелкунчик» по мотивам сказки Эрнста Гофмана, и это самовыдвижение оказалось провальным и позорным. В середине года криминальную историю в жанре «хоррор» про Плахотнюка рассказал другой Гофман, Михаил, бывший офицер Национального центра по борьбе с коррупцией.
У немецкого романтика, который сочинял грустные и мрачные сказки, есть история «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» про маленького, уродливого, злобного и противного коротышку, который мог очаровывать окружающих благодаря трем магическим волоскам, подаренным ему феей. Но после того, как у карлика вырвали эти три золотистых волоска, вся его подлая натура стала очевидна окружающим, а сам он от злости утонул в собственном ночном горшке с нечистотами. Историю, которую рассказывает молдавский правоохранитель Гофман, можно было бы озаглавить «Крошка Плаха, по прозванию Координатор». Судя по всему, в этой истории хэппи-энда для главного отрицательного персонажа тоже не предвидится.
По поведению Плахотнюка и его окружения в последнее время очевидно, что олигарх деградирует, а его рассудок мутнеет. Он оторвался от действительности, возомнил себя всемогущим божеством. Его вызовы правительствам США, России, государств ЕС граничат с безумием. В своем офисе он на всех кричит и угрожает посадить в тюрьму всех своих врагов. При нем силовики начали угрожать журналистам. Его пропаганда опустилась (или поднялась?) до геббельсовского уровня, утверждая, что Михаил Гофман общается в Вашингтоне не с чиновниками правительства США, а с какими-то «фуфлыжниками» и «педофилами», а пресс-конференции дает не в респектабельном Фонде Наследия, а в дешевых привокзальных мотелях. Это истерика и бессилие. Это слабая, примитивная, недальновидная и недолгосрочная стратегия, которая ни к чему хорошему не приведет. Это полная деградация El Coordonatore.
«Сильным человеком» Молдовы, олигархом Плахотнюком занялись спецслужбы США. Гофман дает показания в Министерстве внутренней безопасности этой страны. Апологеты Плахотнюка ведут себя совершенно неадекватно, пытаясь принизить значение этого ведомства, мол, это что-то вроде молдавского МВД, хотя Department of Homeland Security – это силовая суперструктура, объединяющая множество учреждений, каждое из которых по отдельности равно сотне молдавских МВД. В это министерство входит и Секретная служба США, которая не только охраняет американского президента, но и расследует финансовые преступления против Америки, в том числе организованную преступность и отмывание денег, и делает она это по всему миру. Транснациональные финансовые преступления граждан Молдовы, некоторые из которых являются и гражданами США - это именно то, о чем рассказывает Гофман в Вашингтоне.
Власти Молдовы получают и разворовывают деньги американских налогоплательщиков. В США такие действия считаются тягчайшим преступлением. Кража миллиарда из «банков Шора» была и разграблением валютных резервом Национального банка. Эти резервы формировались, в том числе, за счет займов МВФ, главным акционером которого является правительство США. Тем, кто сегодня защищает Плахотнюка, нужно внимательно взглянуть на следующую цепочку: граждане США платят налоги, правительство США тратит эти деньги, напрямую или через международные организации, на продвижение демократии и реформ за тысячи километров от США — в Молдове, а там эти деньги разворовывают.
Гофман называет Плахотнюка главным бенефициаром кражи миллиарда. В этом миллиарде есть и американские деньги. В Молдове совершено преступление против интересов США. За такое в Вашингтоне принято преследовать кого угодно в любой точке мира. Правоохранительные органы США не просто имеют право, они обязаны расследовать подобные преступления.
На этой же неделе в британском парламенте был зарегистрирован запрос к правительству с требованием предоставить информацию об отношениях Соединенного Королевства с Плахотнюком и о его роли в коррупции в Молдове. Можно ожидать, что в ближайшее время к преследованию Плахотнюка американцами и англичанами присоединятся европейцы и россияне. Об Россию Плахотнюк в очередной раз вытер ноги, запретив, на второй день после визита в Кишинев вице-премьера Дмитрия Рогозина, информационные передачи российских телеканалов и обратившись на саммите НАТО к альянсу с просьбой помочь Молдове в выводе российских войск. Против Плахотнюка создается мощный правоохранительный, с политическим подтекстом, интернационал, которому он противостоять не в силах. Он нажил себе слишком много влиятельных врагов, у каждого из которых есть свои причины с ним расквитаться.
Реакция загнанного в угол Плахотнюка неадекватна и безумна — он толкает Молдову в полную диктатуру. Если ты убийца или наркодилер, у тебя еще есть шанс «договориться» с прокурорами и судьями. Если ты враг Плахотнюка, тебе не оставлено никаких шансов. Судьи штампуют решения по таким делам, даже не читая их, слепо исполняя наряды на вынесение определенного приговора. От экономического удушения свободы прессы режим перешел к угрозам физической расправы над неугодными журналистами. Сама афера с кражей миллиарда сопровождается таинственными смертями важных свидетелей, превращая это финансово-экономическое преступление в «мокрое» дело.
О причастности Плахотнюка к «краже века» неопровержимо свидетельствует и то, что против чиновников НБМ не возбуждено ни одного уголовного дела. Любая банковская эмиссия утверждается НБМ, а Национальная комиссия по финансовым рынкам ее просто регистрирует. Но против всех членов НКФР, которые просто принимали к сведению то, что получали из НБМ, уголовные дела возбуждены, а к руководству НБМ, которое эти эмиссии согласовывало и утверждало, никаких претензий нет. Все объясняется тем, что НБМ был «под ДПМ», а НКФР - «под Филатом».
Разоблачения Гофмана — это зарождение большой воронки, в которую засосет всех, кто служил режиму Плахотнюка и участвовал в краже миллиарда. Это чиновники НБМ, НЦБК, ГП, это банкиры и обнальщики, это администраторы госпредприятий, которые наполняли депозиты в BEM, чтобы было что еще украсть. Все эти люди — потенциальные свидетели, обвиняемые и подсудимые по уголовным делам, которые уже возбуждаются во многих странах мира. Никто не знает, где, как и в кого эти дела «выстрелят». Еще год-два их фигуранты продержатся в своих удобных креслах, удовлетворяя садистские наклонности своего хозяина, но потом им придется бежать вслед за ним. Их будут отлавливать по всему миру, допрашивать и сажать.
Айсберг, о который разобьется «Титаник» Плахотнюка, уже маячит на горизонте. На корабле еще играет оркестр из всяких кетрарей, бецишоров, хорунженых, морарей, публик и праймов, но катастрофа становится все более неизбежной. Лучшее, что могут сделать люди из окружения Плахотнюка — тоже начать давать против него показания западным следователям, чтобы спасти собственные шкуры. Особенно это касается граждан США, которых ждут неприятные встречи с американскими правоохранителями.
У Плахотнюка, который публично провозгласил себя ответственным за все, что происходит в Молдове, есть только один убедительный способ опровергнуть обвинения Гофмана: найти и вернуть украденный миллиард. Для начала пусть хотя бы ответит на один простой вопрос: «Где этот миллиард?». По сообщению Минфина, темпы возврата украденного из «банков Шора» составляют $1,86 млн. в месяц. Это означает, что на возврат всей суммы потребуется 45 лет. Если Плахотнюк отвечает за все в стране, он в состоянии ускорить этот процесс? Если не хочет, значит, Гофман прав. Если не может, значит, он не всесильный El Coordonatore, а просто «Крошка Цахес».
Широко распространено мнение, что Плахотнюк нужен Вашингтону, который готов и дальше платить дань молдавским бандитам, лишь бы они противостояли «русской угрозе». Это очень грязная политика — покупать лояльность и стабильность у гангстеров, которые тебя шантажируют: «Хотите, я не пущу сюда русских? Моя банда будет здесь следить за порядком, а вы мне за это будете платить. Я установлю здесь диктатуру. Я буду издеваться над людьми, мучить их, «обилечивать» каждого, разворовывать все, что еще осталось — а вы, американские лохи, пришлете мне еще денег ваших налогоплательщиков, и мы их опять украдем. Вы же не хотите, чтобы сюда пришел Путин? Тогда терпите и раскошеливайтесь!».
В Вашингтоне тоже существуют разные группы влияния. Плахотнюк нашел вход в высокие американские кабинеты через мормонов и Госдеп. Гофмана ведут правоохранители. Адвокатское бюро, связанное с силовыми структурами, Министерство внутренней безопасности, The Heritage Foundation – не мог просто так гражданин Молдовы зайти с улицы во все эти здания. Виктория Нуланд, с которой встречался Плахотнюк, связана с демократами и метит в госсекретари в случае победы Хиллари Клинтон. Люди, с которыми встречается Гофман, больше связаны с республиканцами. Но если за океаном начнется уголовное преследование Плахотнюка и его подельников, в том числе людей с американскими паспортами, если эти дела поступят к судьям, никакой Госдеп кишиневским жуликам не поможет. В Госдепе сидят чиновники-временщики, для которых главное, чтобы за время их каденции на подопечных территориях, таких, как Молдова, не случилось каких-то антиамериканских неприятностей. Но когда ради таких целей Госдеп поддерживает бандитов, это позор для Америки. Они бы еще поручили Плахотнюку провести реформы в ИГИЛ. Тот бы справился, научил бы террористов более «демократичному» перерезанию горла не слева направо, а справа налево.
Очевидно, что законное, прозрачное, а главное, результативное расследование «кражи миллиарда» в самой Молдове невозможно до тех пор, пока те, кого ищут, и те, кто ищет — одни и те же люди, которые никому ничего возвращать не собираются. Расследование этого преступления должно получить международный статус, его бенефициарами и координаторами должны заниматься ФБР, Интерпол, Европол, OLAF, а не карманные «борцы с коррупцией» в Кишиневе.