События последней недели с исключением из фракции Демпартии 4 депутатов говорят о том, что проект «демократическое НСГ» завершается. Причем завершается досрочно и полным провалом. Осенью 2012-го, после завершения выборов в Народное собрание, по итогам которых в парламент автономии прошло большинство независимых депутатов, Демократическая партия, не получив на выборах ни одного мандата, заключилаполитический брак по расчёту с командой «Новая Гагаузия» (в отношения они вступили раньше, но официальный союз объявили только осенью), и попыталась сформировать в НСГ правящее большинство.
Формирование мажоритарной фракции постоянно откладывались, сопровождаясь заявлениями, что в будущую правящую группу войдут до 24 депутатов. В итоге, в феврале 2013 года было объявлено о создании фракции ДПМ из 17 народных избранников. Помимо этих депутатов демократы заручились поддержкой некоторых других коллег, обеспечив себе кворум и возможность продвижения любых вопросов без учёта мнения своих оппонентов. Показательной в этом смысле была делёжка мест в президиуме НСГ и постоянных комиссиях, которые почти полностью достались представителям одной команды.
Перед новоявленными демократами в НСГ стояло несколько важных задач. Они должны были осуществить отставку башкана и создать административный плацдарм к следующим башканским и парламентским выборам. Для достижения этих целей спонсоры ДПМ вложили существенные инвестиции. Однако, несмотря на внушительные ресурсы, обе задачи команда демократов провалила. Если быть точным, то по второму пункту были заметные достижения, выразившиеся, в частности, в установлении контроля над местным общественным телевидением, скупкой отдельных представителей примарского корпуса, навязывание в состав исполнительной власти своих представителей и т.д. Однако, со временем большая часть этих завоеваний сошла на нет.
Сегодня команда демократов в НСГ и в целом в Гагаузии представляет из себя расколотую и дезориентированную группу политических лидеров городского масштаба. За антигагаузское поведение во время подготовки к референдуму от них отворачиваются последние сторонники, а за проваленные цели и потраченные впустую ресурсы на них давит центральное партийное руководство. Сложности этой ситуации добавляет и отсутствие перспективной стратегии действий. Если лидеры ДПМ в Гагаузии сохранят членство в этой партии, это будет означать их политическую смерть. Если они выйдут из партии, это будет выглядеть комично, если не жалко. Потому что избиратель мог бы оценить такой разрыв с ДПМ до 2 февраля. А сейчас – это будет курам на смех.
Пусть эта полуторагодовалая эпопея с захватом власти в Народном собрании послужит ДПМ уроком. Ни ваши политические жёны, ни вложенные в них деньги не помогли вам получить власть над Гагаузией. Более того, этот опыт помог гагаузскому обществу выработать против вас стойкий иммунитет.
Мариана Волкова |