Наступающая осень будет непростой для олигарха Влада Плахотнюка. Реальному Хозяину Молдовы придется пройти по краю пропасти между социальными протестами, выборами президента, попытками договориться с Москвой и угрозой быть свергнутым в результате организованного Вашингтоном кишиневского Майдана.
К августу позиции Плахотнюка укрепились, как никогда раньше. Правящая коалиция и новое правительство были сформированы на его условиях. Он контролирует президента, все три ветви власти, большую часть регионов. У него самый мощный административный, финансовый, медийный ресурс. Он был готов пойти на досрочные парламентские выборы до конца этого года, но они не понадобились. Он и так контролирует все, а на фоне ухудшающейся социально-экономической ситуации и акций протеста нет гарантий, что новый парламент стал бы более лояльным и управляемым.
Через семь месяцев, 16 марта 2016 года, истекают полномочия президента Николае Тимофти, и ему нужно найти замену. Возможны две кандидатуры на этот пост — сам Плахотнюк и другой «овощ», подконтрольный Плахотнюку.
Мнения политиков и экспертов по поводу того, хочет ли сам Плахотнюк стать президентом, расходятся.
Одни считают, что ему выгоднее и дальше кукловодить из-за кулис, потому что выйти на авансцену и стать самому президентом означает подставить себя под удар и США, и России, и протестного движения внутри самой Молдовы. Плахотнюк-президент не сможет и дальше прикрываться Лупу, Канду, Дрэгуцану, Стрельцом или исполкомом ДПМ. Ему за все придется отвечать самому, все критические стрелы будут выпускаться по нему, и у него не будет щита, чтобы от них отбиваться.
Другие уверены в том, что Плахотнюк жаждет быть президентом, что сейчас для него открывается «окно возможностей» занять этот пост, и что он этот шанс не упустит. В пользу такого подхода приводят много рациональных аргументов: Плахотнюк - эффективный менеджер, он сделал свою корпорацию - сделает и государство, он и так реально всем руководит — так пусть уже делает это легально... Такое можно услышать не только от его собственных экспертов и блоггеров, но прочитать даже в российских государственных СМИ. Но главный довод в пользу того, что Плахотнюк пойдет в президенты, - иррациональный. «Определенно, тщеславие — мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален. Себялюбие — это естественный наркотик». «Жажда власти порождает лишь неутолимую жажду власти». Бизнесменов такого калибра в мире, как грязи, а глав государств человек двести. Ты выступаешь в ООН, встречаешься с Обамой, Путиным, Меркель и Папой Римским — это тебе не девочек в «Нобиле» тискать.
Каждый из этих двух вариантов - «президент Плахотнюк» или «президент — овощ Плахотнюка» - может быть реализован разными способами. Можно выбрать президента по нынешней Конституции, то есть 61 голосом, как в левоцентристском, так и в правоцентристском варианте. Можно изменить Конституцию, чтобы избирать президента 51 голосом, коалиции при этом тоже могут быть взаимоисключающими. Конституцию можно изменить через референдум или путем принятия конституционного закона в самом парламенте большинством в 67 голосов.
Сегодня у Плахотнюка есть 19 депутатов собственной ДПМ, 21 депутат от ПКРМ и четыре независимых депутата, всего 44 человека. Для избрания президента по нынешней Конституции ему не хватает 17 голосов, если Конституцию поменяют — семи голосов. 13 голосов он может найти во фракции Либеральной партии, еще четыре — в Либерально-демократической партии или в Партии социалистов. Без коммунистов и социалистов у Плахотнюка 56 депутатов. При варианте избрания президента 61 голосом нужно найти еще пять депутатов во фракциях ПКРМ и ПСРМ, если изменить Конституцию, то и этого не понадобится.
«Проевропейский» вариант избрания Плахотнюка президентом менее вероятен. Ключевые «партнеры по развитию» категорически не приемлют его фигуру. Румыны относятся к нему более лояльно — все-таки компатриот, давший клятву служить Румынскому государству, может, когда-то и исполнит ее. Генсек Совета Европы Торнбьерг Ягланд написал в американской газете, что молдавское государство захвачено олигархами, главный из которых Плахотнюк. Посол США Джеймс Петтит чуть ли не каждый день рассказывает про то, какая большая в Молдове коррупция, и что надо с этим что-то делать. Запад требует санации политического класса Молдовы. Плахотнюк и его коллега по ЛДПМ Влад Филат — первые кандидаты на дератизацию.
Плахотнюк не просто так ушел из депутатов. Время до выборов президента ему надо переждать в тени, подправить имидж, провести маркетинг и ребрэндинг. Среди его приоритетов на осень — отмыть ДПМ от репутации ОПГ, продолжить «прихватизацию» ПКРМ и «вивисекцию» ЛДПМ, если понадобится, вплоть до посадки Филата в тюрьму, наносить новые удары по Партии социалистов. Роль губки, которая в этот период должна впитать всю грязь, которую будут бросать в АЕИ-3, должна сыграть «пожарная команда» Валериу Стрельца.
Но, пожалуй, самое главное, чем будет заниматься Плахотнюк осенью — продолжать и дальше активно работать над наведением мостов с Москвой. Он уже серьезно продвинулся в этом направлении. У него есть влиятельные лоббисты, перед которыми поставлена задача убедить руководство России в полезности, а может, даже и в незаменимости Плахотнюка.
Если Плахотнюк выберет вариант левоцентристской коалиции — избрание президентом самого себя или послушного «овоща» голосами фракций ДПМ, ПКРМ и ПСРМ, соответственно, переформатирование правительства, создание альянсов с Ириной Влах в Гагаузии и с Ренато Усатым в Бельцах — ему без поддержки Москвы не обойтись.
Чем же может Плахотнюк «купить» доверие Москвы, точнее, ее интерес, потому что доверять ему Москва уже не будет никогда?
Первое — саботаж Соглашения об ассоциации с ЕС. Денонсировать его не будут, его просто продолжат не выполнять. «Евроинтеграция» Молдовы — все равно фикция. Кража миллиарда подтвердила полную ничтожность этой утопии. Если бы такая вещь существовала и имела хоть какой-то смысл, молдавские олигархи не украли бы этот миллиард. «Евроинтеграция» оказалась бы важнее. Но «евроинтеграции» нет, вместо нее есть украденный миллиард. И если Запад требует эти деньги найти и вернуть, а виновных наказать, то Москве как-то все равно.
Второе, что может предложить Плахотнюк Москве — обещание сохранять нейтралитет Молдовы, заморозить сотрудничество с НАТО.
Третьей «морковкой» могла бы стать нормализация ситуации вокруг Приднестровья, так, как это понимает Москва, а не Вашингтон, Брюссель или Киев. В этом же контексте Плахотнюк может пообещать загнать под лавку бессарабских унионистов.
Наконец, Плахотнюк может взять на себя обязательство гарантировать интересы российского бизнеса в Молдове (не забывая при этом и о своих).
Все вместе, это совсем немало. На большее Россия, в общем-то, никогда и не претендовала. И в Москве могут рассудить так: «Чем ждать, когда решится «проблема 2018 года», а как она решится, никто не знает, присоединение Молдовы к ЕАЭС так же нереально, как и к ЕС, не лучше ли договориться с Плахотнюком, и получить синицу в руках, чем журавля в небе. Был ваш сукин сын, а стал наш сукин сын». На фоне конфронтации с Киевом, которой конца-края не видно, улучшение отношений с Кишиневом, его отказ от безоглядной ориентации на Запад, пусть и без бросания в объятия России, многие в Москве расценили бы, как успех.
Но есть одна «мелочь»: если Плахотнюк договорится с Москвой по поводу нового, левоцентристского, формата молдавской власти, и попытается выполнять условия такой договоренности, он с неизбежностью попадет под каток американо-румынской «цветной революции» в Кишиневе, а Москве придется записать в свой пассив еще один провал на пространствах СНГ.
Плахотнюку не надо забывать одну аксиому: «цветная революция» невозможна только в США, потому что там нет посольства США. В Молдове всем заправляет Запад, а не Россия. Если Плахотнюк выступит против интересов Запада, его уберут. Российские чиновники, если они решат договариваться с Плахотнюком, получат в его лице очередного Януковича.
Американцы и европейцы до сих пор не «слили» Плахотнюка и Филата только потому, что их не на кого было заменить. Если Гражданскую платформу «Достоинство и правда» возглавит Майя Санду, такая альтернатива, проамериканская и антироссийская, появится. «Секта свидетелей Майи Санду» выполнит ту роль, которую выполняли Саакашвили в Грузии и Ющенко с Порошенко на Украине, изгоняя из власти Шеварднадзе и Кучму с Януковичем.
Антирейтинг Плахотнюка превышает 90 процентов. Почти все население Молдовы его, мягко говоря, не любит. Плахотнюк-президент стал бы Януковичем и Ворониным в одном флаконе. И Януковича, и Воронина Запад отстранил от власти через уличные протесты. То же самое будет легко проделать и с Плахотнюком. Большое дерево громко падает. «Жос олигарх Плахотнюк!» - чем не новая национальная идея? У Запада есть и другой, мирный, способ избавить Молдову от Плахотнюка и Филата — просто дать им 24 часа на сборы, чтобы упаковать чемоданы и навсегда покинуть страну. Если в 2003 году американский посол успешно профилактировала бывшего советского генерала Владимира Воронина, имевшего за плечами конституционное большинство в парламенте, но тем не менее отказавшегося от подписания Меморандума Козака, то что стоит поставить на место нынешних кишиневских олигархов, у которых вообще все на Западе, а в Молдове у них просто территория для охоты и разбоя.
Если Запад поможет свергнуть олигархов и демонтировать их режим в Молдове, население страны скажет Западу большое спасибо. А если Москва попытается договориться с гражданином Российской Федерации Плахотнюком, а тем паче защищать его, как Януковича, то в Молдове это воспримут примерно так, как если бы Сталин в 1942 году поддержал Гитлера на выборах рейхсканцлера (если бы таковые проводились).
Независимо от того, поддержит Москва избрание Плахотнюка на пост президента или не поддержит, американцы с румынами устроят ему майдан, и скинут его. После любой «цветной революции» рано или поздно все равно проводятся выборы, на которых избирается новая легитимная власть. Если Москва поддержит Плахотнюка, а американцы его уберут, то любые пророссийские силы на выборах будут изначально скомпрометированы. Они не отмоются от попреков в том, что Россия поддержала, через какие-то непонятные, непрозрачные, возможно, коррупционные, договоренности, ненавистного гражданам Молдовы олигарха. Если же Москва не поддержит Плахотнюка, а американцы его все равно скинут, то у России останется гораздо больше пространства для маневра. Она сохранит доброе имя среди большого числа избирателей, а политические силы, выступающие за союз с Россией, смогут пойти на выборы с открытым забралом, не прячась по подворотням, без боязни попасть под запрет и зачистку, как это произошло на Украине.
Для народа Молдовы лучшим вариантом был бы мирный уход Плахотнюка и Филата — если они сделают это под влиянием Запада, скажем ему спасибо — и избрание на досрочных выборах нового парламента, который отражал бы реальные настроения в обществе, и не был бы инструментом в руках политических наперсточников, готовых на любые махинации, лишь бы удерживать власть и продолжать дурить и грабить несчастный народ.