Пять лет назад я впервые написал, что так называемая «европейская интеграция» Молдовы — это полная чушь.
На меня смотрели, как на идиота — тогда даже Партия коммунистов так не считала. Сегодня идиотами выглядят те, кто продолжает рассказывать басни про «евроинтеграцию».
Первой причиной, которая убедила меня в том, что никакой «евроинтеграции» Молдовы в природе не существует, была чисто терминологическая. С тех пор к ней добавились еще две причины — европейская и молдавская.
Самый грамотный человек Советского Союза профессор Дитмар Розенталь учил нас, прежде чем употреблять слова, смысла которых не понимаешь, заглянуть в словарь. Английский, французский, румынский, русский и прочие толковые словари определяют слово «интеграция» как «объединение частей в целое». «Европейская интеграция» сегодня - это объединение государств Европы в Европейский Союз. Ничего другого этот термин сегодня означать не может. Ассоциация, партнерство, соседство, сближение, диалог, свободная торговля, безвизовый режим и тому подобные вещи «евроинтеграцией» не являются.
Жулики от кишиневской политики могут называть свои альянсы и коалиции как угодно, но все больше людей понимает, что тот свекломицин, который эти трусы, балбесы и бывалые гонят в своем сельском сарае, - это не 18-летний Macallan.
Вторая причина несуществования «евроинтеграции» Молдовы — это те процессы, которые происходят в самом ЕС.
На сегодня статус кандидата на вступление в ЕС имеют пять государств - Турция (с 1999 года, заявка подана в 1987 году), Македония (с 2005 года), Черногория (с 2010 года), Сербия (с 2012 года), Албания (с 2014 года). Исландия, подавшая заявку на вступление в 2009 году, в 2013 году приостановила переговоры о присоединении. Босния и Герцеговина и Косово пока не подали заявки на вступление в ЕС, но считаются потенциальными кандидатами.
Новый глава Европейской комиссии Жан Клод-Юнкер, вступая в должность, объявил, что во время его пятилетнего мандата (до 2019 года) расширение ЕС не предусмотрено. Должность комиссара ЕС «по расширению» была переименована в должность комиссара «по переговорам по расширению». Теоретически, ЕС может включить в повестку дня принятие в свой состав государств Западных Балкан. Но пока эти шесть стран не будут переварены, другим рассчитывать не на что. Этот процесс может длиться и 10, и 15, и 20 лет, а очередь Молдовы, даже если представить такой виртуальный вариант, наступит, как минимум, через четверть века. Но так далеко никто в ЕС не заглядывает. Далеко не все уверены, а сохранится ли вообще к тому времени сам ЕС.
ЕС сейчас не до расширения, ему нужно сохранить, оздоровить и консолидировать то, что он уже набрал. Сбросить балласт, а не принимать на борт новый груз. Худеть и укреплять мышцы, а не набирать лишний вес. А пока толстый ЕС будет худеть, тощая Молдова может помереть.
В ближайшие годы в ЕС произойдут важные события, которые никак не способствуют даже теоретическим дискуссиям о принятии в свой состав Молдовы, не говоря уже о реальных шагах в этом направлении.
25 января пройдут парламентские выборы в Греции, на которых может победить коалиция леворадикальных сил Сириза. Это еще не случилось, но возможный выход Греции из зоны евро и последствия такого шага для всего ЕС уже бурно обсуждаются. В этом году парламентские выборы пройдут и в Великобритании. Там набирает силу антиевропейская партия UKIP, требующая выхода страны из ЕС. Популярность этой идеи среди англичан заставила и премьер-министра Дэвида Камерона пообещать в 2017 году, а может быть, и раньше, референдум о выходе страны из ЕС. В 2017 году пройдут президентские выборы во Франции. По опросам на сегодня, во второй тур уверенно выходит Марин Ле Пен, которая выступает за выход Франции из ЕС.
Возможно, что, точно так же, как Шотландия не отделилась от Англии, и Греция не выйдет из еврозоны, а Великобритания и Франция останутся в ЕС. Но общий фон, который создают все эти события, отнюдь не предполагает принятие в ЕС еще и балканских государств, не говоря уже о Молдове.
Глава Stratfor Джордж Фридман в статье «Пять главных событий 2014 года» на первое место поставил продолжающийся упадок Европы.
«Существует значительный и растущий риск того, что Европейский Союз либо будет драматически пересмотрен, чтобы выжить, или он просто распадется на части», - считает он.
На второе место шеф «теневого ЦРУ» поставил украинский и российский кризисы.
«С этим кризисом мы вступили в новую историческую фазу, в которой возобновляется конфронтация с значительными историческими прецедентами», - пишет он.
Все серьезные эксперты соглашаются в том, что события 2014 года, последовавшие за госпереворотом на Украине и присоединением Крыма к России, изменили вообще все. Конфронтация Запада с Россией может продолжаться много лет, пока не случится какой-нибудь совсем уж апокалиптический кризис наподобие карибского, и не начнется новая разрядка. В ближайшие годы, а может, и десятилетия, предстоит длительная борьба за формирование нового европейского порядка, в котором словосочетание «евроинтеграция Молдовы» звучит совсем нелепо.
В 2014 году Лянкэ пообещал, что Молдова подаст заявку на вступление в ЕС в 2015 году. Но и Филат в 2010 году обещал, что Молдова подаст заявку на вступление в ЕС в 2011 году. Они могут каждый день слать в Брюссель эсэмэски с призывами «дать Молдове европейскую перспективу», но характер отношений между ЕС и Молдовой на ближайшие, как минимум, 10 лет определен Соглашением об ассоциации. Там подробно расписано, чем должна заниматься Молдова в предстоящее десятилетие, и там ничего не сказано о перспективе членства.
Программа «Восточное партнерство» предполагает обустройство молдавской «хижины» до приличного вида, а не приглашение молдаван в «общий европейский дом». Сердцевина всей этой политики — русофобия: к себе Молдову не возьмем, но и русским не отдадим. Молдаване тут вообще ни при чем, так же, как украинцы не имеют отношения к той войне, которую ведут на их территории США и Россия.
В ответ на русофобию кишиневских лидеров и их евроатлантических подстрекателей Россия отвечает поддержкой Приднестровья. Левый и правый берега Днестра никак не сближаются друг с другом, а без урегулирования приднестровской проблемы Молдову ни в какой ЕС вообще никогда не возьмут.
Наконец, последняя по порядку, но не по значению, причина отсутствия в природе такого явления, как «евроинтеграции» Молдовы — чисто внутренняя.
Одни лишь разговоры о «евроинтеграции» раскалывают и разваливают страну, что очень ярко показали последние парламентские выборы. Их ход и исход ввергли в шок и транс европейских кукловодов кишиневских кукловодов. Даже последние уже не настаивают, что их главная цель — евроинтеграция. Все дружно заговорили о «национальном согласии», при котором ПКРМ станет «пристяжной» в упряжке «проевропейских коренников». Это делается явно по совету Запада, потому что сами местные «проевропейцы» и «коммунисты» не смогли бы пойти на такой сдвиг.
Прошло больше месяца после выборов, уже состоялось и первое заседание нового парламента, а они еще ни о чем не договорились — ни о большинстве, ни о правительстве. Заверения в том, что они «согласовывают программу правления» - полная чушь. Их программа правления на ближайшие 10 лет — это Соглашение об ассоциации с ЕС. Другой программы у них просто не может быть. Значит, они не могут поделить должности, схемы и деньги.
В 2009-2014 годах ЕС выделил Молдове 824 миллиона евро на 279 проектов. До 2017 года планируется выделить еще 410 миллионов евро. В то же время, в 2014 году в Молдове был реализован 1 (один) проект по выводу из трех банков более 1 миллиарда евро. Эта сумма равна всей помощи ЕС за восемь лет. Почувствуйте разницу. На этот миллиард можно было построить все главные дороги в Молдове без всякой внешней помощи, но небольшая группа товарищей решила, что эти деньги им нужнее, и вывела их в офшоры. Сейчас этот скандал пытаются замести под ковер, и это может у них получиться, потому что все слишком прогнило, и слишком много важных людей повязаны коррупционными схемами.
Это лишь один пример того, как и по поводу чего они не могут договориться, а таких тем для «переговоров» много, и «евроинтеграция» тут ни при чем.
Вызывает уважение позиция тех депутатов Европейского парламента, которые проголосовали против ратификации Соглашения об ассоциации с Молдовой. Это соглашение опасно, в первую очередь, для европейских демократических институтов, которые вынуждены закрывать глаза на нарушения закона в Молдове и поддерживать беспредел, творимый ее «проевропейскими» властями, ради мнимых и временных геополитических целесообразностей.
Под аккомпанемент голой демагогии на тему «евроинтеграции» Молдову превратили в фазенду для гангстерских кланов. В конечном счете, все свелось к банальному акту коррупции европейской бюрократии и ее кишиневских подельников. К воландовскому сеансу черной магии с ее полным разоблачением.
pan.md |