За свою политическую карьеру Николай Дудогло трижды пробовал себя на выборах башкана и трижды с треском проигрывал выборы – два раза Михаилу Формузалу и один раз Ирине Влах. Тем самым, Дудогло надежно закрепил за собой обидное звание «вечного кандидата в башканы». Еще одним тревожным звонком для Николая Дудогло стали проигранные выборы примара Комрата в июне 2015 года новичку в гагаузской политике – предпринимателю Сергею Анастасову.
Рассуждать о причинах тотального невезения Николая Дудогло можно много. Это и оставленное им сомнительное наследство в примэрии Комрата (тендеры для «своих», распроданная земля в центральной части муниципия, грандиозные аферы вроде микрорайона «Генчлик» и парка «Сокольники», повсеместное кумовство и блат), и криминальное окружение, часто дискредитирующее своего лидера без его ведома. Безусловно, Дудогло стал жертвой и банальной усталости избирателя.
Все-таки десять лет на посту примара Комрата – срок внушительный, и у многих горожан накопилось немало вопросов как к самому Дудогло, так и к его вечной «тени», бессменному заму Федору Гайдаржи. А последний немало подмочил репутацию своему шефу «благодаря» хамскому стилю поведения с простыми жителями.
Но самым фатальным просчетом Дудогло стало его решение примкнуть к правящей проевропейской Демократической партии в 2013 году вместе со всем составом ОД «Новая Гагаузия». В обмен на поддержку и деньги молдавского олигарха Влада Плахотнюка Дудогло взял на себя нескромные обязательства по изменению ментальности гагаузского народа. Народ этот поступок «оценил» по достоинству. Согласно проводимым социологическим опросам Дудогло с солидным отрывом возглавляет рейтинг политиков, которым жители Гагаузии больше всего не доверяют (более 60 процентов).
И, тем не менее, Николай Дудогло отчаянно рвется в бой и твердо намерен взять реванш на выборах башкана в 2019 году. Его козыри те же – это открытая поддержка со стороны проевропейского большинства помноженная на откровенное использование административного ресурса. Технологию будущих выборов башкана мы уже видели в миниатюре на 1-м округе во время выборов в Народное собрание Гагаузии. Напомним, те выборы выиграл экс-председатель Народного собрания Дмитрий Константинов.
Но после вопиющего вмешательства судебных инстанций, подконтрольных Кишиневу, победителем был назначен «человек» Дудогло и ДПМ – директор скорой помощи Виталий Драгой. А чтобы жители округа не сильно возмущались, в СИЗО была припрятана начальник избирательного участка Елена Тодорова и молодой человек из команды Константинова – футбольный тренер Анатолий Мавроди.
Последний шанс Дудогло на выборах башкана – это повторение соответствующей комбинации по рейдерскому захвату власти, но уже в масштабах региона. Для этого ему, очевидно, нужна лояльная центральная избирательная комиссия. Поэтому уже этой осенью нам стоит ожидать резкого всплеска интереса депутатов Народного собрания, подконтрольных ДПМ, по отношению к ЦИК. Негласная демократическая фракция будет использовать любую возможность, чтобы расформировать ЦИК, ссылаясь на якобы имевшие место многочисленные нарушения во время выборов в НСГ-2016. Правда, при этом депутаты окажутся в пикантной ситуации. Обвиняя ЦИК в массовых фальсификациях, они, тем самым, бросают тень и на свою победу. Но кого это волнует, если отдан приказ – взять ЦИК?
Стремление любой ценой усесться в кресло башкана, как это не покажется странным, играет на руку…. самому башкану Ирине Влах. Несмотря мощный административный ресурс правящей ДПМ в Гагаузии Николай Дудогло остается все тем же политическим неудачником, которому категорически не доверяют абсолютное большинство населения автономии. И в случае Влах гораздо выгоднее иметь дело с заведомо слабым «спарринг-партнером», нежели соревноваться с новой, незапятнанной политической фигурой.
И если на следующих выборах Дудогло попробует нагло захватить власть, используя суды и прокуроров, это еще больше сплотит жителей автономии вокруг фигуры Влах и оттеснит все ее недоработки и «проколы» на посту главы автономии на второй план.
Столь очевидные вещи, наверняка, понимают и в центральном штабе ДПМ, который, кстати, не скупится на гонорары для реальных аналитиков. Поэтому не исключено, что демократы прорабатывают многоходовую комбинацию. Суть ее проста. Николая Дудогло используют в качестве «торпеды» для очернения Ирины Влах. А ближе к выборам на сцену будет выведен новый политический игрок, который и составит ей реальную политическую конкуренцию.
Если это действительно так – то политическая рокировка на фланге ДПМ должна произойти уже в этой осенью, чтобы новую фигуру успели «раскрутить» до выборов.
А как же Николай Дудогло и его политическое будущее? Оно не так мрачно, как это могло бы показаться читателю. В конце концов, Николай Дудогло далеко не безбедный человек и успел за время примарства обеспечить себя и своих детей недвижимостью в Комрате и Кишиневе, а также люксовыми автомобилями и счетами в банке (если судить по его собственной декларации о доходах).
Наверняка его вновь возьмут в предвыборные списки Демократической партии, по которым он попадет в будущий законодательный созыв. Как и в нынешнем созыве, так и в будущем Дудогло вряд ли запомнится бурной законотворческой деятельностью. Но зато он будет играть роль «витринного еврогагауза», который так необходим ДПМ для позитивного имиджа в глазах международных партнеров.
Текст: Александр Ангели/facebook
|