Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Суббота, 04/05/24, 08:49
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2014 » Январь » 11 » Голос России: Молдавия решила поставить Гагаузию на место
Голос России: Молдавия решила поставить Гагаузию на место
02:30


Похоже, Кишинев действительно струхнул. Долго готовил ответ на решение парламента Гагаузии провести 2 февраля в автономии референдум о внешнеполитическом векторе и об отложенном суверенитете и наконец выстрелил сразу из всех юридических орудий.

После новогодних каникул сначала Комратский районный суд - он подчиняется Молдавии - признал постановление о плебисците незаконным. И сразу, дуплетом, в бой вступила Генеральная прокуратура - она завела уголовное дело по статье "Самоуправство".

Дело, надо полагать, на всех депутатов Гагаузии и на ее главу, поскольку в желании узнать волю народа они были единодушны. Подключение прокуратуры свидетельствует о том, что Молдавия не очень-то и рассчитывает уговорить автономию держать себя в рамках единого государства. Иначе она попыталась бы использовать хоть намек на дипломатию.

Но Кишинев готовит широкомасштабную акцию против легитимной власти Гагаузии, а значит и против избравших ее граждан. А это уже больше, чем внутренняя политика. Это - агрессия. Причем ее даже не прикроешь восстановлением конституционного порядка, поскольку с некоторых пор его в Молдавии просто не существует.

Он пал, когда Конституционный суд предпочел основному закону страны декларацию о независимости. Сделал это для того, чтобы, в угоду правящей элите и Бухаресту, переименовать молдавский язык в румынский. Это обстоятельство, кстати, лишь усилило центробежную силу трения Комрата с Кишиневом, убедило Гагаузию в том, что референдум ей действительно необходим. Как способ самосохранения. Чтобы не ждать, пока право на идентичность Молдавия как языком румынским слижет.

Закон об отложенном суверенитете для того и понадобился, чтобы показать метрополии, чего она лишится, если потеряет себя. Это, по сути, страховка, которая предусматривает независимость от Молдавии, если она перейдет под контроль иного государства. И не беспокоиться бы Кишиневу по этому поводу, не будь у него таких планов. Но он спускает на автономию всех собак.

Может быть, потому, что посчитал себя уязвленным самоуправством, как он считает, подконтрольной территории. А может быть, потому, что шапка горит. Как бы то ни было, действующий в Молдавии закон об особом правовом статусе Гагаузии позволяет ее властям назначать и проводить внутренние референдумы, в том числе и по внешнеполитическим вопросам, и ни суд, ни прокуратура не вправе запретить им это. Хотя в Комрате предпочитают говорить "не в силах", потому что в своих как раз уверены - гагаузские депутаты приняли решение провести оба референдума не смотря ни на что.

На фоне такой бесцеремонной прямолинейности Кишинева результаты референдумов в Гагаузии кажутся еще более прогнозируемыми. Здесь и прежде не скрывали своих подавляющих симпатий к Таможенному союзу, откровенно предпочитали его правящей ассоциации с ЕС. Но выйти ради него из Молдавии - это, как говорится, вопрос второй. Однако именно он, похоже, станет ключевым.

Впрочем, возможно, не все так "на разрыв", и Кишинев своими профилактическими действиями лишь дает понять, что результаты референдума он не признает. Но в Гагаузии на это и не рассчитывали. По всему выходит, что здесь уже давно рассчитывают только на самих себя. Осталось только об этом заявить. 2 февраля.

Из Кишинева - политолог Виталий Андриевский.

Шейнкман: Как вы считаете, насколько остро для Кишинева стоит проблема Гагаузии?

Андриевский: Я не думаю, что это острая проблема. Но такое впечатление, что кишиневские власти ее намеренно обостряют. На самом деле в Гагаузии ничего страшного не произошло. Они хотят провести референдум по двум важным для них вопросам. Первый - это отложенный статус. Но это сказано и в законе, то есть на самом деле они просто напоминают, что есть такой закон и что Кишинев должен о нем помнить.

А второй - это интеграционный выбор Молдавии. Гагаузы могут проголосовать за Таможенный союз и за Европейский и тем самым сказать: да, мы хотим развивать связи и на Западе, и на Востоке. Но это вызвало недовольство Кишинева, потому что он понимает: на самом деле есть настроение за Таможенный союз, а Кишиневу не хотелось бы посылать Европе такие сигналы.

Шейнкман: Вы говорите, что Кишинев намеренно обостряет эту проблему. Для чего он подключает прокуратуру?

Андриевский: Это дежавю. Я вспоминаю, как развивалась ситуация с Тирасполем в 1990-е годы. Тирасполь вначале хотел очень малого, но жесткость Кишинева в конечном итоге привела к тому, что де-факто Молдавия потеряла Приднестровье. И снова те же грабли.

Кишинев действует самым простым, примитивным способом - сначала суд запрещает, потом прокуратура объявляет, что заведет дело. Но надо знать психологию гагаузов. Когда им начинают угрожать, они поступают примерно так же. Мне кажется, перевод ситуации в плоскость политической войны - большая политическая ошибка Кишинева.

Михаил Шейнкман

rus.ruvr.r

Просмотров: 714 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
avatar
2 Илия • 10:00, 12/01/14
Вряд ли у неё что то получится она хотела это зделать в 90 х но уних не чегоне вышло
avatar
1 Галина И • 16:56, 11/01/14
Да пошли они на .уй мы Гагаузы этот референдум проведем не сомненно и мы выеграем победа за нами друзья вместе мы сила
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz