Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Четверг, 28/03/24, 19:48
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2013 » Июль » 23 » Ирина ВЛАХ: «Инициатива о выходе Гагаузии из состава Молдовы – это прямое следствие антисоциальной политики властей»
Ирина ВЛАХ: «Инициатива о выходе Гагаузии из состава Молдовы – это прямое следствие антисоциальной политики властей»
21:29

Депутат парламента от ПКРМ, первый секретарь РК ПКРМ Ирина Влах, уверена, что за минувшие полгода оппозиционные коммунисты неплохо поработали в парламенте, сумев отстранить от должности премьера Филата и спикера Лупу, но впереди у коммунистов предстоит еще большая задача – полное отстранение от власти так называемой коалиции проевропейских партий.

– Ирина Федоровна, по оценке Партии коммунистов, насколько успешной была уходящая парламентская сессия?

– Как вы помните, наша партия ставила перед собой четкую и, как тогда многим казалось, мало достижимую задачу: довести альянс за европейскую интеграцию до распада, а его лидеров – вывести из политической орбиты. Сейчас мы можем констатировать, что, по большому счету, эта задача была выполнена. Пользуясь внутренними противоречиями в АЕИ, нам удалось снять со своих должностей генпрокурора и вице-спикера парламента, а затем и «подвинуть» две ключевые фигуры – лидера ЛДПМ Влада Филата с поста премьера и лидера ДПМ Марина Лупу с кресла председателя парламента.

– Позвольте Вам возразить. Да, альянс за европейскую интеграцию распался, Лупу и Филат были отстранены от занимаемых должностей. Но вместо АЕИ была образована коалиция за проевропейское правление, на должность премьера пришел ставленник ЛДПМ Юрие Лянкэ, а спикером был избран демократ Игорь Корман…

– Единственное, что тогда удержало правящие партии от досрочных выборов, – это беспрецедентная поддержка или, правильнее сказать, покрывательство, со стороны европейских структур. Европейские комиссары прощают им все, начиная от откровенного симулирования реформ и заканчивая разворовыванием средств, которые выделяются нашей стране на проведение реформ. Их, кстати, нам еще предстоит вернуть с процентами. К большому сожалению, по-настоящему Запад волнует только одно в Молдове: это полное отстранение от власти Партии коммунистов, а в большой политике не слишком выбираются средства для достижения целей.

Что касается отстранения Лупу и Филата… Я бы не стала недооценивать это достижение нашей партии. Давайте не будем забывать, что каждый из этих политиков был символом, если хотите, локомотивом своей партии. Со своим собственным рейтингом, избирателем, кругом доверенных лиц в районах. Вспомните, имя Марина Лупу фигурирует даже в эмблеме ДПМ. Ему пришел на смену Игорь Корман. Его имя мало что говорит 90% избирателям.

После ухода из ЛДПМ ряда известных персон (Нагачевский, Тэнасе…) Влад Филат, конечно, здорово зачистил свои партийные тылы, но больше ярких персон там не осталось. Тот же Лянкэ – авторитетен в дипломатической среде, но он еще не доказал свою способность быть успешным и в публичной политике.

Другими словами, вместо политиков на первые должности в государстве пришли технократы, простые проводники чужих интересов. Кто попал в обновленный президиум парламента? Машины для голосования…

– Каковы дальнейшие ожидания в ПКРМ?

– Мы уверены, что избиратель внимательно следил за всем происходящим в нашей молдавской политике и увидел, чего стоят предвыборные лозунги ДПМ и ЛДПМ, как они обеспечили нашей стране «скорое европейское будущее» с зарплатами в тысячу евро и пенсиями в 500 евро. И как жадно эти две партии цепляются за власть, чтобы не прерывались их серые бизнес-схемы и методическое «распиливание» государственных средств.

Все социологические опросы показывают явный тренд: рейтинги оппозиционной Партии коммунистов растут, к нашему лидеру – Владимиру Воронину – самое высокое доверие из всех молдавских политиков, а, с другой стороны, рейтинги ЛДПМ и ДПМ стабильно падают. У демократической партии есть все шансы не пройти в будущий парламент, если наша власть не придумает какую-то очередную схему, как извратить результаты всенародного волеизъявления.

– Вы имеете в виду инициативу ДПМ о переходе на смешанную избирательную систему, то есть избрание одной половины депутатов парламента по партийным спискам, а второй – по одномандатным округам?

– Именно. Вы помните, соответствующие поправки уже вносились партиями АЕИ в Кодекс о выборах, но затем в период разногласий между ДПМ и ЛДПМ нам удалось «отыграть» ситуацию и вернуться к партийным спискам. Теперь же депутаты от демпартии регулярно намекают в СМИ, что неплохо бы вновь вернуться к смешанной системе. А учитывая, что в этой коалиции стратегическая инициатива за ДПМ, у нас есть все основания полагать, что уже на осенней сессии парламент вернется к этому вопросу.

– Чем Вас не устраивает смешанная система?

– Многим. Сама по себе эта избирательная система, как и другие, имеет свои преимущества и недостатки. Но если мы возьмем опыт других стран, то увидим, что одномандатные округа хорошо зарекомендовали себя там, где есть достаточно «сытое» общество и уже исторически сложившиеся демократические традиции. Хороший тому пример – Великобритания.

На нашем постсоветском пространстве ситуация несколько иная. Одномандатный округ – это прекрасная возможность для бизнес-воротилы с сомнительным капиталом вложиться в свою собственную избирательную кампанию, массово скупить голоса избирателей из социально уязвимых слоев и за энную сумму попасть в парламент страны. Что увидят эти люди в таком мандате? Ответственность перед избирателями своего округа или депутатскую неприкосновенность, новые возможности для личного обогащения и связи на высшем уровне? Как показала практика Российской Федерации (там тоже такая система действовала в девяностых годах прошлого века), в большинстве своем по одномандатным округам избирались так называемые «олигархи», которые и на заседания Госдумы почти не ходили. Поэтому там было принято решение уйти от смешанной системы и перейти к выборам в Думу по партийным спискам.

– Поэтому в демократической партии и схватились за смешанную систему, как утопающий за соломинку?

– Согласно соцопросам, эта партия в самом лучшем случае и при огромных финансовых затратах едва преодолеет избирательный порог в четыре процента. Вспомните те же местные выборы-2011, когда в кишиневский муниципальный совет прошел всего один (!) кандидат. И это при огромных тратах на рекламу и административный ресурс. Не сработало. Или другой пример, посвежее. В Гагаузии на выборах в Народное собрание, где тоже действует одномандатная система, не победил ни один демократ. А уже среди 35 выигравших выборы депутатов неожиданно «обнаружилось» аж 16 членов фракции демократической партии. У нас есть все основания полагать, что нечто подобное в ДПМ хотят провернуть и на национальном уровне.

– Вы сами затронули тему Гагаузии. А из региона за эти полгода тоже приходило немало скандальных новостей. Чем окончилось противостояние башкана Формузала и Народного собрания, где задают тон «демократы»?

– Закончилось тем, как мы и прогнозировали. Как метко выразился член нашей фракции в НСГ Георгий Лейчу, военный марш, который играли башкан Формузал и председатель НСГ Константинов, плавно перешел в марш Мендельсона.

На протяжении полугода обе стороны нагнетали страсти. Башкан обвинял ДПМ в «рейдерском захвате региона», а их сторонников в НСГ обзывал «политическими тушками». Депутаты тоже не лезли за словом в карман и обвиняли Формузала в расхищении гуманитарного дизельного топлива и пшеницы. Председатель Народного собрания и один из лидеров ДПМ в Гагаузии Дмитрий Константинов божился перед камерами, что башкан вернет в казну каждый килограмм украденной пшеницы, каждый литр украденного дизтоплива и даже намекал на реальный тюремный срок для Формузала.

Как оказалось, обе стороны просто подымали ставки в политическом торге, а предметом торга стало распределение должностей в новом составе исполкома (правительства Гагаузии – прим. ред.).

– И что получили в результате этого торга в ДПМ?

– В СМИ уже подсчитали, что из 21 начальника управлений и специализированных служб, входящих по статусу в исполком, демократической партии досталось 7 мест. Притом что ряд должностей (глава полиции, СИБ и другие) заняли далекие от политики люди, выходцы из системы. Еще две должности ушли к ЛДПМ. Их депутатская группа в Народном собрании также голосовала за утверждение этого состава исполнительного комитета автономии.

– А где интересы башкана?

– Формузал получил возможность продолжить работу на посту главы региона, а если точнее – не отвлекаться от строительства собственной партии – Партии регионов.

– Коммунистам предлагали войти в состав этого исполкома?

– Да, нам предлагали поддержать эту коалиционную команду в обмен на обещание «подыскать» пару должностей и для ПКРМ. Но мы даже не рассматривали эти предложения серьезно. Рейтинг личного доверия как Формузала, так и Константинова крайне низок. Там нет никаких принципов, есть только сиюминутный интерес. Объединяться с ними даже на короткий срок – себе дороже. Войти в этот исполком, значит, взять на себя ответственность за результаты его работы. У нас не было и нет доверия к этим политическим силам, мы не видим в них потенциала и способностей изменить положение дел в регионе к лучшему, зато просматриваем явный интерес довести до конца процесс приватизации государственного имущества, взять под контроль общественное телевидение и радио Гагаузии, продолжить освобождать от налогов «своих» бизнесменов и пр. Долго продолжаться такое беззаконие, такая вседозволенность не сможет. За все придется платить перед избирателем.

– А тем временем, пока башкан выясняет отношения с ДПМ, в регионе собирается пять тысяч подписей за выход Гагаузии из состава Молдовы. Как это стало возможным?

– На эту тему слишком много спекуляций, поэтому я позволю себе дать расширенный ответ. Как вы знаете, в середине девяностых годов гагаузы обрели автономию с особым правовым статусом, который в 2003 году наша партия закрепила и в Конституции. Тем ни менее политические отношения между Комратом и Кишиневом не так идеальны, как хотелось бы обеим сторонам. Некоторым в автономии кажется, что центр притесняет автономию, не способствует ее социальному, культурному и экономическому развитию, постоянно ищет способы ущемить особый правовой статус. Деятели с таким мнением были и в период правления ПКРМ, но, подчеркиваю, как бы ни были напряжены отношения между регионом и центром, до 2009 года ни у кого не возникало мысли инициировать процесс выхода Гагаузии из состава Молдовы. И тем более собрать под этим требованием более пяти тысяч подписей.

– То есть, подписи – настоящие?

– Сегодня официальный Кишинев пошел по самому легкому пути и заявил, что эти подписи сфальсифицированы. К сожалению, это не так. Да, за самой идеей стоит группа региональных депутатов с собственным интересом. Но речь сейчас о другом. Не могу отвечать за каждую подпись, но знаю точно, что многие люди там подписывались. Почему, спросите вы? Потому что в Гагаузии устали от того постоянного бардака, который царит в нашей стране. От нашей повсеместной бедности, безработицы, бездействия власти, банальной бытовой неустроенности.

Вы скажете, это мое субъективное мнение? Не только мое! Депутат из фракции ДПМ в Народном собрании Иван Бургуджи публично заявил, что центр проводит политику геноцида по отношению к региону и доказывает это на фактах. В этом году на капвложения из центрального бюджета было выделено для нужд автономии всего 800 тысяч леев. За эти деньги можно в самом лучшем случае провести косметический ремонт в одной-двух школах. А Гагаузии есть, с чем сравнивать. В 2005-2009 годах регион получал ежегодно более 15 миллионов леев, в эти годы удалось реализовать ряд масштабных инфраструктурных проектов. Только на строительство нового корпуса для Комратского государственного университета было затрачено из центрального бюджета более 40 миллионов леев. Это означает, что при нынешней власти новый корпус строился бы лет 50, не меньше.

Люди помнят, как им жилось «до коммунистов» и «после». Они сравнивают, анализируют, и их выводы все чаще не в пользу нынешней власти.

– Откуда такое неуважение в центре к нынешним гагаузским властям?

– По моим ощущениям, в центре перестали воспринимать башкана и НСГ в качестве серьезных, предсказуемых партнеров. И они сами в этом виноваты. Судите сами. Народное собрание принимает постановление о запрете видеосъемок во время сдачи экзаменов на степень бакалавра в лицеях и гимназиях. В ответ Минпросвет обещает всех гагаузских лицеистов вывезти для сдачи экзаменов в соседние районы. Гагаузские депутаты едут в Кишинев к президенту Тимофти, где их встречает… его секретарь. Обескураженные, они возвращаются домой, где принимают еще одно аналогичное постановление. В результате, экзамены проходят на территории автономии, камеры работают, а наши депутаты делают вид, что никакого постановления и вовсе не было.

После такого прецедента Народное собрание может принимать самые «смелые» и радикальные заявления. В Кишиневе уже знают, что за ними ничего не последует. Хотя НСГ – это голос народа. И если бы этот состав действовал исходя из общественного интереса, уверяю Вас, Тимофти сам бы приехал в Комрат.

– Вы думаете?

– Рядом с нами – тараклийский район, где проживают компактно этнические болгары. Недавно во время празднования 200-летия в Тараклию приехал премьер Юрие Лянкэ, это была его одна из первых рабочих недель. Тем не менее он приехал в Тараклию, где и в городе, и в районе у власти коммунисты, потому что это особый регион, где местная администрация часто идет поперек решениям из Кишинева (особенно в вопросах оптимизации образования). Следовательно, делают выводы в команде премьера, сюда нужно приезжать, встречаться с людьми, выстраивать с ними какие-то отношения во избежание эскалации конфликта.

А что происходит в случае с Гагаузией? Тимофти в качестве президента здесь ни разу не был и не собирается. Юрие Лянкэ тоже не планирует сюда приезжать в качестве премьера. Даже демократ, спикер парламента Игорь Корман, до сих пор не нашел времени для Гагаузии, где в региональном законодательном органе правят бал его однопартийцы.

Отсюда я и делаю обидный для нас, жителей Гагаузии, но, как мне кажется, справедливый вывод: правящая коалиция за проевропейское правление не видит для себя необходимости «отвлекаться» на Гагаузию, выделять достаточные средства из госбюджета для ее развития, вести постоянный диалог с ее политической элитой, даже со своими командами на местах. Что толку от вступления Николая Дудогло в ДПМ и союза Формузала с Филатом, если в бюджете-2013 Гагаузия получает на капвложения всего 800 тысяч леев?

– Исходя из сложившейся ситуации, каким образом Партия коммунистов намерена продолжить свою работу в регионе?

– Как я уже обозначила выше, наша цель открыто заявлена лидером ПРКМ Владимиром Ворониным – это отстранение от власти коалиции проевропейских партий через проведение честных парламентских выборов. До тех пор главная задача, которую видит перед собой наша фракция в парламенте, – держать постоянную связь с избирателем. В Партии коммунистов уверены, что именно близость к избирателю, постоянный диалог с простым человеком, далеким от власти – это и есть секрет успеха нашей партии. Поэтому в ближайшие полгода все депутаты-коммунисты продолжат практику встреч на местах в еще более интенсивном режиме.

Кроме того, недавно мы попробовали новый формат общения с людьми – это организация единого Политдня по всей территории Республики Молдова. В один день в каждом районе нашей страны мы собираем наш партактив и просто всех неравнодушных к ситуации в стране и рассказываем, что происходит во власти, внимательно выслушиваем мнения, собираем наказы и замечания. Потом вся эта информация нами суммируется и анализируется, и уже на ее основе наша фракция и формирует собственную рабочую повестку.

– Планируете ли вы какие-то новшества в работе с избирателем в Гагаузии?

– Мы хотим вернуться к практике проведения уроков патриотизма в лицеях Гагаузии. Сама эта идея возникла почти случайно, по просьбе директоров одной из школ в Вулканештах я встретилась с учениками выпускных классов. У нас завязался разговор о том, как они собираются строить свою жизнь после получения аттестата, к чему стремятся, каковы их ожидания от жизни. В какой-то момент я поняла, что наши дети имеют достаточно отстраненное представление о реальной взрослой жизни, решение всех проблем они видят в выезде за границу и дома их ничего особенно не держит, кроме семей. 

Откровенно говоря, меня это испугало. Мы, политики, так много говорим о гагаузской автономии, гордимся наши особым правовым статусом, боремся за полномочия и… для кого все это, если наши дети в большинстве своем тут жить не хотят? Поэтому я приняла для себя решение организовывать ежемесячные встречи с учащимися выпускных классов в лицеях Гагаузии, на которых мы будем общаться на разные темы: почему лучше пытаться изменить к лучшему жизнь у себя дома, а не искать счастье за рубежом, какими качествами нужно обладать, чтобы добиваться успеха, почему так важно качественное образование и тому подобное. Если эти встречи убедят хотя бы нескольких лицеистов строить свою жизнь дома, у нас в Гагаузии, то я уже буду считать эти уроки успешными. 

– Спасибо за беседу и удачи в Вашей работе!

Беседовал: Андрей Васильев

Просмотров: 411 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz