Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Вторник, 30/04/24, 19:43
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2011 » Июль » 4 » Ирина Влах: "Я не готовилась к политической деятельности"
Ирина Влах: "Я не готовилась к политической деятельности"
23:48
Поствыборные баталии заполнили информационное поле. Основная месса обсуждений концентрируется вокруг ситуации в Кишиневе, хотя жизнь в Молдове не заканчивается за пределами столичного муниципия. Мы встретились с депутатом парламента (фракция ПКРМ), первым секретарем Комратского районного комитета ПКРМ Ириной Влах, чтобы побеседовать о том, что происходит в Гагаузской автономии.
1.
- Образ политика в Молдове - это мужчина, вероятно, довольно зрелый, хотя в последнее время появилось много молодежи. Как вы оказались в этой мужской «тусовке», и как вы себя в ней чувствуете?

- Я не готовилась к активной политической деятельности. В 2005 году возглавляла юридическое управление исполкома Гагаузии, работала над диссертацией. Чем привлекла внимание руководства Партии коммунистов? Дело шло к парламентским выборам, и в ПКРМ сделали акцент на молодых управленцах, чтобы сломать стереотип о том, что это - партия пенсионеров. Мне предложили возглавить партийную структуру в Комратском районе. В 2005-м я стала депутатом парламента.

- Не страшно было?

- Для меня дело было новое, но коллеги помогали, подготовке молодежи во фракции уделяли большое внимание. Труд парламентария многогранен: работа в комиссиях, участие в подготовке законодательных актов, заседаниях и работа с избирателями. Вторая часть - наиболее сложна. Надо привлечь людей, создать команду. Вместе с моими коллегами - лидерами партийных организаций ПКРМ в Чадыр-Лунгском и Вулканештском районе - удалось создать сплоченную команду, нацеленной на высокие результаты. Следствием стали результаты выборов. Если в 2005 году ПКРМ в автономии на парламентских выборах взяла 30%, то в 2009-м - более 60%.

- Рост очевиден. Но, хотя Гагаузия - регион с особым статусом, даже получив там подавляющее большинство, партия не может рассчитывать на существенные бонусы в виде дополнительных мест в парламенте.

- Да, но мы работаем и даем пример коллегам в других регионах.
2.
- Сейчас меньшинства - не только гагаузы - представлены во власти не в той в пропорции, которая существует в обществе. Почему так получилось? Надо ли исправлять этот дисбаланс - ведь, по большому счету, все страдают от одних проблем: высокие цены и тарифы, низкие зарплаты.


- Такая проблема есть в стране, но не в нашей фракции, в ней всегда были представлены меньшинства. Это же, кстати, касается и гендерного равенства. В правительстве Зинаиды Гречаной было шесть женщин министров, а в кабинете Владимира Филата - одна. То есть, сейчас речь идет не только об ущемлении по национальному признаку, но и о гендерном неравенстве.

Думаю, для решения этих проблем у партий Альянса «За Евроинтеграцию» просто недостаточно политической воли. Возможно, в отношении нацменьшинств срабатывает предположение, что это - электорат ПКРМ, и ими пренебрегают. Хотя определенные подвижки есть. После 28 ноября в парламентских фракциях ДПМ и ЛДПМ появились гагаузы. Однако этого мало. Надо расширять число ведомств, во главе которых стояли бы представители нацменьшинств. Не должно быть барьером даже незнание госязыка. Если человек хорошо подготовлен, он принесет пользу, и говоря на русском.

- Но есть прописанные требования о знании госязыка для претендентов на государственные должности. И требования эти появились не год назад. В то же время, на протяжении всех лет независимости выпускники национальных школ - русских, украинских, гагаузских..., - имея прекрасные оценки и потратив 12 лет на изучение государственного языка, не знают его. То есть, такая мягкая дискриминация вырисовывается: нацменьшинства, в том числе, гагаузов, не заставляют учить язык, но за это они платят отказом от возможности реализовать себя на госслужбе.


- Государственной программы по изучению молдавского языка теми, кто его не знает, не существует, и это печально. Не было такой программы и в то время правления ПКРМ, однако у нас были министры, которые не знали языка - министр транспорта, а позже руководитель Молдавской железной дороги Мирон Гагауз, министр информационных технологий Владимир Моложен, министр реинтеграции Василий Шова. Высокие государственные посты доверялись и представителям Гагаузии. Достаточно вспомнить Дмитрия Тодорогло, занимавшего одновременно должность вице-премьера и министра сельского хозяйства.

Но, в любом случае в стране надо создать государственную систему, которая гарантировала бы гражданам возможность изучить молдавский язык - сам по себе человек не может справиться с этой проблемой.
3.
- Вы выступили с инициативой о выделении Гагаузии в особый, третий уровень административно-территориального деления. Полагаете, это позволит укрепить права жителей автономии?


- Это инициатива Народного собрания, мы ее лишь поддержали. Она появилась год назад, как реакция на выступления таких деятелей, как Михай Гимпу. Сейчас закон оговаривает существование территориальных единиц первого уровня - примэрии, и второго - райсоветы, муниципии Кишинев и Бельцы. В Конституции прописан особый правовой статус Гагаузии, но не указано ее местонахождение в системе административно-территориального устройства Молдовы.

- А это позволило бы Гагаузии активнее влиять на процесс принятия решений на республиканском уровне?


Пока такой возможности нет. Как следует из нашей беседы, Гагаузия не так велика, чтобы делегировать много людей в центральные выборные органы, и у ее жителей, которые в основной массе не знают госязыка, мало шансов оказаться в системе исполнительной власти республиканского уровня.

- Но Гагаузия обладает политическими полномочиями. Когда Гимпу объявил 28 июня днем советской оккупации, НС провозгласило эту дату днем румынской оккупации, обозначив свою позицию.

- Это нестандартная ситуация, а ведь есть постоянный процесс принятия решений, которые затрагивают и жителей Гагаузии. Может, стоило бы перейти к избранию части депутатов парламента по одномандатным округам, чтобы обеспечить автономии представительство в центральных органах власти.

- Я противник таких изменений. Говорю об этом, основываясь на опыте работы Народного собрания Гагаузии, члены которого избираются по одномандатным округам. Их сложно сплачивать во фракции, создавать стабильную работу. Независимый кандидат сам не может принять решение - один в поле не воин. Ему надо к кому-то примыкать, чтобы выторговать что-то для своих избирателей, своего населенного пункта. Другое дело - партия. Она приходит с программой и, выиграв, получает возможность ее реализовать.
4.
- Раз мы заговорили о выборах, хотелось бы вспомнить завершившуюся кампанию. Вы работали по Гагаузии. Как оцениваете кампанию там?


- ПКРМ получила неплохой результат. Общее число избранных в автономии советников - 382. Из них 116 - от ПКРМ, 29 от ЛДПМ и 37 от ДПМ. По 1-2 мандата получили еще несколько партий, 135 советников - независимые. Из 26 примаров автономии пять - от ПКРМ, два от ЛДПМ, по одному от ДПМ и партии «Patria-Родина», 17 - независимые, но девять из них были поддержаны партией коммунистов.

- Почему так много независимых кандидатов?

- На местных выборах многие, к сожалению, руководствуются местечковым подходом. Если человеку и нравится партия, но независимым идет сосед, голосуют за него. Еще одна причина в том, что это выгодно башкану. Он уже озвучивал идею о создании партии, в которую можно будет привлечь независимых примаров. Во всяком случае, накануне выборов на наших сторонников, действующих примаров, оказывалось беспрецедентное давление - лишь бы они не выдвигались от оппозиционной партии коммунистов.

Вообще же нынешняя ситуация в Гагаузии в значительной степени - следствие частых выборов. Досрочные парламентские выборы (28 ноября), выборы башкана (12 декабря), в местные органы власти (5 июня). Через полгода - выборы в НСГ. Пока региональные политики выясняют отношения, они упускают важные для автономии вещи. Противостояние между НСГ, которое не созывается уже несколько месяцев, и исполкомом, отсутствие взаимопонимания между законодательной и исполнительной властью влияет на стабильность и негативно сказывается на социально- экономической ситуации.

Я не говорю, что ПКРМ у власти была «белой и пушистой», но в то время бюджет Гагаузии стабильно рос, ежегодно выделялись десятки миллионов леев на капитальные инвестиции. В последние два года в бюджет автономии приходит мизер. Возможно, нынешнее руководство страны не видит поддержки от Гагаузии и не стремится финансировать регион. Возможно, это - следствие не совсем активной позиции башкана. Он - член правительства, и при работе над законом о бюджете должен стремиться отстоять и финансовый интерес автономии.
5.
- Как Гагаузия теряет из-за распрей, так и вся Молдова теряет из-за невозможности договориться в парламенте. И фракция ПКРМ вносит в это свою лепту - чего стоит бойкотирование ею заседаний парламента и невозможность избрать президента.


- Наш последний бойкот был вызван нарушениями в избирательной кампании в муниципии Кишиневе со стороны ЦИК Молдовы, который сегодня находится под контролем правящего альянса. Это нонсес, когда те, кто контролируют ЦИК, сами же инициируют пересчет голосов из-за того, что в столичном совете их оппоненты взяли абсолютное большинство. Заметьте, мы не выводим на площадь людей, хотя могли бы.

- Люди устали от выборов и политики. Им важно видеть, что партии умеют не только выходить на баррикады, но и договариваться. Вы видите пути достижения компромисса между ПКРМ и АЕИ по самым больным вопросам - избрание президента, изменение порядка его выборов?


- Наша позиция в этом вопросе остается неизменной: мы готовы избрать на пост главы государства авторитетную, аполитичную фигуру и, тем самым, положить конец затянувшемуся политическому кризису. Но посмотрите, что сегодня происходит внутри правящего альянса? Постоянные внутренние распри, скандалы, взаимные обвинения... Разве там кому-то есть дело до президентских выборов?

- Из чего можно сделать вывод, что досрочных парламентских выборов не избежать?


- Нельзя исключать и такой вариант, хотя в ПКРМ его не считают оптимальным. Для начала в рамках действующего законодательного созыва правящий альянс и оппозиция должны сесть за стол переговоров и все-таки попытаться найти выход из политического тупика. Партия коммунистов давно к тому диалогу готова. Мяч на стороне партий АЕИ.

Татьяна Кропанцева
Просмотров: 503 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz