Главная » 2013»Февраль»16 » Ирина Влах: «Мы рассказываем избирателю правду о демпартии»
Ирина Влах: «Мы рассказываем избирателю правду о демпартии»
02:11
Политическое противостояние между партией коммунистов и правящим альянсом идет не только в центре, но и в регионах. Причем, на местах эта борьба зачастую кипит не меньше, чем в Кишиневе, а оппоненты ПКРМ не гнушаются даже самыми мелочными способами свести счеты с коммунистами.
Так, к примеру, произошло в Комрате, где местное представительство партии коммунистов было выдворено из арендуемого помещения муниципальными советниками от демпартии. И это только один из эпизодов войны между ДПМ и ПКРМ в Гагаузии, рассказывает депутат Парламента от ПКРМ, 1й секретарь РК ПКРМ Комрат Ирина Влах.
- Ирина Федоровна, в СМИ появилась информация о том, что партия коммунистов лишилась помещения, которое арендовалось у примэрии Комрата под представительство в районе. Могли бы вы раскрыть скобки в этой истории? Действительно, такое решение было принято на последнем заседании муниципального совета Комрата, причем, совершенно неожиданно для нас. В качестве повода была использована просьба исполнительного комитета выделить свободные помещения под управление экономического развития. И свободные помещения «нашлись» в считанные минуты: фракция ДПМ в мунсовете проголосовала за выселение комратского райкома партии с тем, чтобы удовлетворить просьбу исполкома. Редкий пример единодушия между примаром Дудогло и башканом Формузалом!
- Насколько болезненно для райкома это выселение? Конечно, для нас смена места работы создает определенные технические трудности. В отличие от офисов других республиканских партий РК ПКРМ в Комрате – это то место, куда постоянно идут люди со своими проблемами. Люди знают: здесь их, как минимум выслушают и попытаются разобраться в проблеме. В связи с переездом нам, по-видимому, придется временно приостановить прием избирателей на неделю-две. Но как только найдется новое помещение, приемы продолжатся, а новый адрес будет широко озвучен в региональных СМИ.
Как видите, крайними в этой ситуации остались простые жители Комрата и близлежащих сел, которые на время лишились прямого контакта со своим депутатом в парламенте. А примар Николай Дудогло вместе со своими советниками от ДПМ еще раз продемонстрировал «заботу о жителях родного города».
- Вы увязываете разрыв контракта об аренде с ПКРМ с какими-то политическими событиями? Не секрет, что в правящем альянсе самой антикоммунистической силой на деле, а не на словах, является демократическая партия, претендующая на левый электорат. В ДПМ ведут системную борьбу против районных структур партии коммунистов самыми разными методами, начиная от давления на местных избранников-коммунистов и заканчивая вот такими мелкими пакостями. Насколько я понимаю ситуацию, после вступления Николая Дудогло в ДПМ, от него потребовали доказать свой «антикоммунизм» конкретными делами, что он и сделал, в частности, лишив нас помещения.
- Разве до сих пор отношения между ПКРМ и командой Дудогло не были враждебными? Это были отношения между политическими оппонентами, но Дудогло вел более хитрую игру и позиционировал себя как политика, который конфликтует с коммунистами на местах, но «имеет прекрасные, доверительные отношения лично с председателем ПКРМ Владимиром Ворониным».
Такая тактика позволяла ему не идти в разрез с настроениями жителей региона, а они, напомню, на последних парламентских выборах в абсолютном большинстве голосовали за коммунистов. Войдя в ДПМ и возглавив организацию этой партии в Гагаузии, он резко сменил тон и теперь может даже дать пару уроков лидерам правящего альянса в очернении ПКРМ и ее лидера.
- Но судя по той полемике, которая идет в региональных СМИ, вы тоже не остаетесь в долгу и системно критикуете решение Николая Дудогло примкнуть к демократической партии. Не совсем так. Мы не критикуем решение Дудогло вступить вместе со своей командой в ДПМ: это их право состоять в той или иной политической силе, как и право любого гражданина Молдовы. Но нас возмущает то, каким образом было сделано. А сделано это было не накануне выборов в Народное собрание (сентябрь 2012 года – прим. ред.), а уже после формирования нового законодательного созыва. Зная негативное отношение жителей Гагаузии к альянсу за европейскую интеграцию и одному из ее компонентов – ДПМ, они не рискнули идти под ее символами на тех выборах. А вместо того рассказывали избирателям про Таможенный союз, стратегические отношения с Россией, русский язык…
- Тем не менее, слияние команды Николая Дудогло и демократической партии произошло. Наверняка, опора на партию, находящуюся во власти, должна принести свои дивиденды? Безусловно, но только для кого? Выигрыш Николая Дудогло и его семьи очевиден. Он сам получил обещание со стороны лидеров ДПМ оказать ему максимальную финансовую и медийную поддержку на следующих выборах башкана. Его родная сестра – Анна Харламенко – получила работу в парламенте на должности советника спикера Мариана Лупу. Более-менее, семья пристроена, а что получили жители Гагаузии?
- В ДПМ обещают, что на территории автономии будут реализованы масштабные инфраструктурные проекты… Обещать можно многое, а сухие цифры говорят об обратном. Что сделал для Гагаузии правящий альянс? В республиканском бюджете за прошлый год для капитальных вложений на территории автономии (строительство дорог, ремонт детских садов, школ, центров здоровья и пр.) было выделено 5 миллионов 800 тысяч леев. А в этом – только 800 тысяч леев!
А что было в период правления ПКРМ? Ежегодно на эти же цели выделялось 15-20 миллионов леев, то есть в 15-20 раз больше, чем в этом году! В 2005-2009 годах были реализованы очень амбициозные проекты в Комрате – строительство нового корпуса Комратского государственного университета (более 40 миллионов леев), реконструкция участка трассы «Чимишлия-Комрат» (более 200 миллионов леев).
Именно по инициативе ПКРМ в 2005-2006 годах за счет трансфертов из республиканского бюджета было проведено в порядок дорожное полотно по центральной улице Ленина и Освобождения, продолжена газификация.
Кстати, эти средства пришли в регион в рамках того соглашения о сотрудничестве, которое подписали в 2001 году лидер ПКРМ Владимир Воронин и депутаты Народного собрания. Сегодня Николай Дудогло берет на себя смелость рвать это соглашение, хотя он и не имеет к нему никакого отношения. Но что он готов предложить Гагаузии взамен: проевропейский курс, коалицию с либеральной партией Михая Гимпу и несколько сотен тысяч леев на инфраструктурные проекты?
- Возможно, дополнительные средства будут изысканы ДПМ в региональном бюджете, ведь в Народном собрании преобладают депутаты именно от этой партии. Бюджет Гагаузии-2013 принят, и он такой же антисоциальный, как и республиканский. Но здесь уже равную ответственность с «демократами» несет башкан, который предложил им этот бюджет и согласился работать с учетом внесенных туда изменений.
- Что именно Вас не устраивает в бюджете Гагаузии на 2013 год? Как я уже отметила выше, его антисоциальный характер. Не вдаваясь в глубокий анализ (это тема заслуживает отдельного обстоятельного разговора), отмечу самые общие цифры. С явным сговором депутаты и исполком завысили собственное финансирование по сравнению с прошлым годом на 2,1 миллион леев. Куда пойдут эти деньги? На рост численности собственных штатов – число госуправленцев в Гагаузии вырастит на 222 (!) единицы. Но что особенно нас возмутило – количество педагогов, напротив должно уменьшиться почти на 300 человек. А теперь давайте зададимся вопросом, кто объективно приносит больше пользы обществу – бюрократ или учитель?
Почти в два раза сокращено финансирование молодежных программ, непонятно, кто будет покрывать расходы Научно-исследовательского центра им. Маруневич, который занимается исследованием и популяризацией гагаузского языка. 30 из 45 школ Гагаузии не смогут свести трансферты с расходами из-за низкой наполняемости.
- Политический конфликт с ДПМ в Гагаузии не ограничивается только Народным собранием. Вы и советники-коммунисты в мунсовете часто критикуют положение дел в городском хозяйстве Комрата. Есть за что?
К сожалению для города – поводов предостаточно. Два года назад, проиграв выборы башкана, Николай Дудогло заявил, что больше не хочет заниматься политикой и будет работать во благо жителей Комрата. Были даны очень громкие обещания, и… ничего не сделано.
- Можете дать примеры? До сих пор в Комрате нет градостроительного плана, и это не случайно. В отсутствии этого документа примэрия вольна раздавать земли, как она считает нужным. Земли в долине реки Ялпуг (примыкают к центру города) оказались в собственности родственников, друзей или сторонников примара. Дошло уже до того, что участок перед районной поликлиникой вместо возведения пандуса для инвалидов отдаются под строительство частному бизнесу.
Хочется спросить у примара: где те многомиллионные инвестиционные проекты, которые он обещал комратчанам? Где новый спальный микрорайон в Комрате вместе со школой и детским садом и сопутствующие этому проекту 5 тысяч рабочих мест. Несколько котлованов и заросшая дорога – вот и все, что осталось от так «раскрученного» микрорайона «Молодежный» накануне выборов башкана-2010.
Где обещанный горожанам парк «Сокольники» взамен исчезающего центрального парка, который уже почти полностью застроили барами, кафе и салонами красоты?
- Обрисованная Вами картина совсем не радужна… Сегодня Комрат развивается исключительно благодаря работающим здесь экономическим агентам. А если коснуться тех сфер, которые в исключительной компетенции примэрии… Поставщик воды «Су-канал» на грани коллапса. После серии сокращений персонала, оставшиеся там сотрудники хронически не успевают латать обветшавшие сети. В крайне плачевном состоянии находятся дороги: новых не строят, а старые едва успевают латать до первого хорошего ливня или снегопада.
- В этой ситуации как будет строить свою работу в городе и регионе партия коммунистов? Наша задача номер один – донести до избирателя правду. Объяснить, какой случился обман на выборах в Народное собрание, как их голоса за независимых кандидатов в депутаты были проданы по очень и очень хорошей цене демократической партии. Жители Гагаузии должны знать, что им навязывают покровительство демократической партии – партии, выступающей за европейскую интеграцию, постепенную легализацию сексуальных меньшинств, коалицию с прорумынской либеральной партией Михая Гимпу.