Протесты, организованные на центральной площади Кишинева гражданской платформой «Достоинство и правда» (DA), стремительно теряют первоначальный размах.
Властям не пришлось ни прибегать к силе, ни идти на какие-либо уступки: оказалось достаточным дать гражданам выпустить пар, а лидерам протестов — создать видимость переговоров с руководством страны. Перехватить протестную инициативу готовы левые партии Игоря Додона и Ренато Усатого. Впрочем, уверенности в том, что они пойдут до конца, у экспертов также нет, сообщает newsmaker.md.
Протесты DA сходят на нет
Инициированные 6 сентября гражданской платформой «Достоинство и правда» антиправительственные протесты продолжаются. На площади Великого Национального Собрания все еще находится разбитый там палаточный городок. А активисты периодически устраивают различные акции: то пикеты тех или иных административных зданий и органов власти, то автопробег, то митинги в районах.
Однако поддерживать сколько-нибудь значительную численность манифестантов и удерживать внимание общества и СМИ лидерам протестов становится все сложнее. Их выступления, порой перенасыщенные гражданским пафосом, звучат однообразно, инициативы предсказуемы, действия противоречивы и непоследовательны.
То они собираются преобразовываться в партию, то передумывают. То вступаются за арестованных 6 сентября в ходе протестов у Генпрокуратуры левых активистов во главе с экс-депутатом Григорием Петренко, то открещиваются от них. То отказываются от встреч с властями, то дружно являются на встречу к президенту Николае Тимофти. Там они, по версии пресс-службы президентуры, признаются, что требование об отставке Тимофти было конъюнктурным и в действительности его ухода они не хотят. Позже один из лидеров DA Андрей Нэстасе заявит, что все было с точностью до наоборот.
Протест выдыхается, это признают уже и вполне симпатизирующие DA и ее требованиям наблюдатели и эксперты. При этом ничего из списка выдвинутых требований добиться не удалось. Тактика властей — «заболтать» требования граждан в бесплодных переговорах лидеров протеста с ничего не решающими начальниками — оказалась эффективной. Властям не понадобились ни силовые, ни административные рычаги: стотысячный протест, поначалу объединивший и левых, и правых, оказался размыт и разрознен руками самих его лидеров и превратился в формальность.
Руководство страны вдобавок получило возможность покичиться своей демократичностью перед внешними партнерами. «У нас достаточно демократичный закон о собраниях. Митингующие сейчас на грани закона. Но пока протесты являются мирными, не создают хлопот другим людям, не угрожают ничьему здоровью и никаким зданиям, люди могут оставаться там сколько угодно»,— сказал в интервью BBC председатель парламента Андриан Канду.
Сам палаточный «Городок достоинства» в настоящее время также предстает не в лучшем виде. Если в первые дни там было живо и многолюдно, то за две недели ситуация изменилась. Несмотря на то, что на площади установлено много палаток (по данным DA, к десятому дню протеста общее количество палаток превысило 450), у корреспондента NM, который прогуливался возле палаточного городка в субботу поздним вечером, сложилось впечатление, что большая часть палаток установлена только для видимости и в них никто не живет.
Большинство палаток были закрыты, поэтому проверить, был ли в них кто-то, не предоставлялось возможным. Удалось заглянуть в щель одной из больших палаток. В ней даже матрас не был расстелен.
Людей на площади было примерно 50. Некоторые стояли возле сцены, где выступали активисты, другие играли в дартс. Вместо мишеней использовались фотографии первого вице-председателя Демпартии Владимира Плахотнюка, лидера Либерально-демократической партии Владимира Филата, бизнесмена Илана Шора и президента Николае Тимофти. Никого из лидеров платформы на площади видно не было.
Одной левой
В начале текущей недели о старте собственных массовых протестов объявили представители левых партий. Лидер «Нашей партии» мэр Бельц Ренато Усатый и председатель Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон намерены приступить к совместным бессрочным протестам с 27 сентября. Они собираются разбить палаточный городок в квартале от уже развернутого гражданской платформой «Достоинство и правда» — у парламента.
Примечательно, что требования левых практически не отличаются от уже выдвинутых гражданской платформой: отставка первых лиц государства и глав надзорных ведомств, отставка правительства и назначение технического кабинета министров для проведения досрочных парламентских выборов, переход к прямому избранию президента гражданами.
Риторика тоже схожа. По словам Додона, массовые протесты сегодня — единственная возможность «освободить захваченное государство». Ренато Усатый также считает, что для влияния на власть «нет ни одного действующего механизма, кроме протестов». Как и в случае с DA, на протесты решено выходить без партийных флагов.
Вместе с тем левые, похоже, решили извлечь уроки из промахов своих предшественников. Так, и Игорь Додон, и Ренато Усатый обещают, что и сами будут круглосуточно жить в палаточном городке столько, сколько потребуется. «Я зову людей на протест не для того, чтобы спеть «День Победы», а потом распустить всех домой и попросить сдать флаги»,— сказал лидер социалистов, явно намекая на председателя Компартии Владимира Воронина, который осенью 2013 года в последний момент «потопил» готовившуюся коммунистами на протяжении нескольких месяцев «бархатную революцию».
Ренато Усатый также обещает ночевать в палатке, пока «Филат с Плахотнюком не покинут страну». «До тех пор я не смогу вернуться в Бельцы, потому что не смогу смотреть людям в глаза»,— сказал мэр «северной столицы». На хозяйстве в Бельцах он намерен оставить одного из вице-мэров.
Несмотря на практически идентичные требования, между собой лидеры DA и левых партий не ладят и видят друг в друге скорее оппонентов и конкурентов, чем союзников в борьбе против действующей власти. Лидеры DA уже призвали граждан бойкотировать протестные акции, организуемые социалистами и «нашистами». «Эти партии чужды национальным интересам Молдовы. Они работают на Россию, они тянут нас в Таможенный союз. Их руководители — такие же олигархи, как и те, которые находятся у власти. Нам с ними не по пути»,— заявил Андрей Нэстасе.
Левые в ответ обвиняют лидеров DA в том, что те действуют заодно с «олигархическим режимом». Конфликт обострился после того, как выяснилось, что лидеры DA подали в мэрию заявку на проведение протеста с установлением палаток у здания парламента в тот же самый день, когда там собираются появиться социалисты и «нашисты». По мнению Додона, платформа DA в сговоре с властями Кишинева и МВД пытается сорвать альтернативный левый протест: «Интересно, на площади Великого Национального Собрания, которую ранее ПСРМ уступила гражданскому обществу, больше нет места для палаток? Или такая команда поступила от спонсоров и закулисных партнеров?»
Ренато Усатый высказался еще категоричнее. По его словам, платформа DA тем самым «выступила с чистосердечным признанием о целях и задачах своего томительного и скучного пребывания на площади». «Оказалось, что они просто держат место, чтобы вдруг, не дай бог, на него не пришли настоящие протестующие»,— отметил лидер «Нашей партии». «В общем, у режима все схвачено. Так они думают. Но на протесты мы выходим в любом случае. Не на тех напали!» — добавил он.
Эксперты расходятся в оценках протестных перспектив двух противостоящих как власти, так и друг другу лагерей. По мнению эксперта IDIS Viitorul Корнелия Чури, организация альтернативных манифестаций приводит к их конкуренции и ослабляет протестное движение. По его словам, видя, что протесты под эгидой платформы DA иссякают, Додон и Усатый хотят перехватить инициативу.
«Платформа DA выдыхается, теряет свой пыл, и ей сложно будет конкурировать с Додоном и Усатым»,— считает Чуря. По его прогнозам, протесты DA сойдут на нет в течение максимум одного месяца. Впрочем, и в то, что левые пойдут до конца, эксперт не верит: «Вряд ли они настроены на долгое нахождение в палатках: повысят рейтинг, сместят на себя центр внимания и спокойно уйдут на зимовку».
Директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану, в свою очередь, полагает, что протестные перспективы сторонников Додона и Усатого ниже, чем у платформы DA: «Над этими двумя политическими деятелями всегда будут подозрения, что они выполняют указания извне, в этом смысле их протесты всегда будут менее эффективными. Тот общественный срез, который традиционно поддерживает эти партии, обычно не проявляет себя в уличных акциях, кроме дат вроде 9 мая или 1 мая, которые тянутся из советских традиций».
Что касается платформы DA, то ее слабым местом, по мнению эксперта, является неясная повестка и узкий круг лиц, замкнувших на себя руководство протестами. «Очевидно, что они не способны пока держать на том же уровне интенсивность уличных манифестаций. Но чтобы понять, насколько они окажутся в состоянии использовать протестные общественные настроения, нужен более длительный период»,— говорит Цэрану. При этом удержать людей на площади и добиться каких-то успехов, по его словам, DA сможет, только выступая как гражданское движение. |