Новая кровь
Когда в прессу на условиях анонимности просочилась информация о том, что Валерий Лазэр уйдет с поста, лидеры правящей коалиции уже подготовили преемника. Лазэр заявил, что уход из министерства это его личное решение. Даже если так, то к решению, без сомнений, чиновника явно подтолкнули. В этом смысле назначение на пост вице-премьера министра экономики Адриана Канду никого не удивило.
Лазэр предпочел объявить о своем уходе публично, более того, вместе со своим преемником. И Канду, и Лазэр на специальном брифинге всячески пытались доказать журналистам и всей молдавской общественности, что такая рокировка никоим образом не связана с расколом в партии и тем более в коалиции.
Уходящий министр заявил, что намерен сосредоточиться на иной деятельности. Какой именно, Лазэр не стал уточнять. По имеющейся у «Пульса» информации, ему правящая коалиция подготовила достойное место — главы Торгово-промышленной палаты РМ. Согласитесь, и на этой должности перед Лазэром откроются не менее широкие перспективы, нежели в правительстве Лянкэ.
«У меня за спиной 20 лет работы в Минэкономики. Это личное решение. У меня нет конфликта в правительстве. У меня было хорошее сотрудничество с коллегами. Я чувствовал необходимость довести мандат, выданный партией, до конца», — объяснял Лазэр.
Что до Канду, то его уже бывший глава Минэкономики представил как «новые силы», которыми, дескать, пришло время обновить правительство.
Несложно догадаться, что сулит такое «обновление». До недавнего времени занимающий кресло вице-спикера парламента Адриан Канду, он же вице-председатель ДПМ — ближайший советник олигарха Плахотнюка. И не просто советник, а самое что ни на есть доверенное лицо, к тому же состоящее в родственных связях с фактическим лидером Демпартии.
Обращает на себя внимание и тот факт, что обновление правительства Лянкэ понадобилось Демпартии аккурат перед выборами, в успешном исходе которых лидеры правящей коалиции ой как не уверены. И чем ближе час икс, тем судорожнее попытки власти прибрать к рукам то немногое, что еще осталось от госактивов.
Портфолио «успехов»
Сказать, что Лазэр, возглавляющий Минэкономики с 2009 года, не справился с поставленной перед ним задачей — ничего не сказать. Конечно же, он запомнится как самый послушный из министров коалиционного правления. В его портфолио все самые непопулярные и, как показало время, неэффективные политики, проводимые кабмином в налоговой и бюджетной сферах. То, что сегодня творится в реальном секторе экономики Молдовы, — тоже «заслуга» Лазэра.
Приватизация государственных предприятий, которая вылилась в банальную скупку за копейки народного добра, множество так называемых экономических проектов, которые так и остались перспективными на бумаге, — лишь малая толика результатов. И все бы ничего, если бы не череда скандальных сделок, которые невозможно было бы провернуть без непосредственного участия отставного министра.
Закат министерской карьеры Лазэра начался с громкого дела Banca de Economii, в котором благодаря хорошо спланированной мошеннической схеме государство не просто потеряло свою мажоритарную долю акций, а отдало, так сказать, бесплатно в пользу частника. Лазэр уже после объявления ухода из Минэкономики попытался представить все так, что он не имел никакого отношения к Banca de Economii, и дескать, его имя намеренно связывают с этим скандалом в целях дискредитации. Эти попытки оправдаться только подкрепили сомнительную репутацию чиновника: ведь известно, что права управления госактивами в Banca de Economii были делегированы не только Минфину, но и Минэкономики, следовательно, подконтрольные этим ведомствам структуры не могли самостоятельно принимать решения без одобрения этих министров. Кроме того, Лазэр занимал еще и пост вице-премьера, а это, как говорится, уже иной уровень управления, соответственно, и степень ответственности. К тому же Лазэр являлся членом совета по экономической безопасности.
Сделкой по сдаче Кишиневского международного аэропорта в аренду сроком на 49 лет также руководил Лазэр. Помнится, на пресс-конференции перед СМИ он назвал это успешным примером частно-государственного партнерства. Но когда журналисты внимательно изучили договор аренды, то стало ясно, что на таких условиях государство мало что выигрывает. Дошло до того, что Конституционный суд по запросу депутатов парламента приостановил действие решения правительства по аэропорту, но видимо ставки были настолько велики в этой сделке, что Лазэр проигнорировал КС. Решения КС для КПП не повод к исполнению.
Правовой нигилизм, двойные стандарты на фоне тотальной деградации практически во всех секторах экономики, катастрофическое падение прямых иностранных инвестиций, характеризуют «эпоху Лазэра».
В череде неудач значится и провал переговоров по новому контракту на поставки природного газа в Молдову с «Газпромом». Все обещания тогдашнего министра экономики то к новому году, то ближе к осени по дешевой эксклюзивной цене и т. д. остались пустым звоном.
Мертвый популистский проект по строительству газопровода Унгены — Яссы также курировал отставленный министр. Даже румынская сторона сегодня не скрывает, что власти Молдовы зря на всех углах трубят о диверсификации источников газа. Румыния через данный газопровод если и сможет поставлять в отдаленной перспективе газ Молдове, то лишь в объемах 10 процентов от необходимого.
Ну и напоследок. Соглашение об ассоциации с ЕС, подписанное в спешке, без детального критического анализа хотя бы экономической части — это ли не прямая обязанность министра экономики — продемонстрировало в полной мере бесхребетность чиновника. Именно он должен был на каждом заседании правительства настаивать и отстаивать каждый пункт, каждую директиву, вносить изменения в случае угрозы для национальной экономики.
От Лазэра по документу мы все слышали то же, что и от лидеров правящей коалиции. Теперь вот бывший министр экономики не захотел расхлебывать последствия. На месте правящей коалиции следовало бы как раз сохранить Лазэра в должности, чтобы он перед обществом уже через пару месяцев натужно бы объяснялся за «эффекты» и «росты». Понятно, что именного этого КПП сегодня попыталась избежать. Идти на выборы с министром, которому нечего сказать избирателям и за плечами которого одни провалы, невыгодно. А с нового назначенца можно будет спрашивать лишь спустя первые сто дней