27 марта в Кишинёве унионисты планируют провести очередную акцию. Посвящена она, по традиции, дню «великого объединения» и создания «Великой Румынии».
Что празднуем-то?
Понятно, что молдаване ни за что и никогда не согласились бы добровольно стать частью румынского политического проекта. Поэтому Великая Румыния появилась лишь в результате Первой мировой войны и распада Российской империи.
Цинизм Румынии уже тогда был в том, что она совершила акт предательства, отняв силовыми методами Бессарабию у своего же союзника — России. Союзника, который ранее дал Валахии первую Конституцию (Органический регламент 1831 года), помог в создании современной Румынии (1859), обеспечил ей полную независимость (1878) ценой жизней десятков тысяч русских солдат.
Во время Первой мировой Россия слёзно умоляла союзников по Антанте не втягивать Румынию в войну, так как это расширит фронт и создаст проблемы в обороне. Тем не менее Румынию ввязали. Россия оказалась права — в первые же недели войны румынская армия была наголову разбита. И кто же принял на своей территории деморализованную, разбитую и униженную румынскую армию? Конечно, Россия. Кто помог обуть, одеть, вооружить румын? Франция, Англия и Россия. Никто тогда и подумать не мог, что эта же армия повернёт свои ружья против России, напрямую участвуя в «принуждении к унире» и оккупации края (начало вторжения — 7 декабря 1917 года).
3 декабря 1917 года был наспех созван временный учредительный орган — «Сфатул цэрий».
6 января 1918-го Ион Инкулец (председатель СЦ) и Пантелеймон Ерхан (председатель правительства) направляют румынскому правительству телеграмму: «Протестуем против ввода румынских войск на территорию МДР»… Молдавские войска (8000 солдат) по приказу министра обороны Пынти вступили в бой с румынскими войсками (160 тысяч человек).
В марте 1918 года по заключённому соглашению с Россией Румыния обязалась вывести свои войска с территории Бессарабии. Однако уже в апреле ими был занят Кишинёв.
Давление Румынии усиливалось. Только с середины января до конца февраля 1918 года в Бессарабии было расстреляно 10 тысяч человек. В адрес депутатов «Сфатул цэрий» стали поступать угрозы, их начали шантажировать. И хотя «Сфатул цэрий» вначале провозгласил независимость Молдавской Демократической Республики (6февраля 1918 года), менее чем через два месяца этот же орган отменил собственную декларацию, провозгласив 27 марта «великую унирю».
Понятно, что говорить о независимости МДР, на территории которой располагались четыре румынские дивизии, разбившие многие отряды сопротивления, можно было лишь как о неудачной шутке. Как и заявлять о добровольной унии с неким государством, когда армия этого государства у тебя дома!
На фоне расстрелов…
Однако чуть позже Румыния стала нуждаться в подтверждении декларации о добровольной унии для легитимизации аннексии на Парижском конгрессе. На собрании, когда провозглашался акт объединения (25 – 26 ноября 1918 года), не было кворума — присутствовали только 36 депутатов из 133. Это происходило на фоне расстрела 17 депутатов «Сфатул цэрий», изгнания из него социалистов и большевиков, исчезновения 38 депутатов после прихода румынских войск. То есть после 14 января 1918 года о легитимности этого органа и речи быть не может. Кстати, параллельно со «Сфатул цэрий» в Кишинёве начал работу Губернский крестьянский съезд. Он был разогнан, а члены президиума — молдаване Рудьев, Которос, Прахницкий, Панцырь и украинец Чумаченко — обвинены в антирумынизме и расстреляны по приказу коменданта Кишинёва Мовилэ.
80 % граждан РМ — против унири.
«Сфатул цэрий» тут же был распущен. Автономия Бессарабии, которую обещали молдавским депутатам, была аннулирована. Департамент по румынизации активно внедрял программы по денационализации населения, возмущаясь тем, что молдаване упорно не хотят признавать себя румынами. Румынизация, провозглашённая главной целью румынской власти, сопровождалась, по словам французского писателя Анри Барбюса, «грубым искоренением всех традиций и самого характера края».
Униря была столь «желанной», что уже в 1919 – 1924 годах произошли крупные восстания в Бендерах, Хотине, Татарбунарах. При их подавлении было убито свыше 30 тысяч человек. Тысячи граждан Молдовы поплатились жизнью за своё стремление жить в свободной стране. После подавления Татарбунарского восстания в Кишинёве начался судебный процесс над 500 его участниками, дабы продемонстрировать наличие «руки Москвы». В поддержку заключённых выступили известные учёные, писатели, общественные деятели: Ромен Роллан, Альберт Эйнштейн, Максим Горький, Бернард Шоу, Томас Манн. В итоге 85 человек получили тюремные сроки — от пяти лет до пожизненного.
Конечно, «великое объединение» было аннексией. И когда советское правительство предложило провести в Бессарабии плебисцит о будущем края, румыны отказались. И все понимают, почему. Кстати, сегодня они также отказываются от референдума по вопросу языка и истории страны…
Румынские историки любят говорить о том, что аншлюс Бессарабии спас её население от голода, депортаций, смертей. Но это не так. Смертность в крае была одной из самых высоких в Европе. Как и бедность. Только в 1918 – 1940 годах было убито около 30 тысяч жителей. Во время Второй мировой войны на территории республики было уничтожено от 250 до 300 тысяч человек. За 22 года румынская администрация не оставила после себя почти ничего — ни одной фабрики, ни театра, ни цирка и т. д.
Любопытно и то, что в 1940-м Румыния сдала край без боя. Сейчас думают без боя взять.
Зачем им «Бессарабия»?
Активизация румын в последние годы связана с интересами США. Америке нужен мощный союзник против новой Европы, который совместно с Польшей обеспечивал бы американские интересы на континенте, направленные против Германии. Также Румыния в случае объединения превратится в надёжный военный плацдарм, защищающий тыл Украины. И этот плацдарм станет для США военной базой даже в случае отказа ЕС от сотрудничества с НАТО.
У Румынии несколько сценариев.
Сценарий 1859 года. То есть и тут и там избирают единого президента (изменив для этого пару строк в Конституции). А он уже назначает единого премьера.
Сценарий 1918 года (силовой). В случае массовых беспорядков или войны (к примеру, с Приднестровьем, что нетрудно устроить) Румыния вводит свои войска для защиты «500 тысяч румынских граждан». Военная администрация вводит чрезвычайное положение и комендантский час и упраздняет все органы власти.
Экономический крах. «Кукловод» и его подручные грабят страну, доводят её до банкротства. Каков выход при отсутствии денег для выплат пенсий и зарплат? Правильно — в объединении!
Имитация воли народа. Можно просто согнать по договоренности с «кукловодом» 50 тысяч граждан на площадь, объявить это «Великим Национальным Собранием» и от его имени провозгласить унирю. То же самое можно легко сделать и в Бухаресте. Под «давлением народа» румынские граждане из альянса и из Бухареста провозгласят объединение как проявление воли народа…
Отмена независимости решением КС. Он может постановить, что существование Республики Молдова незаконно, что это румынская территория…
Фейковый референдум. Унионисты через пять-шесть лет могут вынести на референдум вопрос об унире. На юге и севере молодые боевики просто не допустят граждан к голосованию, как это было в 1991-м. При этом в страну будут стекаться десятки тысяч румын. Учитывая, что сегодня у нас 22% унионистов, исход будет предопределен.
Латентная интеграция. Румыния будет постепенно внедрять своих людей во власть, скупать прибыльные предприятия, давать кредиты, открывать новые СМИ и НПО. Власть фактически будет обрастать разными молдавско-румынскими комиссиями, советами и т.д. Совместные заседания примэрий, правительства, а потом и парламента станут обыденностью. Таким образом, мы и не заметим, как окажемся в Румынии…
Кого боится Румыния?
Румыния понимает, что 80% граждан — против унири, что 57% — за Евразийский союз. И одна из немногих партий, отстаивающая эти взгляды, — ПСРМ. В 1917-м именно социалисты и большевики защищали государственность МДР. Сегодня история повторяется.
Поэтому ПКРМ была уничтожена. Осталась Партия социалистов. Эту мысль подтверждают и советник Йоханниса Дан Дунгачиу, и экс-советник Траяна Бэсеску Юлиан Кифу, которые открыто заявили, что Румыния не должна допустить победы Игоря Додона на президентских выборах.
Cказано — сделано. Президентская гонка ещё не началась, а по Додону стреляют из всех пушек: «предатель», «коррупционер», «янычар Путина». К этому хору обличителей присоединились и бизнес-партнёр «кукловода» Олег Воронин, и экс-советник Филата Ренато Усатый, и др. Им тоже не нравится партия, которую Путин поддержал на парламентских выборах. Одно дело, когда Виталия Павличенко и Михай Гимпу обливают Додона грязью. Здесь всё понятно. Но когда это делает партнёр, подпевая Румынии, — это как минимум странно. И даже подло.
Ну не устраивает братьев румын Додон в качестве президента. Мол, «не свой, не буржуинский». А может, действительно не дергаться и принять того, на кого нам укажут из Бухареста?
- Богдан Цырдя