Вообще, быть и жить в нашей стране непросто. Отчего так? Оттого что Молдова расположена на перекрестке. Веками через него проходили потоки великих миграций. Походы армий трех империй — Османской, Австро-Венгерской, Российской — так или иначе перекатывались через эти земли. Непросто жилось нашим предкам. Войны, эпидемии, сволочизм местной аристократии, продававшей народ и землю направо и налево, лишь бы обеспечить свое привилегированное положение. Так было. Так написано в «Летописи земли молдавской». Правда, сегодня об этом говорится досадно мало.
Площадное мышление
История или то, что от нее осталось, подчинена идеологии либеральной, псевдо-демократической и унионистской. Молодому человеку, входящему в жизнь, ищущему моральной и духовной опоры для выстраивания личного жизненного проекта, крайне сложно разобраться во всех хитровыстроенных публичных концептах, призванных оправдать существование паразитической системы олигархического капитализма и встроенных в него институтов, имитирующих модель западноевропейской политической системы.
Притом что в молодом возрасте и юношам, и девушкам от природы свойственны и максимализм, и стремление к разрушению неких основ. В этом есть элемент возрастного самоутверждения и биологической диалектики нового поколения. Отсутствие четких жизненных ориентиров и практического опыта толкает некоторых молодых людей на путь нигилизма и антиобщественных поступков. При направленном же воздействии на молодежь путем современных информационных технологий и политических доктрин, исповедующих разделение людей по расовым, национальным, религиозным и т. д. признакам, значительная часть подрастающего поколения может увлечься ложными идеями и поддаться инстинктам ниспровержения и уничтожения, накопленных предыдущими поколениями ценностей.
Так была цинично использована стихийная энергия студентов кишиневских вузов грязными политиканами во время печальных событий 7 апреля 2009 года.
Случилось бы такое, когда бы у молодых людей была бы хоть зачаточно сложившаяся система взглядов? Это вряд ли. Но молодежь страны умело разводят. В полном смысле этого слова. Разводят на том, что энергия молодежи ищет психологической разгрузки через действие. Для того чтобы придать этому процессу позитивный и созидательный характер нужны коллективные общественные и государственные усилия. Это непросто, это весьма хлопотно и затратно. Куда как проще, используя минимум средств и стимуляторов, запустить маховик массовых беспорядков. Новое слово в отвлечении молодежи от реальных проблем общества «майданизация», площадное политическое шоу, в котором суррогаты демократии разбавлены вседозволенностью и ощущением «вечной» революционной праздности.
Между тем и возраст, и традиция должны диктовать и указывать молодому человеку на приоритетные ориентиры в своем личном и общественном становлении. Первый приоритет — создание семьи. Второй — выход на уровень достаточной для продления рода обеспеченности. Тут молодому человеку нужны и профессионализм, и ответственность. Майданизация же и площадные шоу рассчитаны на иное. Замысел прост, как все соблазнительное и манящее, но ложное и истребляющее, — на то, что брошенные в топку «беспорядков», «тусовок», и потасовок молодые люди либо поистребятся, либо выпадут из привычных, традиционных жизненных путей.
Без приоритетов
Беспутство и беспамятство. Две проблемы характерные для молодых в Молдове. Правды ради скажем, что не только в Молдове. Это мировая проблема. Но если, скажем, в той же Европе, или США молодой человек может сыто, в общем-то, и не без крыши над головой пребывать в том же беспамятстве, то в Молдове низкий уровень жизни толкает молодых людей либо в поток миграции, либо в криминал, либо в дешевую наркоманию. Все три варианта не рассчитаны на продолжение рода у себя дома, либо вообще не рассчитаны на продолжение.
Не только в Молдове, но и в развитых странах мира стоит актуальнейшая задача: как увлечь значительную часть подрастающего поколения интересным общим проектом, в котором будет заключен элемент реального действия? Либерально-демократический Запад своим молодым ничего, кроме доступной жвачки и социального жилья, предложить не может. Смыслы утеряны. Героев рыцарских и мушкетерских романов сменили бородатые девицы — победители Евровидения.
В пику Западу в этом «муторном деле» поисков смысла преуспели ребята из салафитского радикального ИГИЛА. Война против «неверных», как способ самоутверждения и материальной обеспеченности. Ведь у кяфиров-неверных можно отбирать все, а самих их превращать в рабов. Перспективка еще та!
Я часто задумываюсь о том, почему двадцатилетние молодые люди, граждане СССР, в 80-х прошлого века, будучи брошенными в горнило Афганской войны 1979–1989 гг., как правило, с честью и достоинством прошли ту войну? Было ли им проще, чем нынешним? Это вряд ли! …А ведь та война и была предвестником нынешних сражений с международным терроризмом. И наши соотечественники, молдаване, по словам командиров, были отличными, храбрыми солдатами. Почему? Потому что у них был смысл, было понятие чести, долга и Родины.
…и героев нашего времени
У нынешних двадцатилетних таких смыслов мало или вовсе нет. Почему? Да потому, что все эти либеральные и демократические правители нынешней Молдовы такие понятия, как Родина, Честь и Достоинство, измазали грязно-политической «унирей» и выпачкали в своей медиаклоаке. За молодежь страны досадно, обидно.
Нелегко быть молодым в Молдове. Но разве это отменяет право выбора и личных усилий молодого человека в поиске верного жизненного пути?
Когда-то великий советский поэт Владимир Маяковский призвал молодежь своего времени «делать жизнь с Котовского». Потом эта молодежь сломала хребет гитлеровской военной машине. Но ведь Котовский-то — он наш, молдавский герой!
И в Молдове, и во всем мире дефицит героев. В основном, деляши, политиканы и вырожденцы. Все разговоры — о рынках, трендах и дешевых сенсациях.
Глобальный мир в его либеральном идеологическом осмыслении должен окончательно превратить человека в потребляющего скота и придаток к сетевым технологиям. Противостоять этой тенденции могут только самостоятельные, сильные, опирающиеся на традиции предков и родной земли люди, в том числе молодые. Быть скотом просто и легко. Стать человеком и быть человеком нелегко.
Так что если нелегко, то дорога выбрана верная! Такой вот парадокс бытия…