Имена многих умерших граждан Молдовы фигурируют в избирательных списках. У них есть полное правое выбирать следующего президента. Корреспонденты RISE Moldovaпроверили данные более трехсот умерших: сто из них имеют официальное право участвовать в выборах главы государства. Среди «мертвых душ» есть даже Константин Тэнасе, отец главы Конституционного суда Александру Тэнасе, который и должен утвердить результаты выборов, а также режиссер Эмиль Лотяну и актер Михай Волонтир.
Представьте себе большое кладбище, на котором захоронены десятки, тысячи и сотни тысяч людей. «Кладбище» разрасталось и в избирательных списках, без того, чтобы власти идентифицировали и отделили живых от мертвых.
С кладбища прямо к избирательным участкам
RISE Moldova попытался узнать, как много умерших граждан включены в списки лиц, имеющих право голосовать. Для этого журналисты посетили кладбище им. Святого Лазэра, самое крупное в стране и известное в народе как «Дойна», а также Центральное кладбище, где похоронены, в основном, представители политической, культурной и бизнес-элиты.
Журналисты в основном проверили данные граждан, умерших в период с 2014 по 2016 годы. Но не обошли они и тех, кто ушел из жизни 5–10 лет назад. Для проведения расследования они сфотографировали таблички с именами и датами жизни похороненных граждан и на базе этой информации проверили, фигурируют ли они в Государственном реестре избирателей. Проверить это можно только на основе идентификационного номера человека.
Часть данных, которые позволяют идентифицировать физические лица, в том числе персональный код, были опубликованы в 2009 году после выборов 5 апреля, после того, как большинство партий усомнились в столь большом количестве избирателей в списках.
Напомним, что в 2009 году количество избирателей выросло на 400 тысяч по сравнению с 2007 годом.
В этой базе данных журналисты RISE Moldova идентифицировали персональные коды лиц, которые были похоронены на Центральном («Армянском») кладбище и на кладбище им. Святого Лазэра. В дальнейшем журналисты проверили, фигурируют ли лица с такими же идентификационными номерами в избирательных списках.
Все еще избиратель даже спустя 15 лет после смерти
На «Армянском» кладбище прямо у входа нас встречает группа попрошаек. Они спрятались от жары под деревом. Из-за невыносимой жары попрошайки даже не пытаются подойти к нам с просьбой о помощи.
Захоронения у главного входа оформлены богато: памятники выполнены из мрамора, прилегающая территория отгорожена. Среди этих захоронений нельзя не заметить памятник семьи Дрангой. Здесь похоронена Валентина Дрангой, которую власти «ожидают» 30 октября 2016 года на избирательном участке под номером 1/041, который расположен в здании лицея Михая Эминеску на Ботанике.
Теоретически, с момента смерти она могла «проголосовать» 10 раз: во время парламентских выборов 2005 года, очередных и внеочередных выборах 2009 года, внеочередных 2010 года, очередных 2014 года и местных выборах 2003, 2005, 2007, 2011 и 2015 года.
Поодаль можно заметить надгробный памятник Михаю Волонтиру. 15 сентября исполнится год с его смерти. По соседству установлена могила исполнителя и композитора Анатола Думитраш. Прошло три месяца с его смерти. Они также включены в списки избирателей.
Чуть подальше от Волонтира и Думитраш похоронены Ольга Рошчинская и Валентин Великович. Ольга погибла в 2015 году, а Валентин в 2016. Их «ждут» на избирательном участке 1/133 на улице Друмул Виилор 26A, в здании Тираспольского госуниверситета.
На том же кладбище похоронен и журналист Константин Тэнасе - отец главы Конституционного суда Александру Тэнасе. Несмотря на то, что он ушел в мир иной два года назад, 7 сентября 2016 года он фигурировал в Госреестре избирателей.
Проверили журналисты RISE и данные сотни граждан, похороненных в 2014–2016 годах на кладбище Святого Лазэра. Около ста из них не были исключены из списка избирателей.
Эмиль Лотяну и позор Юрия Чокана
В избирательных списках фигурирует и имя великого режиссера Эмиля Лотяну, который был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Бывший глава Центризбиркома, а сейчас член ЦИК Юрие Чокан, говорит, что ему стыдно от происходящего. «Мне очень стыдно, но это правда. Это случилось из-за того что никто из его родственников не позаботился легализовать в Молдове документ о его кончине, чтобы можно было исключить Лотяну из списков избирателей. Без документов это сделать невозможно. Таких примеров много, и я ничего поделать не могу».
Экс-глава ЦИК заявил, что начиная с 2014 года внедрен Госреестр избирателей в котором ведется учет каждого гражданина с правом голоса и исключает возможность голосования несколько раз.
Рост количества избирателей на полмиллиона
22 августа 2016 года ЦИК объявил общее количество избирателей, которые включены в Госреестр избирателей. Речь идет о 3 237 032 гражданах. Из них только 2 853 032 распределены по избирательным участкам. Оставшиеся 382 тыс прописаны на левом берегу Днестра либо не имеют прописку.
Глава ЦИК Алина Русу отметила, что эти данные были взяты из Госреестра населения, хранимые Центром государственных информационным ресурсом Registru.
Данные ЦИК свидетельствуют о существенном увеличении роста числа избирателей, включенных в избирательные списки за последние 20 лет. Например, если на президентских выборах от 17 ноября 1996 года их было 2,4 млн, то уже ко второму туру, то есть через две недели, число выросло на 41 тыс. На последовавших за президентскими местных выборах количество избирателей варьировало между 2,3 и 2,4 млн. А уже к 5 апреля 2009 года их число выросло до 2,7 млн, а уже в 2016 году перевалило за 2,85 млн. Простой математический расчет показывает, что с 1994 по 2016 годы, число избирателей выросло более чем на полмиллиона.
Публикация данных о количестве избирателей вызвало негативную реакцию со стороны оппозиционных партий и ряда организаций, которые отмечали что в реестр включены «мертвые души».
Юрий Чокан, член ЦИК: «Есть ли в Реестре умершие лица? Наверное, да! Но ни до 2009 года, ни после ни один случай голосования умерших не был подтвержден в суде либо другим способом».
Отметим, что перед публикацией материала, мы снова обратились к электронной базе и проверили данные умерших, имеющих право голоса, но в течение 8 сентября часть из них была исключена из Госреестра избирателей.
Это произошло после многочисленных обращений журналистов RISE к электронной базе с 2 по 7 сентября. Подтверждением полученной информации служат электронные выписки из Госреестра избирателей.