Похоже,
Молдова встречает 2010 год без особой уверенности в благоприятном
политическом будущем. Несмотря на пафос новогоднего выступления Михая
Гимпу, заявившего о том, что «2009 год завершает целую эпоху в истории
Республики Молдова - эпоху коммунистической диктатуры», сам статус
«и.о.» говорит о неопределенности.
Впрочем, хоронить коммунистов
еще рано. Как и «радоваться» успехам «победившей демократии». Украинцы
уже переживали нечто подобное в 2005 году. Тогда «оранжевые
революционеры» также доблестно делили должности, обещали покарать
«фальсификаторов», ругали «преступный режим», в общем, всласть
куражились. Как известно, уже через несколько месяцев наружу всплыли
противоречия внутри новой команды, которая закончилась отставкой
правительства Тимошенко и перетряской команды «любых друзив».
Произойдет ли нечто подобное и в Молдове? Кто знает… Многое зависит от
поведения основных игроков.
Расчет ПКРМ очевиден. Экономическая
ситуация в стране сложная. Эксперты прогнозируют падение ВВП на уровне
от 8 до 11%. А по прогнозам экспертов МВФ в следующем году Молдова
может стать единственной страной СНГ, где не будет экономического
роста. Можно только добавить, что и сам Международный Валютный фонд
приложит к этому руку. Как правило, выделение кредитов, МВФ
сопровождает довольно жесткими требованиями по оптимизации расходов. В
случае Молдовы это повышение стоимости коммунальных услуг, акцизов на
бензин, табачные изделия, спиртные напитки. В целом это приведет к
удорожанию жизни и без того самой бедной стране Европы.
Правящий
Альянс, несомненно, пойдет на эти непопулярные меры. В отличие от
Украины, где премьер Тимошенко, действуя в условиях предвыборной
кампании, предпочла ухудшение отношений с МВФ ухудшению отношений с
избирателями и отказалась поднимать цены на газ для населения, у
молдавских «евроинтеграторов» выборы – более отдаленная перспектива.
Очевидно,
что если в первые месяцы еще можно будет валить все на коммунистов и
итоги их правления, то этот аргумент себя постепенно исчерпает.
Кроме
того, запас прочности у Альянса – несколько месяцев. Раздел должностей
по принципу «каждой сестре – по серьге», призванный удовлетворить
амбиции и материальные запросы лидеров партий-победительниц, имеет
очевидные изъяны. Лидер демократов Марьян Лупу так и остался без
должности. И вполне вероятно, что Михаю Гимпу с каждым месяцем будет
все больше задумываться над тем, а стоит ли отказываться от статуса
«и.о.». Кем он станет, если президента все же изберут, неважно, в
стенах парламента или на прямых выборах? Спикером парламента, не
вторым, но и не первым человеком в стране. К тому же все более
очевидными становятся амбиции Влада Филата.
И наконец, сам Лупу.
Допустим гипотетически, что Альянсу удастся протащить идею о прямых
выборах президента Республики. Главное ведь не то, как тебя избирают, а
какие полномочия ты после этого получаешь. Владимир Воронин сумел
превратить фактически номинальную должность президента в ключевую. Но
он опирался на крупнейшую фракцию в парламенте, которая первоначально
на протяжении четырех лет даже имела квалифицированное большинство.
Будет ли подобная опора у Президента Лупу? Вряд ли.
В этих
условиях вполне может повториться ситуация 1998-2000 годов, когда в
парламенте была создана мегакоалиция Альянс за демократию и реформы
(АДР). Сходство Альянса-1998 с Альянсом-2009 в том, что и тот и другой
- союзы поневоле, созданные для противодействия возрастающему влиянию
коммунистов. В итоге, как мы помним, Альянс-1998 распался. Дружить
против кого-то можно только до определенного момента, пока враг еще
опасен или кажется таковым. К тому же, испытание властью – одно из
нелегких, и, как показывает опыт той же Украины, практически никому не
удавалось пройти его.
Кроме того, Альянс вряд ли сможет решить
ключевую проблему Молдовы – восстановление территориальной целостности
страны. Решение приднестровского вопроса ряд экспертов, в том числе и
автор этих строк, связывали с приходом к власти в Кишиневе и Тирасполе
новых политических элит, не ориентирующихся на политические стереотипы
прошлого. На данном этапе Молдове нужны не правые «евроинтеграторы», а
умеренные государственники. У коммунистов был шанс постепенно
трансформироваться в такую политическую силу.