Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Суббота, 27/04/24, 06:01
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2013 » Июнь » 5 » Молдова на пороге банкротства
Молдова на пороге банкротства
12:02
Молдова на пороге банкротстваСостояние рынка труда, наряду с рынком капитала и емкостью товарного рынка, в значительной мере определяют результативность экономического процесса и ситуацию в экономике в целом. Не умаляя важности рынка капитала и товарного рынка, остановимся на тенденциях и перспективах рынка рабочей силы.

Рынок труда подвержен влиянию как объективных, так и субъективных факторов. Представляя собой, по сути, рынок рабочей силы, он, естественно, связан с демографической ситуацией, которая в нашей страны далеко не простая.

Дело при этом не столько в динамике численности населения, сколько в его возрастной структуре и ее изменении. На протяжении многих лет происходит процесс старения нашего населения. Дело опять же не в увеличении продолжительности жизни граждан Молдовы. Она в последние годы стабилизировалась на уровне 67 лет для мужчин и 75 лет для женщин.

Проблема в том, что на фоне относительно устойчивого числа умерших, снижается число родившихся. За последние 15 лет количество умерших составило в среднем за год порядка 42 тыс. чел., тогда как число родившихся – порядка 39 тыс. чел. 

При этом динамика числа родившихся людей удручает. Пик рождения приходится на 1947 и 1986 годы – 94,2 и 94,7 тыс. чел. соответственно. После 1986 года начался процесс снижения рождаемости. В 1990 году число родившихся составило 77 тыс. чел., в 1995 г. – 56,4 тыс. чел., в 2000 году – 37 тыс. чел. и достигло минимума в 2002 году (35,7 тыс. чел.).

Начиная с 2003 года, в результате улучшения экономической ситуации и активизации социальных политик начался процесс роста рождаемости. В 2003 году число родившихся составило уже 36,5 тыс. чел. и до 2009 года оно выросло до 40,8 тыс. чел.

Не хотелось бы делать никаких выводов, особенно политического плана, но факт остается фактом. В 2010 году количество родившихся детей снизилось до 40,5 тыс. чел. и в 2012 году – до 39,4 тыс. чел.

Знание этих тенденций очень важно для понимания перспектив рынка труда Республики Молдова, а именно с точки зрения пополнения трудоспособного населения. Ведь, по сути, мы сейчас находимся в периоде, когда пополнять армию труда должны были бы те, которые НЕ родились 18-25 лет назад.

Прежде чем представить тенденции перспективы, покажем структуру рынка труда. Население Республики Молдова на 31 декабря 2012 года составило 3 559,5 тыс. чел. (Табл.1) Трудоспособного населения, т.е. лиц старше 15 лет, насчитывается около 2 983 тыс. чел. (84% всего населения). Соответственно, нетрудоспособное население – около 577 тыс. чел.

Часто путают трудоспособное население, активное население и количество занятых. Это далеко не одно и тоже. Трудоспособное население это, как уже отмечалось, люди, достигшие 16-летия, т.е. возраста, с которого согласно законодательству можно работать по найму, либо заниматься индивидуальной трудовой деятельностью или предпринимательством.

Активное же население это люди, фактически осуществляющие трудовую деятельность, т.е. занятое население, и безработные. При этом не следует отождествлять неработающих людей и безработных. Это разные понятия. К безработным относятся не просто неработающие люди, а граждане, которые не имеют работы (1), в последние четыре недели активно ищут работу (2) и готовы приступить к трудовой деятельности в последующие две недели (3). Те граждане, которые не соответствуют хотя бы одному из этих условий, официально не являются безработными, а относятся к неактивному населению.

Из 2 983 тыс. чел. трудоспособного населения 1 215 тыс. чел. (41%) это активное население и 1 768 тыс. чел. – неактивное население. При этом, 1 147 тыс. чел. составляет занятное население, что составляет всего 38,4% трудоспособного населения.

Структура занятого населения является в какой-то мере показателем структуры экономики. Так, из числа занятого населения 26,4% это занятые в сельском хозяйстве, 13,2% – в промышленности, 6,1% – в строительстве, 18,3% – в торговле, ресторанах и гостиницах и 21,5% – в органах госуправления, а также в образовании и здравоохранении. В целом в сфере услуг, включая госуправление, трудится 54,3% всех занятых.

Интересно в данном случае сопоставление данной структуры со структурой ВВП по производству. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2012 году составила 10,9%, промышленности – 14%, торговли – также 14%, строительства – 3,5%, услуг в целом – 60,5%. Наблюдаемая разница, кроме всего прочего, свидетельствует об уровне производительности труда в данном секторе. Несложно увидеть, что в сельском хозяйстве и строительстве она очевидно ниже.

Кроме занятых, как уже было, к активному населению относят и официальных безработных. На конец 2012 года их насчитывалось около 68 тыс. чел. Но обратите внимание. – официальных безработных, тогда как неактивное население, т.е. по сути, тоже неработающие граждане, составило аж около 1,8 млн. чел. Что же это за люди?

Это, прежде всего, учащиеся и студенты, пенсионеры, домохозяйки, трудовые мигранты и прочие. В 2012 году учащиеся и студенты составили около 19% всего неактивного населения, пенсионеры – около 34%, домохозяйки – около 10%, трудовые мигранты – порядка 19% и прочие – также около 19%.

Следует отметить, что в структуре неактивного населения количество учащихся неуклонно снижается, а количество пенсионеров и трудовых мигрантов растет, что в принципе соответствует реальным тенденциям демографической ситуации и рынка труда.

Выше отмечалось, что мы сейчас находимся в периоде, когда пополнять армию труда должны были бы те, которые НЕ родились 18-25 лет назад. Это наглядно подтверждается возрастной структурой населения страны.

Так, количество лиц младше 18 лет составило на начало текущего года около 710 тыс. чел., тогда как в прошлом году – порядка 730 тысяч, а в 2002 году – более 1 миллиона. Снижение за 10 лет на 30%. Показательно, что в ближайшие десять лет 18-летнего возраста достигнет 400 тысяч человек, а с 2002 по 2012 год, т.е. тоже за десятилетие, этого возраста достигло 670 тыс. чел. 

Таким образом, количество людей, которые до 2022 года достигнут экономически активного возраста[1] будет на 40% меньше, чем их было в 2002-2012 гг. Происходит явное сжатие рынка труда, несопровождаемое ростом его производительности, интенсивности и главное – качества. В частности, за последние пять лет занятое население в нашей стране сократилось на 100 тыс. чел.

Данные тенденции не могут быть переломлены за счет так сказать естественных факторов. Дело в том, что показанное выше сокращение рождаемости, начиная с 1986 года, касалось всего населения, а не только мужского пола и сейчас в детородный возраст вступает все меньше женщин. Так, в 2012 году количество женщин, достигших 18-летия, составило 26 тыс., в прошлом году – 28 тысяч, а десять лет назад – около 37 тысяч. Снижение на 30% за 10 лет.

Ситуация банальна – некому рожать! А учитывая уровень цен и прочие "прелести” нашей жизни, нет и особого желания у потенциальных мам и пап создавать многодетные семейства. Поэтому, даже если и предположить невероятное и нынешняя власть разработает и будет проводить в жизнь социальные политики, направленные на стимулирование рождаемости, то в лучшем случае это даст результаты через 20-25 лет, а проблема остро стоит сейчас и в ближайшее будущее она только усугубится!

Все вышеизложенное касается перспектив пополнения трудоспособного населения, но не менее негативные процессы происходят и в части его выбытия. Речь идет об увеличении числа лиц преклонного возраста.

В принципе проблема сводится к тому, что для нормального функционирования экономики и стабильности на рынке труда увеличение числа пенсионеров должно компенсироваться соответствующим пополнением трудоспособного населения. С притоком молодых людей и перспективами в этом вопросе мы уже разобрались, а как обстоят дела со старшим поколением?[2]

Уже отмечалось, что у нас происходит процесс старения населения. Его возрастная структура показывает, что число лиц пенсионного возраста в конце прошлого года составило более 580 тыс. чел., тогда как в 2011 году – 565 тыс. чел., а в 2002 году – 520 тыс. чел. Сегодня это количество составляет 16,3% населения Молдовы, в 2002 году – 14,3%, а в 1980 году – всего 12,4%.

Каковы же перспективы? Прежде всего, необходимо отметить, что в ближайшие десять лет порядка 500 тыс. человек достигнут пенсионного возраста. Для сравнения – с 2002 по 2012 год пенсионного возраста достигли всего лишь около 360 тысяч человек!!!

Учитывая все эти обстоятельства, а также продолжительность жизни и используя методы линейного прогнозирования, можно подсчитать, что в Молдове к 2022 году количество лиц пенсионного возраста, увеличится на 50% и составит порядка 870 тыс. человек. Если к этому прибавить количество лиц других категорий, получающих пенсию, то общее число пенсионеров превысит 1 миллион человек.

Уважаемый читатель, есть различные критерии развитости общества, но важнейшие это принципы гуманизма и, прежде всего, отношение к тем, кто уже и еще не могут трудиться! Естественно, речь идет об уровне и качестве жизни, в данном случае, пенсионеров. К сожалению, средний размер пенсии покрывает прожиточный минимум лишь на 73%. Недопустимо, что при прожиточном минимуме на уровне 1 303 лея средний размер пенсии составляет всего 956 лей. Тем самым государство обрекает пожилых людей на жалкое прозябание ниже всех мыслимых черт нищеты и бедности.

Учитывая, что порядка 80% пенсионеров получают пенсию ниже прожиточного минимума, для ее повышения до уровня прожиточного минимума необходимо порядка 2 млрд. лей ежегодно. Однако пенсионный (Социальный) фонд испытывает существенные затруднения для выплат пенсий даже в существующих размерах. В государственном бюджете ежегодно предусматриваются на эти цели значительные ассигнования. В 2013 году трансферты из госбюджета в бюджет социального страхования предусмотрены в размере 2,6 млрд. лей. Они покрывают расходы социального фонда на выплату пенсий более чем на 34%, тогда как в прошлом году – менее чем на 30%.

Очевидно, что без существенных ассигнований из государственного бюджетагосударство не только не сможет увеличить размер пенсий, но и столкнется с проблемами их выплат в действующих объемах.

Проблема в том, что в последние годы, особенно в результате недальновидной экономической политики правящего альянса, прежде всего Налоговой политики, бизнес уходит в ”тень” и растет теневая экономика. В результате сокращается наемный труд, т.е. уменьшается количество лиц, получающих зарплату и с которых, следовательно, удерживают налоги. Растет также и неформальная, т.е. скрытая, занятость. В этой ситуации сокращаются также и социальные налоги, которые экономические агенты платят с фонда оплаты труда.

В результате налогооблагаемая база, в том числе для социальных налогов, если не снижается, то, во всяком случае, точно не растет в размерах, необходимых для выплаты пенсий и их увеличения.

Здесь мы подошли к одной очень важной проблеме – проблеме соотношения между количеством лиц, официально получающих зарплату, и числом пенсионеров. Дело в том, что при выплате пенсий у нас главным образом действует так называемый принцип солидарной ответственности. Он означает, что пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются за счет тех лиц, которые сегодня работают и с зарплаты (доходов) которых удерживаются налоги. В подавляющей массе это лица наемного труда и их сокращение неизбежно ведет к стабильности пенсионного обеспечения.

К сожалению в Молдове число таких работников снижается. За последние три года число лиц официально получающих зарплату сократилось более чем на 145 тыс. чел., в том числе в бюджетной сфере – на 20 тысяч, тогда как число пенсионеров неуклонно росло. В результате если на 100 пенсионеров в 2009 году было более 100 работников наемного труда, то в 2012 году – лишь 88. К 2022 году, если сохранятся нынешние тенденции рынка труда, их число опустится ниже 50.

Таким образом, если выше мы отмечали, что сложная демографическая ситуация является тем объективным фактором, который оказывает негативное влияние на рынок труда, и власть не в состоянии оперативно изменить ситуацию в этом аспекте, то другое дело – экономические политики, проводимые Правительством. Здесь ситуацию менять можно и необходимо.

В противном случае, т.е., если не изменить подход к управлению экономикой и не отменить нормы налоговой политики, не только не стимулирующие эффективное предпринимательство, но и напрямую сдерживающие развитие бизнеса и ”выгоняющие” его в тень, социальный фонд, а, следовательно, социальную политику государства, ждет банкротство. Если правительство пойдет по пути дальнейшего увеличения налогов и ужесточения налогового и таможенного администрирования, то банкротство ждет экономику страны.

Владимир ГОЛОВАТЮК,

доктор экономических наук

директор Института модернизации Молдовы


[1] Согласно законодательству экономически активный возраст это возраст от 16 лет до 62 лет для мужчин и 16-57 для женщин. Тем не менее в статье мы используем более реальный возраст для трудовой деятельности, а именно – 18 лет.

[2] Мы сознательно абстрагировались от проблемы профтехобразования и качества подготовки кадров и не потому, что это не значимая проблема, а вследствие того, что ей необходимо уделить специальное внимание.


Источник:eNews.md
Просмотров: 454 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 60
Гостей: 60
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz