Тем более что вновь создаваемая коалиция начинает с того самого краеугольного этапа, задающего тон предстоящему управлению страной, — с распределения должностей и сфер влияния. Программа деятельности новой власти — в лучшем случае на втором месте. Исполнение конкретных предвыборных обещаний и платформ, соответственно, далеко позади — в рейтинге приоритетов — за реализацией планов отдельных партий и их предводителей.
Мздоимство — основа планов и целей
С точки зрения интересов молдавского народа никакого значения не имеет, чем завершится разворачивающаяся сейчас возня между Филатом, Лупу (со стоящим за ним Плахотнюком) и Гимпу вокруг высших государственных должностей — председателя парламента, главы правительства и президента — и тем более по поводу контроля над министерствами и ведомствами. Конечный результат данного торга важен лишь для торгующихся сторон, и именно в связи с их собственными — не общекоалиционными — планами. А они вполне элементарны: доступ к финансам — госбюджету, грантам, кредитам; подчинение системы правоохранительных органов и судебной системы; возможность исполнения не афишируемых — даже утаиваемых — политических заказов из-за рубежа взамен определенных бонусов. Как-то так.
Что на этом фоне получаем мы, народ? Продолжение того, что имело место до сих пор. В двух словах — деградация государства на всех направлениях: управление национальными публичными и внешними фондами; правоохранительная система и юстиция; образование; здравоохранение; производство; банковско-финансовая сфера. Социальная политика прекратит свое существование как таковая, ограничившись вопросами взимания соответствующих сборов (а это огромные «длинные» деньги, которыми каждой из частей коалиции хочется распоряжаться!).
Исчезнет ли в этих условиях коррупция — вопрос неуместный в случае с нашими правящими альянсами-коалициями, поскольку именно мздоимство служит базисом в реализации их планов и целей.
Обещания? Да ладно!
Как это соотносится с предвыборными обещаниями ЛДПМ, ДПМ и ЛП? В самом деле никак. Но и это мы уже видели. А когда возникали упреки и призывы исполнить обещанное, нам кивали на мировой кризис, глобальное противостояние, на внешние силы, на внутренних врагов, даже на подрывные действия партий правящих союзов — но каждый раз без правовых последствий. Вообще без последствий, поскольку вот он, новый альянс выделки 2014 года, с теми же персоналиями.
В прошедшую «кампанию предвыборных посулов» львиная доля обещаний каждой из дорывающихся сейчас до власти партий циклила внимание избирателей на повышении и приумножении, расширении и углублении, реформировании и переформатировании, росте-защите-соблюдении, укреплении-предупреждении-сотрудничестве. При этом никто из них не считал необходимым показать хотя бы, за счет чего это будет происходить. Потому что если выявить и освоить требуемые источники для покрытия нужд страны, для них уже не осталось бы. И тогда в чем смысл их прихода к власти?
И без того сказать, что поступления в бюджет падают, — значит ничего не сказать. Падает производство, экспорт, снижаются доходы физических и юридических лиц; катится вниз потребительская активность и, соответственно, оборачиваемость средств. Рано или поздно — но, похоже, до этого не так уж и далеко — гастарбайтеры вместо ремитенций на родину начнут инвестировать доходы в дело и отнюдь не в своей стране, которая никак не защищает их капитал. Рано или поздно — но, похоже, этот процесс уже развивается у нас вовсю — главным источником прибыли молдавских коммерческих банков станет отмывание грязных денег… За счет чего наполнять бюджет, не знало и прежнее правление, нынешнее — и подавно!
Лояльные — вынужденно лояльные — экономические субъекты уже не первый квартал платят налоги авансом, то есть с неполученной еще прибыли. Другой источник — штрафы, когда для каждой из действующих госструктур есть план по штрафам, и это значит, что по большому счету государство заинтересованно в росте как минимум административных правонарушений, которые уже в течение нескольких лет следует считать бюджетообразующей сферой. (Представьте себе лозунг: «Граждане, нарушайте законодательство, платите штрафы, в них остро нуждается бюджет государства!»)
Условие — никаких условий
Нет никакого сомнения в том, что партии, которые привели страну к такому положению и стремящиеся порулить молдавским государством еще, все это прекрасно понимают. Но нас и себя успокаивают «внешней поддержкой нашего европейского курса Молдовы».
Внешняя поддержка — это Еврокомиссия, за которой стоит Европарламент со всеми его европейскими евроскептиками, а также МВФ, от позиции которого зависят решения прочих международных доноров.
Миссия МВФ планирует прибыть к нам через пару месяцев для заключения нового меморандума. Никто — то есть абсолютно никто — из дорожащих своей репутацией экспертов в экономике не сомневается, что в отсутствие у нашей страны государственного бюджета на 2015 год Международный валютный фонд в новом меморандуме легко пробьет закрепление собственных условий.
Что это за условия — нет нужды гадать, зная основные пункты «методички» МВФ. Это — сокращение социальных расходов, повышение возраста выхода на пенсию, уменьшение периода получения пособия по больничному листу и снижение самого пособия; сокращение периода отпуска и отпускных выплат, пособий по рождению и содержанию детей; повышение тарифов в разы, ужесточение санкций по задолженностям частных потребителей; усиление налогового бремени и т. п.
И новая околоевропейская власть на это пойдет, потому как о ее приоритетах мы уже упоминали — это не мы с вами, это не Молдова…
Что не успели вчера, доделают завтра
В преддверии голосования определенная часть медийного пространства распространяла на живую нитку состряпанный видеомем с участием ряда публичных физиономий. Физиономии говорили: мы, дескать, видим и знаем, как плохо правили партии прежней власти — мы знаем и видели даже больше остальных,— но мы и сами не можем против них голосовать и всех призываем избрать их снова, потому что они, мол, — это наше посконное олицетворение европейского выбора и пути.
Вот он, этот путь, в общих чертах угадываемый по уже выраженным намерениям партий, вступающих во власть.
В экономике — продолжение неподконтрольной обществу приватизации; подчинение банковской сферы определенным группам, продажа сельхозземель иностранным гражданам и компаниям.
В конституционной сфере — приуменьшение значения статуса нейтралитета Молдовы и его поэтапная отмена, изменение порядка избрания главы государства, введение одномандатной или смешанной избирательной системы.
Во внутренней политике — принятие закона об оппозиции, ее обособление отдельным статусом с четким регламентированием того, что оппозиции позволено и что запрещается; оппозиция становится карманной, а не подчинившиеся оппозиционеры объявляются вне закона.
По внешнеполитическому вектору — отказ от проведения соответствующих референдумов, поэтапное и последовательное сближение с НАТО, вплоть до вступления в Североатлантический блок.
В правоохранительной системе — ужесточение давления на инакомыслящих, на СМИ, на политических оппонентов под прикрытием борьбы с экстремизмом; под видом чистки рядов, искоренения коррупции и повышения уровня профессионализма проведение репрессий в отношении неподконтрольных судей, прокуроров, полицейских.
В части независимости и суверенитета — последовательное сближение с Румынией путем внедрения румынских стандартов, адаптации к различным, действующим в Румынии системам, структурам и т. п.
В области государственного управления — привлечение на высокие государственные должности иностранных «специалистов» по примеру Украины (в продолжение процесса, начатого в предыдущие периоды правления альянсов/коалиции, когда иностранные граждане становились консультантами и советниками молдавских руководителей).
В области СМИ — запрет на вещание российских (русскоязычных) телерадиоканалов и на распространение российских (русскоязычных) печатных изданий, установление контроля над формированием пакетов программ операторов кабельного вещания с целью исключения трансляции на местном уровне каналов, не лояльных власти.
Список неполный…
Текст: Юрий Дятлов