Место, предназначенное для Михая Грибинчи, посла Молдовы в Бельгии, пустовало. Он обещал организаторам прийти и высказать точку зрения молдавского правительства на перспективы евроинтеграции. Но гражданин посол не соизволил прийти и хотя бы предупредить о своем отказе. А между тем представителям молдавской власти было бы полезно послушать другую точку зрения на происходящие в ЕС процессы и проанализировать другую сторону медали «Восточного партнерства».
Наверное, полезно знать, что был принят бюджет Европейского союза на следующие семь лет. Так вот, ни в 2014 году, ни в 2020 году отдельной бюджетной статьи расходов ЕС на программу «Восточного партнерства» больше нет.
Еще один интересный факт. За все годы существования европейской политики добрососедства и программы «Восточного партнерства» Россия так ни разу и не получила ни одного предложения от ЕС о взаимном сотрудничестве. Хотя изначально на уровне двусторонних встреч такая возможность обсуждалась.
Интересно, что когда наших правителей в Брюсселе неофициально спрашивают, как они собираются внедрять Договор о свободной торговле в условиях наличия приднестровской проблемы, то они отвечают просто: «Евросоюз что-нибудь придумает»!
В Молдове замалчивается тот факт, что к странам Восточного партнерства выдвигаются практически те же экономические требования, что и к странам — кандидатам в ЕС. И это притом, что все в европейских структурах не скрывают одну простую истину: одна из целей «Восточного партнерства» — затормозить прием новых членов в Евросоюз. Если кого и примут в ЕС в ближайшие пару десятков лет, то только из Балкан. Для остальных придумали «Восточное партнерство».
По мнению одного из участников дискуссии в Европарламенте, известного итальянского политика и журналиста Джульетто Кьеза, внедрение «Восточного партнерства» — это попытка изменить курс истории. Главный приз в этой геополитической игре — Украина с ее последующим включением в НАТО. То есть внедрение того же сценария, что и в случае со странами Прибалтики, Румынией и Болгарией.
Собственно, происходящее после Вильнюса в Киеве только подтверждает высокую степень заинтересованности Запада в Украине. Постоянный представитель России при ЕС В. Чижов заметил в ходе дискуссий, что после отказа Украины подписать договор официальный Евросоюз очень быстро нашел виновного. Им, конечно, оказалась Россия.
Проводя параллели с Молдовой, тот же г-н Чижов напомнил, что Россия всегда соблюдала принцип территориальной целостности РМ. И совсем не Россия безучастно потакает унионистским декларациям Бэсеску. Это делает Европа, бросая нас в «объятия Великой Румынии» и приветствуя при этом границу по Днестру.
Примеры «европейского рая», увиденные и услышанные изнутри, совершенно не впечатляют. Так, профессор Лондонского университета предупредил, что в последующие два года может остро встать вопрос о нахождении Великобритании среди членов ЕС, поскольку все больше жителей выступают против общеевропейской политики.
Депутат Европарламента от Венгрии Чаба Табайди (фракция социалистов и демократов) отметил, что 23 года назад венгры были очень оптимистично настроены на вступление их страны в ЕС. Все ждали чуда. Сегодня же манны небесной никто не ждет.
Пример Прибалтики очень показателен для нашей страны. Трезвомыслящие евродепутаты из этих стран нас отчаянно предупреждают: ни в коем случае не стоит идти по их пути. Это путь в государственно закрепленную ксенофобию и поощряемый крайний национализм. Евросоюз так и не выдвинул прибалтийским государствам требований по защите прав национальных меньшинств. И сегодня, например, в Латвии действует институт неграждан.
По словам вице-президента европарламента Мартинеса, в ЕС и особенно в Европарламенте существенную часть политиков составляют «правые силы». Эти силы находятся в состоянии непрерывной одержимости, постоянно навязывая главу о холодной войне. Они до сих пор воспринимают Россию как врага и как угрозу. Вице-президент Европарламента считает, что ЕС должен оказывать большее уважением своим партнерам. По его мнению, страны должны иметь возможность сами решать, хотят они быть членами ЕС или нет. «И Молдова, и Украина имеют право быть в ЕС, если они сами того хотят. И они имеют право не быть, если они не хотят. Сегодня единственные, кто может принять решение, будут ли Украина, Молдова или Армения подавать заявку на членство, — это жители этих стран».
Мартинес признал, что подход Евросоюза — это неправильный подход. Он заявил, что ЕС ведет себя со странами Восточного партнерства как педагог-наставник. И это отношение надо срочно менять на уважение к своим партнерам.
По итогам дискуссий стало понятно, почему не пришел молдавский посол. Наши правители привыкли ораторствовать в аудиториях, где их называют «историей успеха». А вот критику они не любят и не хотят ее слышать.