Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Воскресенье, 15/06/25, 05:03
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2014 » Сентябрь » 28 » ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО «ОТКАТА»
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО «ОТКАТА»
11:55
Куда уходят миллиарды леев, если через год дорогам снова нужен ремонт?

 

Не успела Молдова получить от европейских спонсоров очередные многомиллионные кредиты, как власти снова стоят с протянутой рукой. На ремонт дорог Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры просит у еврокредиторов еще 1,6 миллиарда евро. Объем сил и финансов, которые ежегодно вкладываются в реконструкцию молдавских дорог, не может не озадачивать. Ведь только в 2014 году «асфальтовые» расходы уже потянули на 2,092 миллиарда леев. Только вот национальные трассы и городские дороги назвать «европейскими» язык не поворачивается. Куда ж уходят европейские денежки, если вместо нормативного ремонта раз в 10 лет дорожное покрытие приходится заменять ежегодно? 

 

Скверные дороги и их бесконечный летний ремонт стали просто бездонной бочкой, в которой пропадают миллиарды как из европейских кредитов, так и из средств Национального дорожного фонда. Эксперты уверены, что бессмысленному перекладыванию асфальта, которое власти гордо именуют ремонтом, способствуют существующие коррупционные схемы. За вычетом всех откатов средств на сами материалы остается по минимуму. 
 

Скромным «распил» не бывает 

 
По сути, плохие дороги в Молдове стало выгодно строить и чиновникам, и подрядчикам. Чем чаще дорожное полотно ремонтируется, тем больше средств на него выделяется. А вот расходование этих самых средств, похоже, никто не контролирует — и в первую очередь кредиторы. В случае с кабмином Лянкэ и без того все понятно — считать здесь очень даже любят, но только себе в карман. 
 
В смете написано одно, на деле затраты составляют в сотни раз меньше. Остальные деньги растекаются по новым коттеджам, дачам и авто чиновников самого разного уровня. При этом процесс распила начинается уже на стадии подготовки проекта. Именно на этом этапе бюджет строительства искусственно увеличивается на 15–20 или 30 процентов, в зависимости от жадности заказчика (как правило, заказчиком является государство, за которым стоят высокие правительственные и парламентские чины). Все эти проценты «откатываются» заказчику от подрядчика, который взамен в ходе более чем непрозрачного тендера получает право на ремонтные работы. А затем уже сам подрядчик (фирма, контролируемая уже другими высокими государственными чиновниками) значительно завышает необходимое для ремонта количество материалов и их стоимость. При детальном изучении сметы порой оказывается, что щебня и минеральных порошков было закуплено так много, что можно было исправить дороги не только по всей Молдове, но и у наших ближайших соседей. Или того же бензина потрачено столько, будто везли песок и асфальт с другого континента. Вот, собственно, и вся арифметика: миллиарды леев закатываются в асфальт незаметно для окружающих. Ведь только узкий специалист может точно знать, какое количество материалов необходимо на ремонт одного километра трассы. 
 

Таблеток от жадности, и побольше

 
Система «откатов», и это не секрет, негласно существует во всем мире. Но жадность молдавских чиновников едва ли сравнима с алчностью чинушей из других стран. Ежегодно попадающие в их карманы миллионы не удовлетворяют, а только еще больше разыгрывают бурный чиновничий аппетит. И проценты «откатов» с каждым новым кредитом и грантом увеличиваются в разы, оставляя на реальные работы все меньше и меньше средств. Жадная свора молдавских бюрократов, похоже, вообще не знакома с такими понятиями, как совесть и элементарное чувство самосохранения, если порой вокруг их преступной деятельности разгораются скандалы международного масштаба. Вспомните, как в 2012 году солидная турецкая компания, выигравшая тендер по восстановлению дороги Комрат — Чумай, отказалась выполнять работы. Уходя из Молдовы, турки открыто заявили, что на такой шаг они пошли из-за того, что чиновники и профильные структуры запросили слишком большие взятки. Не остановил дорожников из дружественной Молдове страны даже оставленный государству залог в 400 тысяч евро. Это ж какую взятку нужно было запросить, чтобы предприниматели оставили столь немалые деньги, только бы не иметь больше дела с коррумпированными властями Молдовы (!). 
 

Дорогу «отката» пора перекрыть

 
Эксперты уверены, что побороть дорожную коррупцию можно и на то есть действенные методы. По словам специалистов-дорожников, государство должно более жестко и четко прописывать квалификационные условия торгов. Обязательно должен быть создан черный список фирм, дороги которых, как в случае со столичной улицей Алба-Юлия, не продержались и нескольких месяцев. И главное, нужно развести функции, которые выполняет одна структура, по нескольким органам. Ведь что у нас происходит: и проект рисует, и строительство ведет, и проверяет потом сама себя одна структура. Отсюда и неконтролируемое воровство бюджетных средств и инвестиций. 
 
Способов победить околодорожное воровство в запасе у специалистов еще много. Только вот нынешнее положение дел абсолютно устраивает насквозь коррумпированное либерально-демократическое правление. Ждать изменений от власти, при которой страна с каждым годом во всех мировых рейтингах по уровню коррупции опускается все ниже и ниже по меньшей мере наивно. Но уже сейчас мы имеем право потребовать детальный отчет: на что и в каком объеме были потрачены еврокредиты, выделенные на реконструкцию дорог? На что уходят увеличенные в несколько раз дорожные сборы? И почему, несмотря на якобы вложенные в дорогу миллиарды леев, молдавские водители теряют 1 евро за каждый километр пробега? 
Просмотров: 479 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Хостинг от uCoz