В последние дни 2012 года мое внимание привлекло высказывание лидера коммунистов Владимира Воронина, который не исключил, что в 2013 году могут последовать «новые предательства». Это он так охарактеризовал исходы из ПКРМ. Проблема старая и касается она не только ПКРМ – политическая миграция стала столь распространенным явлением, что по праву претендует на определение «национальный спорт». Речь идет не только о депутатах, но и о местных, районных советниках, о примарах, о простых членах партии. Приведу лишь несколько примеров: исходы из Аграрно-демократической партии обернулись появлением Партии возрождения и согласия, а также движения «За демократическую и процветающую Молдову» (нынешняя Демократическая партия). Вспомним исходы из Альянса Брагиша, из Альянса «Молдова ноастрэ», из Демократической партии, из Христианско-демократической народной партии и проч. На протяжении многих лет исходы из партий стали довольно выгодным ремеслом, и, если даже когда это происходит, многие спешат поаплодировать, в действительности это явление весьма негативное, которое сказывается на формировании политической культуры и политических традиций в Республике Молдова.
Политическую миграцию следует не только осуждать с моральной точки зрения, но регламентировать с законодательной точки зрения. В этом я абсолютно согласен с башканом Гагаузии Михаилом Формузалом, выступившем с инициативой введения новых законодательных регламентаций, которые лишали бы депутата мандата в момент ухода его из партии. Более того, я бы ратовал за расширение этой инициативы, чтобы оно касалось и советников, и примаров, и других экспонентов, продвинутых партиями на различные политические и административные должности.
Большинство тех, кто уходит из партии, приводят один и тот же аргумент – внутренняя ситуация невыносима, поэтому у них нет иного выхода, как уйти. Совершенно игнорируется факт, что политика предполагает непрерывную борьбу как вне (с другими политическими формированиями), так и внутри (между различными группировками партии). Политическая борьба внутри партии – это нормальное явление в условиях демократии. Лучшим примером этого является американская демократия. В каждой партии есть группы, которые продвигают определенных кандидатов, определенные идеи. Побежденные сообразуются с волей победителей, и создают единый фронт с ними, хотя и не согласны с их идеями или с теми, кого они продвигают. И никто никуда не уходит, жалуясь, что, видите ли, одна из группировок в партии оказалась сильнее другой.
Конечно, никого нельзя удерживать силой в партии или политике в целом. Если человек совершенно разочаровался в определенной ситуации, он должен иметь свободу уйти. Уход из партии означает и уход с должности, которую тебе предоставила партия, и здесь аргумент «Я трудился за этот мандат» не проходит. Молдавская политическая практика показывает, что у нас «много работящих, умных, прекрасных политиков», но когда они пытаются проявить себя за собственный счет, у них нет никаких шансов. Настоящий политик должен бороться до конца, в том числе внутри партии, в которой состоит, а если терпит поражение, то должен сообразовываться с создавшейся ситуацией, либо уйти из политики, по меньшей мере, на какое-то время. Только так можно прекратить политические перебежки, политическую миграцию и побороть их вредные эффекты.
Молдова не будет иметь политических партий в истинном смысле слова, с сильной внутрипартийной демократией до тех пор, пока не будет поощряться (в том числе, законодательно) внутренняя конкуренция. А для этого наших политиков следует лишить постыдных альтернатив, например, политической миграции. В противном случае, каждый задастся логическим вопросом: Зачем мне бороться, зачем мне терпеть пребывание в оппозиции со всем дискомфортом ее, если то и дело могу обеспечить себе тепленькое местечко, прибегая к старому, как мир, поступку – предательству?
Исходы из той или иной партии нравятся одним и не нравятся другим. Но в итоге и те, кому они не нравятся, должны иметь общий интерес – развитые политические традиции и культуру. Во имя этого мы должны достичь разумного компромисса и воспринимать идею о том, что без жестких мер мы никогда не сможем навести порядок в этой сфере деятельности. Думитру Спэтару, Tribuna.md |