Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Суббота, 18/05/24, 13:41
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2014 » Февраль » 28 » Распил бюджета по старой схеме. Каким регионам достались лакомые кусочки казенного «пирога»
Распил бюджета по старой схеме. Каким регионам достались лакомые кусочки казенного «пирога»
23:56

Для 29 районов, а также муниципия Бельцы и Гагаузии «пирог» пекли по старому рецепту. Для некоторых (например, - Кишиневу) - по новому. В том, как распределялись бюджетные деньги по регионам, попыталась разобраться журналист «Панорамы».
О бюджете развития, а не «проедания» многие руководители местных органов власти лишь мечтают. Из-за того что наверху отложили до 1 января 2015 года вступление в силу Закона о местных публичных финансах в новой редакции, внизу по-прежнему вынуждены ждать подачек из центра. 
Согласно Закону о государственном бюджете на 2014 год, его доходная часть составляет 25,8 млрд. леев, а расходная – 28,2 млрд. леев. Дефицит в размере 2,4 млрд. леев собираются покрывать за счет внешних источников в виде грантов и займов – 1,55 млрд. леев, внутренних источников – около 337 млн., приватизации государственного имущества – 240 тыс., а также изменения остатков на счетах – 269 тыс. леев. Самые крупные бюджетные распределения в этому году предназначены для области социального страхования и соцпомощи – 5 млрд. леев, образования – 3,4 млрд. и транспортной сферы, дорожного хозяйства, связи и информатики – 2,5 млрд. леев. В то же время трансферты из госбюджета 29 районам, муниципию Бельцы, а также Гагаузии в общем составили 4,1 млрд. леев. Из них наибольшую сумму получит Хынчештский район – 231 млн. 615 тыс. леев, затем Гагаузия – 207 млн. 911 тыс., далее следуют Унгенский – 197 млн. 272 тыс., Оргеевский – 192 млн. 855 тыс. и Кагульский район – 169 млн. леев (см. карту на стр. 25. – Прим. «Панорамы»). Самые малые куски бюджетного «пирога» достались Резинскому (59,6 млн.), Тараклийскому (62,8 млн.), Бессарабскому (60,2 млн.) и Дондюшанскому (64,5 млн.) районам.
Чем выше экономический потенциал у района, тем меньше сумма трансферта
В аутсайдерах оказались и Бельцы. Сумма трансферта для этого муниципия составила 50,8 млн. леев. В документе поясняется, что объем ассигнований для каждого учреждения начального и среднего образования, финансируемого из бюджета муниципия Бельцы, в части расходов, рассчитанных на основе стандартных затрат на одного учащегося, обеспечивается за счет бюджета данной административно-территориальной единицы (АТЕ).
Глава управления бюджетов административно-территориальных единиц Министерства финансов Ион Якони пояснил, что, согласно действующей системе распределения бюджетных средств, размер трансферта рассчитывается с учетом разницы между прогнозируемыми для той или иной АТЕ расходами и доходами от налогов (за исключением местных сборов).
– Размеры затрат считаются по специальной методологии и согласно установленным нормативам. К примеру, в области образования есть нормы затрат на одного ученика, если речь идет об административном аппарате – на каждого работника и т. д. Для Гагаузии и Тараклии существуют некоторые нюансы, потому что там берутся во внимание дополнительные затраты на изучение языков, – подчеркнул Якони.
По его словам, по нынешней системе получается, что, чем выше экономический потенциал у того или иного района или муниципия, тем меньше сумма трансферта.
Чем обидели северную столицу и почему примар Бельц хочет посмотреть в глаза депутатам
Однако примар Бельц Василий Панчук придерживается мнения, что к этому муниципию применены дискриминационные меры.
– Факт остается фактом, мы единственный регион, для которого государственным бюджетом на 2014 год не предусмотрено ни копейки для капитальных вложений. Мне бы очень хотелось посмотреть в глаза депутатам, голосовавшим за подобный закон о госбюджете. Чем интересно они могут объяснить такую несправедливость? Регион наш не самый маленький в республике, да и к тому же мы являемся хорошими донорами госбюджета, – возмутился Панчук.
По его словам, для того, чтобы «просто выжить, Бельцам необходимо, и мы эти данные представляли Минфину, 475 млн. леев, а исходя из нашего нынешнего бюджета мы в состоянии покрыть лишь половину потребностей муниципия».
– В такой ситуации о бюджете развития даже говорить не приходится. Более того, на территории Бельц расположено около 30 оползневых участков, на которых находится свыше 80 домов. Эту проблему надо решать, и для этого, конечно, необходимы финансовые ресурсы! Я уже не говорю о состоянии части объектов образования, культуры и здравоохранении, которые нуждаются не просто в содержании, но и в капитальном ремонте. Такое отношение центральной власти по меньшей мере необъективно, – уверен глава северной столицы.
Он добавил, что Бельцы «собирают консолидированный бюджет с территории более миллиарда леев».
– Для сравнения: наш бюджет на 2014 год составляет 280 млн. леев. Не знаю, почему Минфин так распределяет средства, но надо учитывать, что единственное, чем мы располагаем, – это местные сборы, которые в общем бюджете составляют не более 10%, – отметил Панчук.
Между тем эксперт независимого аналитического центра Expert-Grup Думитру Будиянски считает, что сравнивать размеры трансфертов из центрального бюджета разным районам нужно с осторожностью, так как административно-территориальные единицы отличаются по размерам, а также по уровню собственных доходов.
– Нынешняя система финансирования местных публичных органов власти основана на уравнивании расходов. Согласно действующему механизму распределения средств, чем ниже способность района обеспечивать себя ресурсами, тем выше размер получаемого из центрального бюджета трансферта. Административно-территориальные единицы становятся наиболее финансово уязвимыми особенно при начислении ассигнований на капитальные нужды и дороги по политическим критериям. Но и в этом случае надо сопоставлять размеры ассигнований за более длительный период времени. К примеру, если в каком-то населенном пункте в 2013 году получили деньги на строительство детского сада, логично, что в 2014-м он на эти же цели не получит средств, и сумма ассигнований на финансирование капитальных расходов может быть меньше, – пояснил «Панораме» Будиянски.
Что касается Бельц, экономист отметил, что у этого муниципия довольно высоки свои доходы и трансферты незначительны по сравнению с районами. 
Факт 
Население муниципия Бельцы, по данным Национального бюро статистики на 1 января 2014 года, составляет 149,8 тыс. человек. Примар северной столицы является выдвиженцем Партии коммунистов. В 2008 году, когда ПКРМ еще находилась у власти, трансферт из госбюджета для Бельц достигал 129 млн. 530 тыс. леев., из которых 7,4 млн. составлял трансферт для капитальных вложений, ремонта и приобретений.
Мнение по теме:
Василий Панчук: «Мы – единственный регион, для которого государственным бюджетом на 2014 год не предусмотрено ни копейки для капитальных вложений».
Гагаузию игнорируют и дают денег только на «заплатки»
Для автономного территориального образования (АТО) Гагауз Ери трансферт составляет 207 млн. 911 тыс. леев. По данным Национального бюро статистики на 1 января 2014 года, в автономии, в которую входят Комратский, Чадыр-Лунгский и Вулканештский районы, проживают 161,9 тыс. человек. Начальник главного управления экономического развития, торговли и сферы услуг Исполкома Гагаузии Виталий Кюркчу считает, что Минфин распределяет бюджетные деньги по принципу: «давайте залатаем дыры там, где они есть». Он утверждает, что центр дает деньги на покрытие минимальных потребностей регионов.
– На территории Гагаузии функционирует 165 предприятий, которые являются филиалами кишиневских компаний. Это, в основном, банки, страховые компании, заводы, то есть крупные налогоплательщики. Так вот они платят основные налоги, за исключением подоходного налога с физических лиц, по месту нахождения головного юридического адреса. В итоге мы недополучаем деньги в казну. К тому же не работает 18-я статья Закона об особом правовом статусе Гагаузии, согласно которой все сборы должны поступать в бюджет Гагаузии, – подчеркнул Кюркчу.
По его мнению, казна автономии страдает и от того, что средства, которые центральные власти получают в виде грантов и кредитов от Евросоюза на всевозможные, в том числе инфраструктурные, проекты, вообще не доходят до АТО. Вместе с тем Кюркчу указывает и на тот факт, что Гагаузия не получила ни бануца из Фонда регионального развития.
– За четыре года он составил примерно 700 млн. леев, но для автономии и из него не нашлось средств. Но даже несмотря на все это, по нашим подсчетам, если бы ст. 18 Закона об особом правовом статусе Гагаузии работала, то мы бы располагали бюджетом минимум в 600 млн. леев, а если постараться – даже в миллиард, – не сомневается гагаузский чиновник.
Кюркчу полагает, что даже после вступления в силу Закона о местных публичных финансах в новой редакции по всей территории страны ситуация с бюджетом Гагаузии принципиально не изменится.
– Они разработали закон без учета особого статуса Гагаузии, приравняв ее, по сути, ко всем остальным районам страны. При этом во всех странах, на территории которых есть подобные автономии, по отношению к АТО применяется повышающий коэффициент. А в Законе о местных публичных финансах это все не учтено. За 20 лет надо уже начать соблюдать Закон об особом правовом статусе Гагауз Ери, – призывает Кюркчу.
Однако Ион Якони в беседе с журналистом «Панорамы» подчеркнул, что новая система публичного финансирования, которая должна вступить в силу с 1 января 2015 года, предполагает некоторые исключения для автономии, то есть она не будет подчиняться общим для всех районов правилам.
Рука руку моет и как примары ждут децентрализации
Между тем главы администраций разных городов из центральных, южных и северных районов возлагают большие надежды на новую систему публичного финансирования. Ну а пока далеко не все довольны тем, как распределяются средства из госказны.
Вице-председатель Конгресса местных органов власти Молдовы (КАЛМ), примар коммуны Сэрата Галбенэ Хынчештского района (представитель Либеральной партии) Штефан Влас уверен, что нынешняя схема распределения средств госбюджета выгодна только находящимся у власти политикам и приближенным к ним главам местных администраций.
– В настоящее время все построено так, что центр обладает финансовыми рычагами для манипуляции примарами. Система абсолютно не уравновешена. Сейчас даже те, у кого есть возможность собрать больше доходов, и они это делают, в итоге получают меньше, а близким к правящей верхушке руководителям местных администраций достаются миллионы, – не сомневается Штефан Влас.
Он сообщил, что получил в этом году на капитальные инвестиции всего 400 тыс. леев. Они пойдут на строительство сельскохозяйственного рынка, смета проекта которого достигает 600 тыс. леев.
– В нашу коммуну входят пять сел, где проживает 5400 человек, и для нас не нашлось даже денег на ремонт дороги, которая ведет к школе, детсаду и дому престарелых. В то же время некоторым населенным пунктам с численностью населения до тысячи человек дают 3 млн. леев. Просто я не из той партий, в которой сейчас выгодно быть, – полагает примар Сэрата Галбенэ.
В то же время другой вице-председатель КАЛМ, примар Чимишлии Георге Райляну (Либерально-демократическая партия) уверен, что денег всегда не хватает. По его мнению, при новой системе «уже не важно будет, какая примэрия – розовая, голубая или зеленая, – все будут равны при распределении бюджетных средств».
– С 1 января 2015 года предстоит работать еще более усиленно, чтобы стимулировать больший приток финансов в местный бюджет, – сказал Райляну.
Он добавил, что Чимишлия получила в этом году 1 млн. 400 тыс. леев на капитальные инвестиции.
– Деньги будут направлены на строительство агропродуктового рынка в городе. Мы очень старались и долго работали над проектом. У нас большие планы, но понятно, что денег из центрального бюджета приходит столько, насколько это возможно исходя из экономического положения республики в целом, – уверен чимишлийский градоначальник.
Не жалуется на размер полученных из центра средств на капитальные инвестиции и вице-председатель КАЛМ, примар Единец Константин Кожокару (Демпартия). Им в этом году достался 1 млн. 550 тыс. для развития инфраструктуры города.
– При этом Единцы все равно потеряли, так как мы дали в бюджет больше денег, чем получили. Если бы Закон о местных публичных финансах в новой редакции начал действовать с этого года, то все примары получили бы столько, сколько им полагается. Я был градоначальником и при коммунистах пару лет, и тогда Единцам не доставалось и лея. Необходимо реформировать систему как можно скорее, чтобы примары, независимо от того, от правящих они партий, или от оппозиционных, не чувствовали «особого» к себе отношения. Из-за того что децентрализация финансирования была отложена, в этом году в республиканском бюджете остался миллиард леев, который, вы сами понимаете, как власти распределили. По этой же самой схеме когда-то работали коммунисты, – заявил Кожокару.
По его мнению, только реформирование нынешней системы развяжет руки местным властям и даст огромный стимул к развитию регионов.
– Главное, чтобы власти снова не придумали какие-то отговорки и измененный закон вступил в силу по всей территории страны хотя бы уже с 2015 года, – подытожил градоначальник Единец.
Галина Васильева

pan.md 

Просмотров: 638 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
avatar
2 Панчу • 12:11, 02/03/14
Совершенно верно скоро им придёт конец.
avatar
1 Антон г. Комрат • 08:56, 02/03/14
Скоро такому распилу придёт конец потому что выборы не загорами.
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz