В последнее время все чаще стали говорить о «новом очаге сепаратизма» в Республике Молдова, ссылаясь при этом на периодически поступающие из Комрата сигналы: то заходит речь об инициативе проведения референдума по выходу Гагаузии из состава Республики Молдова, то об инициативе учредить в Комрате некий конституционный суд Гагаузии, то об инициативе создать в Гагаузии собственные спецслужбы и т. д. и т. п. Некоторые обобщают проблему и утверждают, что гагаузы пытаются сполна воспользоваться нынешней ситуацией в Республике Молдова для решения ряда проблем, которые накапливались годами, иные же «выходят» за пределы Республики Молдова и видят во всем происходящем «руку Москвы», но мало кто замечает, что главным действующим лицом большинства скандалов, связанных с гагаузской автономией, является Иван Бургуджи – известный активист из автономии, который теперь является членом Народного собрания в Комрате.
Неизвестно почему, но слово Бургуджи стало «весить» больше, чем слово башкана и председателя НСГ. И Михаил Формузал, и Дмитрий Константинов в один голос заявляют, что Гагаузия не хочет отделения от Республики Молдова и что все существующие проблемы (которые они, кстати говоря, не отрицают) следует решать за столом переговоров, что Гагаузия не ставит проблему создания собственных спецслужбы и не выдвигает иных ультимативных требований в своих отношениях с Кишиневом, однако неизвестно почему, но их голоса не очень-то внемлют ни пресса, ни политики. Почему пресса и отдельные политики предпочитают слышать голос Бургуджи , а не руководителей гагаузской автономии? Просто: потому как Бургуджи поставляет им «сенсационные сюжеты». У прессы есть темы для новостей, а у политиков – темы для заявлений, высказываний, изложения собственного мнения, что позволяет им «напомнить о себе». Из-за нехватки собственных идей и политики, и пресса расценивают Бургуджи и его беспардонные заявления как спасение, ведь он дает им повод проявить себя, напомнить общественности о том, что они существуют и осуществляют некую деятельность. Какая разница, что говорят Формузал и Константинов?! Что они заявляют, не покупается нарасхват на медийном или же на политическом рынке! А вот Бургуджи молодец: и рейтинг обеспечивает, и безымянным имя обеспечивает!
На самом же деле воздействие этих открытых выходок Ивана Бургуджи очень и очень губительно как для самой Гагаузии, так и для Республики Молдова в целом. Он компрометирует идею о том, что Кишинев и Комрат нашли практически совершенную формулу сосуществования, благодаря которой к Республике Молдова относились как к прекрасному примеру, как к успешному прецеденту гармоничного межэтнического сосуществования. Бургуджи выставляет в плохом свете и всех известных на национальном уровне политиков-уроженцев Гагаузии: Михаила Формузала, Дмитрия Константинова, Николая Дудогло, Александра Стояногло, Олега Гаризана, Ирину Влах, Петра Влаха и других. Посыл, который косвенно передает этот активист, состоит в том, что соответствующие политики не в состоянии защищать интересы гагаузов, что он – их единственный защитник. Более того, своими выходками он вынуждает вышеперечисленных политиков сделать свое поведение более радикальным, становиться более жесткими в своих действиях и заявлениях, ведь в противном случае им грозит предстать в дурном свете перед собственными избирателями. Однако самое серьезное заключается в том, что Бургуджи выставляет в невыгодном свете всех около 100 тыс. гагаузов, населяющих территорию автономии. Многие граждане Республики Молдова не понимают, что речь идет об одном человеке и обобщают поток полученной информации, считая, что все гагаузы такие же, как и Бургуджи , а это подрывает имидж одной из самых многочисленных национальностей, проживающих на территории Республики Молдова.
И чего в итоге добился Иван Бургуджи ? Вне сомнений ему удалось уже во многом подменить (на уровне публичного дискурса) и политический класс, да и гражданское общество Гагаузии. В сложившейся ситуации было бы неудивительным, если бы завтра этот активист выступил с идеей создания на территории гагаузской автономии отдельного государства – Республика Бургуджи! Почему бы нет, раз он дошел до того, что считает себя представителем всей Гагаузии, и никто не осмеивается доказать ему обратное?!
Думитру Спэтару, Tribuna.md