Гагаузия в уходящем году, несмотря на противостояние исполнительной и законодательной власти добилась единения в главных вопросах касающихся дальнейшей судьбы Гагаузии. Это назначения даты проведения двух референдумов 2 февраля 2014 года, первый консультативный определения вектора развития таможенный союз или европейский союз и законодательный референдум о принятие закона об отложенном статусе Гагаузии.
Кишинев конечно в штыки принял такого рода инициативы. и принялся всеми правдами и неправдами мешать в проведение данных референдумов через подконтрольные правительству гос канцелярию, но мы с вами живем в демократическом обществе где народовластие основной принцип демократии, и не дать возможности высказаться народу в этих вопросах было бы не правильно. Политика Кишинева в этом отношении с Гагаузией совершенна не верная, на примере Гагаузии создав модель развивающегося региона с особым правовым статусом, можно было бы наладить диалог с Приднестровьем и в последствии объединить страну.
Кишинев пренебрегает Гагаузией, так кишиневские политики посещают регион либо для того чтоб прикупить для себя пару карманных региональных политиков (такой пример есть, это создания демократической фракции в народном собрании Гагаузии) либо затушить пожар развивающегося сепаратизма (это отказ от урезания полномочий Гагаузии в принятие изменений в закон о публичных финансах). 23 декабря ни один руководитель государства не приехал поздравить гагаузский народ с 19-летием образованием автономии, соответственно как можно выстраивать какой то диалог если они не хотят делить с нами минуты радости. и что тогда говорить о трудностях. Кишинев дистанцировался от проблем гагаузов до них не докричатся ни сепаратистскими высказываниями ни деловыми предложениями.
Кишиневские политики правевшего большинства заняты разворовыванием грантов и кредитов и им некогда обращать внимание на Гагаузию. а Гагаузия в свою очередь становиться не стабильным регионом с попытками создания отдельного государства (на одном из заседаний Народного собрания поступали предлажение о создании собственной армии и службы гос безопасности). В этом отношении хотел бы отметить мудрость и дальновидность Башкана Гагаузии Михаила Формузала который вовремя отошёл от влияния правящего большинства Республики Молдова и начал прислушиваться к мнению оппозиции в Народном Собрании Гагаузии. Его попытка создания исполкома народного доверия была правильной, но к сожалению как говорил один из российских политиков : "хочется как лучше, но получается как всегда.".
Одно радует, рейтинг партии коммунистов очень серьезно растет в регионе и в стране в целом, что дает возможность на предстоящих башканских выборах одержать победу кандидату от ПКРМ и в дальнейшем выстраисть полную вертикаль власти в стране. Будущий 2014 год будет насыщен политическими событиями, это референдум в Гагаузии, выборы Башкана Гагаузии и выборы в парламент страны. Будем надеяться, что они приведут смену политической власти в регионе и в стране, позволят всему молдавскому народу выбрать свой вектор развития путем республиканского плебисцита.
Роман Тютин Депутат НСГ |