Система видеонаблюдения за дорожным движением, установленная в Молдове несколько лет назад, практически нигде не работает, кроме Кишинева. Причиной, по информации Ziarul de Garda, стала борьба за контроль над этим бизнесом.
Издание выяснило, что система видеонаблюдения, установленная за пределами столицы, оказалась в руках нескольких бизнесменов, близких генсеку Либерально-демократической партии (ЛДПМ) депутату парламента Виктору Рошке, пишет newsmaker.md
В Кишиневе камеры видеонаблюдения за дорожным трафиком начали устанавливать осенью 2013 года, напоминает ZdG. К июню 2015 года в столице установили 350 камер на 41 перекрестке. Проект обошелся Кишиневу в $5 млн, грант на это выделило китайское правительство.
Одновременно несколько связанных между собой компаний провели исследование о целесообразности установки систем видеонаблюдения на дорогах республики в рамках частно-государственного партнерства. В соответствии с выводами исследования, руководство районов должно было организовать тендеры на установку таких систем.
В 2014 году проекты частно-государственного партнерства были реализованы в Бельцах и 14 районах страны. В 12 районах контракты на установку систем видеонаблюдения были подписаны с компанией Midland Engineering, еще в двух — Леовском и Дрокиевском — с компанией Inforad. Все контракты были заключены сроком на четыре года, с разделением доходов между частными фирмами и властями в соотношении 50% на 50%.
В Бельцах победила компания Avtouragan, контракт с ней был заключен на 25 лет на условиях разделения доходов в соотношении 30% на 70% в пользу города.
Компания Midland Engineering была учреждена в Бельцах Александром Дьячуком в ноябре 2013 года. В марте 2014 года она поменяла юридический адрес, зарегистрировавшись в Кишиневе по улице Дымбулуй, 39. Тогда же глава Midland Engineering Дьячук предоставил право представлять интересы компании бывшему юристу столичной мэрии Иону Климу. В октябре 2014 года, после того как компания выиграла тендеры на установку систем видеонаблюдения в 12 районах, она сменила владельца. Вместо Дьячука учредителем стала голландская Dekka Holding, зарегистрированная в Амстердаме летом 2014 года. В Молдове ее представлял некий Геннадие Фрунзэ.
Тот же Геннадие Фрунзэ был учредителем другой компании-победителя районных тендеров — Inforad, которая также была создана незадолго до их проведения в 2014 году. В феврале 2016 года владельцем компании стала британская Esthor Investments Limited, которую в Молдове представлял Ион Клима.
Сейчас Клима является директором компании Avtouragan, выигравшей тендер в Бельцах, а владеет ею британская Okkana Investments Limited, которую представляет Геннадие Фрунзэ. При этом изначально собственником Avtouragan был Александр Дьячук, зарегистрировавший ее в мае 2013 года. В 2014 году компания так же, как и Midland Engineering, «переехала» в Кишинев, зарегистрировавшись по тому же адресу — Дымбулуй, 39.
Британская Okkana Investments владеет фирмой Dessa International, которая, по информации ZdG, фактически контролирует всю систему мониторинга дорожного трафика в стране. Издание со ссылкой на официальные документы отмечает, что Dessa International является «подрядчиком и разработчиком всего проекта».
Dessa International была основана в Бельцах в феврале 2014 года гражданином Канады Александром Сандерсом Уильямом ( Alexander Sanders William), а руководил ею тот же Александр Дьячук. В марте 2014 года юридический адрес компании сменился на уже известный столичный — Дымбулуй, 39. В декабре 2014 года владельцем компании стала британская Okkana Investments, а спустя несколько месяцев директором компании стал бизнесмен Юрие Кошчуг. Через год директором Dessa International стал бывший директор Национального института метрологии Виталие Драганча, которого через два месяца сменил бывший заместитель генсека ЛДПМ Родион Кошчуг.
Юрие Кошчуг в результате продажи голландской Dekka Holding (которой принадлежит Midland Engineering, выигравшая тендеры в 12 районах) оказался ее совладельцем (68,5%) вместе с генсеком ЛДПМ депутатом Виктором Рошкой (31,5%). По информации ZdG, в ее распоряжении есть копия контракта купли-продажи.
Как пишет издание, Юрие Кошчуг — единецкий бизнесмен, неофициально контролирующий множество фирм, которые занимаются видеокамерами. В октябре 2015 года Юрие Кошчуг в материале european-times.com представляется как учредитель Dessa International. Кошчуг говорит о том, что компания участвует в проекте по мониторингу дорожного трафика в Молдове, но этот проект, по его словам, скорее является тетовым для компании, которая стремится попасть на рынок Центральной Азии и Африки. Примечательно, что у Юрие Кошчуга паспортные данные и подпись совпадают с данными и подписью гражданина Канады Александра Сандерса Уильямса, отмечает издание.
В распоряжении ZdG, как пишет издание, также оказалась и электронная переписка по поводу этого проекта между Виктором Рошкой и Юрие Кошчугом. Так, в июле 2015 года Рошка отправил Кошчугу (а он — Геннадие Фрунзэ) письмо, полученное от Петру Штирбате, на тот момент депутата от ЛДПМ. Кроме Рошки, Штирбате направил это письмо, к которому прилагался текст законопроекта о видеонаблюдении за дорожным трафиком, Валериу Стрельцу, Георге Мокану и Валериу Гилецки.
В другом сообщении Рошка просит Кошчуга представить нужные аргументы «для защиты по каждому пункту [законопроекта], потому что это важно и в наших интересах». Позже Фрунзэ предложил множество поправок к проекту, но за него так и не проголосовали из-за разразившегося политического кризиса.
По информации издания, из переписки также видно, что у компаний, которые контролировали Рошка, Кошчуг и Фрунзе, были проблемы с тендерами в Новых Аненах и Криулянах. В частности, отмечает ZdG, глава Криулянского района либерал-демократ Виталие Ротару требовал долю в бизнесе в размере 10%, но его требование отклонили.
В итоге, пишет ZdG, борьба за контроль над этим бизнесом привела к тому, что уже более года ни одна камера за пределами Кишинева не работает. В 2016 году в районные бюджеты не поступило ни одного лея от штрафов за нарушение ПДД, выявленные благодаря системе видеонаблюдения.
По информации ZdG, Виктор Рошка сказал изданию, что ничего не получил с этого проекта. «Да, мы создали вместе с Юрием Кошчугом это предприятие, но через несколько месяцев я передал права Родиону Кошчугу», — сказал Рошка, подтвердив, что Родион Кошчуг был одним из его подчиненных в ЛДПМ. По словам Рошки, формулировка «вовлеченность в бизнес» в отношении него некорректна. Он также подчеркнул, что установка видеокамер на дорогах была одним из обязательств перед гражданами и избирателями, благодаря чему число пострадавших в ДТП снизилось.
По словам Рошки, система не работает из-за того, что на людей, занимающихся этим проектом, началось давление. Рошка добавил, что Юрие Кошчуг не может появиться в Молдове из-за заведенных на него уголовных дел. «Это ясная рейдерская схема. Очень жаль инвесторов и потраченных денег», — сказал Рошка.
Бывший заместитель генсека ЛДПМ Родион Кошчуг, в свою очередь, сказал ZdG, что в этом проекте не было никакой «политической окраски». По его словам, для продвижения проекта нужны были «дискуссии с мэрами [от ЛДПМ], особенно в ситуации, когда власти сталкиваются с хроническим отсутствием источников финансирования. Только в этом и была вовлеченность партии», — заверил Кошчуг.