
Социологи выявили рейтинг потенциальных кандидатов на пост главы Гагаузии, выборы которого пройдут в начале 2015 года. С большим отрывом от своих соперников лидирует депутат парламента от ПКРМ Ирина Влах.
Текст: Георгий Яланжи
В ближайшие полгода жителям гагаузской автономии придется два раза выходить на избирательные участки: в ноябре состоятся выборы в парламент Республики Молдова, в начале следующего года – выборы башкана Гагаузии. Внимание экспертов и общественности приковано к обоим событиям, поскольку в течение последних четырех лет автономия и государство, в целом, с каждым днем сталкивалось с трудностями, вызванными необдуманным внешнеполитическим курсом, проводимым центральной властью, а также не всегда эффективной работой гагаузского исполнительного комитета.
Какой выбор сделает гагаузский народ зимой следующего года – покажет время, а пока присутствующие в автономии политические силы готовятся к выдвижению своих кандидатов на высший пост в Гагаузии. На минувшей неделе эксперты впервые представили итоги социологического исследования, проведенного исключительного в населенных пунктах Гагаузии.
Явный лидер обозначен
В опросе Центра социологических исследований Гагаузии приняло участие одна тысяча человек. Эксперты центра включили в анкеты 11 гагаузских политиков, которые уже объявили о своем участии в выборах, либо могут это сделать в виду своей узнаваемости на территории региона. Если в 2010 году свои кандидатуры выдвинули лишь Михаил Формузал, Николай Дудогло и Ирина Влах, разделившие голоса на первом туре примерно поровну, то на предстоящих выборах спектр кандидатов может быть в два раза больше. Это говорит о том, что жителям автономии будет трудно определить нового руководителя региона с первого тура.
Однако, несмотря на широкий круг потенциальных кандидатов, результаты социологического опроса демонстрируют, что наибольшим доверием среди жителей автономии пользуется депутат парламента от ПКРМ Ирина Влах. Если бы выборы башкана Гагаузии состоялись в ближайшее воскресенье, за ее кандидатуру проголосовало бы 18,2 процента населения. На втором месте, по данным барометра общественного мнения расположился примар Комрата, демократ Николай Дудогло. За него готовы проголосовать 5,6 процентов избирателей.
Следом идет действующий замглавы автономии Валерий Яниогло, который набрал бы 4,6 процентов голосов. Председатель НСГ Дмитрий Константинов заручился бы поддержкой 4,4 процентов населения.
Кроме того, свой небольшой электорат сформировался и у других политических деятелей автономии. К примеру, за депутата НСГ Сергея Чимоеш готовы проголосовать 3,7 процентов избирателей, за Ивана Бургуджи – 3,2 процента. Депутата парламента Олега Гаризана поддержало бы 2,2 процента населения, экс-башкана Гагаузии Дмитрия Кройтор 2 процента. Остальные потенциальные кандидаты Леонид Добров, Сергей Бузаджи, Петр Влах – набрали бы менее двух процентов голосов.
При этом, 15,3 процента опрошенных ответили, что отдали бы голос за другого кандидата (не включенного в список), а 36,7 процентов граждан затруднились с выбором своего кандидата.
«Конкуренция не велика»
В гагаузской автономии на протяжении последних 8 лет конкуренция, в основном, происходила между тремя политическими силами – Партией коммунистов, командой Николая Дудогло и командой Михаила Формузала. С этим согласен и известный молдавский политолог Николай Цвятков, который в интервью газете «В фокусе недели» оценил результаты барометра общественного мнения, как «соответствующие действительности». По словам Цвяткова, жителям Гагаузии будет легко определиться с выбором, поскольку достоинства каждого из кандидатов были проявлены заранее.
«Учитывая, что господин Формузал больше не может баллотироваться в башканы, а господин Дудогло себя скомпрометировал в результате многих событий, произошедших в Гагаузии, я думаю, что данное соотношение сил соответствует действительности. Это говорит о качестве проведенного исследования», - сказал политолог.
Вызовы будущего башкана
В действительности, при выборе будущего башкана Гагаузии у избирателей не так много вариантов. С одной стороны, жители автономии видели восьмилетнее правление команды Формузала, которая систематически меняя своих союзников в Кишиневе, молчаливо согласилась на оптимизацию школ и усердно скрыла от общественности подробности распределения гуманитарного дизельного топлива, которого простой труженик на селе так и не дождался. С сожалением можно констатировать, что ключевые обещания Формузала за 8 прошедших лет так и не были осуществлены. Вот только некоторые из них: аэропорт в Чадыр-Лунге, олимпийский спорткомплекс, решение проблемы водообеспечения, привлечение иностранных инвесторов в регион.
Сам Формузал выдвигать свою кандидатуру на третий срок не может – закон не позволяет. Но, очевидно, с таким «грузом пошлого» его потенциальные приемники тоже далеко не уйдут.
С другой стороны, гагаузские избиратели увидят в бюллетенях фамилию Николая Дудогло, дважды проигравшего выборы главы автономии и год назад перешедшего в стан демократов. Дудогло позиционирует себя как неплохой хозяйственник (который, правда, предпочитает дорогостоящие концерты ремонту дорог и водоканала) но репутация борца за европейскую интеграцию на фоне сильнейших пророссийских настроений в Гагаузии вряд ли привлечет широкого избирателя.
В то время как Николай Дудогло втягивал своих сторонников в проевропейскую Демократическую партию и правящий прорумынский альянс, коммунисты первые предложили и последовательно отстаивали право жителей Молдовы на внешнеполитический референдум.
Ирина Влах вместе с коллегами по фракции ПКРМ в Парламенте Молдовы и в Народном собрании первые выдвинули идею проведения референдума в поддержку Таможенного союза и добились его организации в автономии. В их планах– проведение аналогичного референдума по всей стране, пересмотр соглашения об ассоциации с Европейским союзом, расширение связей с Российской Федерацией.
В то время как Николай Дудогло силой вывозил своих сторонников на митинг в поддержку проевропейского курса в Кишиневе, коммунисты защищали от запрета саму партию и ее символы – серп и молот.
У Демократической партии проблемы с рейтингами не только в Гагаузии, но и по Молдове. Причина состоит в том, что эта партия и ее руководители срослись с олигархическими структурами, голосовали за законы о сексменьшинствах, не могли дать внятного ответа относительно названия государственного языка, безосновательно продвигали европейскую интеграцию в ущерб отношениям с Российской Федерацией.
Последняя надежда Дудогло – это административный ресурс и деньги спонсора ДПМ Влада Плахотнюка.
Опора Ирины Влах – это простые жители автономии, не повязанные с ДПМ и Дудогло пресловутым административным ресурсом, патриоты своей страны и автономии. |