До очередных выборов башкана остается чуть меньше двух лет. А это значит, что вести прямую агитацию будущим конкурентам пока еще рановато. А вот для политических сил в самый раз задуматься над тем, кого же им выдвинуть или поддержать на этот раз. Не секрет, что правильный выбор будущего кандидата – это 50 процентов успеха на самих выборах. Поставить не на ту лошадь – слишком дорогая ошибка, которую не могут себе позволить ведущие молдавские политические партии. В особенности, когда речь идет о партии власти – ДПМ.
ОТ МЕНЬШИНСТВА К ТОТАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ
На выборах в парламент Республики Молдова-2014 Демократическая партия получила менее 15 процентов голосов и завоевала 19 мандатов. Всего за два года, окончательно расшатав фракцию ПКРМ и похоронив ЛДПМ, демократы увеличили свою фракцию до 41 голоса. А подмяв под себя либералов, демократы получили абсолютное большинство, которое им позволяет самостоятельно формировать правительство и держать в твердых тисках президента-социалиста Игоря Додона.
По схожему сценарию были сформированы фракции большинства в районных советах практически по всей Молдове. И, наконец, приятным дополнением к электоральному успеху для ДПМ стали выборы в Народное собрание Гагаузии в конце прошлого годы. Кто бы что ни говорил про эти выборы, но факт избрания на пост председателя открытого члена ДПМ свидетельствует сам за себя.
Следующий логичный шаг – избрание на должность башкана политика, который будет свой каждый шаг согласовывать с закрепленным помощником Влада Плахотнюка. И тогда главный демократ смело может козырять перед западными партнерами еще одним козырем – полным контролем над Гагаузией. Дело осталось за малым – выбрать гагаузского политика, который не подведет и наверняка справится с поставленной задачей.
НИКОЛАЙ ДУДОГЛО. ХРОМАЯ УТКА
На прошлых выборах кандидатом от Демократической партии (хотя и неофициальным) выступил депутат парламента от ДПМ, экс-примар Комрата Николай Дудогло. Выступил, мягко говоря, не очень удачно и даже не справился с задачей - минимум – не дать победить Ирине Влах с первого тура. Причем, в отличие от других десяти кандидатов Дудогло не мог списать свой проигрыш на недостаток финансов, отсутствие поддержки из Кишинева, нехватку опыта или ограниченный медиа-ресурс. Всего у Николая Дудогло было в излишке, но на выходе уже в четвертый раз (!) получился пшик.
На собственном примере этот политик доказал, что в Гагаузии ни за какие деньги не проголосуют за кандидата, который открыто выступает с антироссийскими и прозападными заявлениями. Винить только демпартию в закате звезды Дудогло тоже не стоит. До сих пор его сторонники записывали в актив Николаю Харлмапиевичу успешное управление Комратом на протяжении десяти лет. Однако всего за два неполных года действующий примар Сергей Анастасов показал едва ли не более впечатляющие результаты – это и ремонт в детских садах, и укладка плитки на городских тротуарах и улицах, и привлечение крупного иностранного инвестора.
«Делается гораздо больше, а пиара намного меньше», - так говорят комратчане, когда сравнивают работу Дудогло и Анастасова. И никаких «темных схем» с распилом земельных участков в центре Комрата и муниципального бюджета.
Нельзя списывать со счетов и банальную усталость избирателей. В политике, как и в любой другой сфере, важно уйти вовремя, пока ты еще не надоел окончательно избирателю. Дудогло, по всей видимости, не почувствовал или не захотел почувствовать эту тонкую грань. Не убедили его выйти на политическую пенсию и многочисленные соцопросы, которые показывают антирейтинг Дудогло на уровне более 67 процентов. Зато с большой долей уверенности можно предположить, что эти соцопросы внимательно изучают в центральном офисе ДПМ. И там уже наверняка ведется поиск альтернативных лидеров.
ДЕМЬЯН КАРАСЕНИ. В ОЖИДАНИИ ЗВЕЗДНОГО ЧАСА
Сегодня мало кто помнит, но Демьян Карасени имел все шансы стать башканом на выборах 2010 года. Дела у политика на тот момент шли неплохо – он положительно зарекомендовал себя на посту примара Конгаза, выиграл выборы в Народное собрание, где и занял пост вице-председателя. Его рассматривали в качестве выдвиженца от Партии коммунистов, которая на тот момент уже находилась в оппозиции, но оставалась популярной в Гагаузии.
Подвела Демьяна Карасени политическая неопытность. Накануне выборов он расслабился и выпустил инициативу из своих рук. В результате партийный актив выдвинул кандидатом в башкана не его, а депутата парламента от ПКРМ Ирину Влах. Эти выборы для Влах тоже оказались «не по зубам», но помогли ей порядком «раскрутиться».
Демьян Карасени обиделся на коммунистов и мигрировал в Демократическую партию, по спискам которой и стал депутатом молдавского парламента в 2014 году. Сегодня в отличие от Дудогло, он практически не занимается политическими разборками. Его имени не слышно в скандальных около политических новостях и сплетнях. Но это вовсе не значит, что у этого политика не осталось амбиций. Скорее это говорит о смене тактики.
Достаточно открыть профиль Демьяна Карасени в социальных сетях, чтобы убедиться в этом. Карасени регулярно проводит встречи в селах с педагогами в школах и детских садах, с сотрудниками медицинских центров и больниц. Посещает крупные организации. И везде приходит не с пустыми руками (спасибо правящей ДПМ и фонду Влада Плахотнюка!). Да, сегодня он не может похвастаться такой же узнаваемостью, как у Дудогло. Но что лучше – иметь рейтинг доверия в 5 процентов или антирейтинг в 68 процентов? А полит-технологи в штабе ДПМ знают, как приумножить рейтинги.
Несложно заметить, что Демьян Карасени, в отличие от Дудогло, не пытается обмануть избирателя. И не рассказывает людям сказки «про «Новую Гагаузию», которая ничего не имеет общего с ДПМ». «Я сегодня представляю Демократическую партию и использую эту силу, чтобы решать ваши проблемы», - говорит Демьян Карасени на встречах с избирателями. И эта позиция вызывает уважение и в ДПМ, и у людей.
КОРНЕЛ ДУДНИК. МОЛОДОСТЬ КАК АРГУМЕНТ
Все шансы быть поддержанным на выборах Демократической партией имеет и депутат парламента от ДПМ, уроженец Вулканешт Корнел Дудник. Не секрет, что Николаю Дудогло с трудом удается сдерживать амбиции Дудника стать гагаузским демократом №1 и возглавить региональное отделение этой партии.
У Дудника есть свои веские преимущества. Прежде всего, это возраст. Дудогло – 51 год и выглядит он гораздо старше своих лет (просто сравните физическую форму Николая Дудогло и Сергея Анастасова, оба практически одногодки). На фоне надоевшего и стареющего Николая Дудогло мастер спорта по дзюдо, подтянутый и энергичный Корнел Дудогло смотрится гораздо выигрышнее особенно в глазах женского электората и спортивной молодежи.
Дудник за словом в карман не лезет и может при случае пообещать оппонентам «намотать яйца на шею». Интеллигентного избирателя это ужаснет, а человеку из народа может и понравиться такая прямота.
Чем пробовать в пятый раз выдвинуть Дудогло в башканы, не логичнее ли будет обкатать нового перспективного кандидата? Такая мысль вполне может победить в умах молдавских демократов.
РУСЛАН ГАРБАЛЫ. КАНДИДАТ НА ВЫРОСТ
После выборов в Народное собрание-2017 актив Демократической партии пополнился еще одним депутатом из Чадыр-Лунги Русланом Гарбалы. Виртуальную поддержку от Партии социалистов и Игоря Додона этот депутат променял на вполне материальную должность директора ООО «Кишинэу-газ» и членство в «Новой Гагаузии-ДПМ».
Руслан Гарбалы также достаточно молод – ему всего 47 лет. И его политические амбиции явно не ограничиваются мандатом депутата Народного собрания Гагаузии.
В отличие от предыдущих героев, у него есть серьезный плюс – опыт участия в выборах башкана-2015. Кстати, тогда он показал весьма неплохой результат для новичка и набрал почти пять процентов голосов избирателей. Политик явно следит за своим имиджем и сторонится скандальных тем, пытаясь быть хорошим для самого широкого круга избирателей.
Шансы на выборах башкана для каждого кандидата зависят и от географических критериев. Проще говоря, избиратели хотят голосовать за своего – «комратского» или «чадыр-лунгского». И с этой точки зрения у выходца из Чадыр-Лунги Руслана Гарбалы гораздо больше шансов, чем у выходца из Вулканешт Корнела Дудника или жителя Конгаза Демьяна Карасени.
X-ФАКТОР ИЛИ СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ
Безусловно, в центральном офисе ДПМ рассматривают гораздо более широкий круг возможных кандидатов. В конечном итоге, за год-полтора до выборов на политической сцене Гагаузии может зажечься новая звезда. У восходящих политиков есть огромные преимущества. За ними нет балласта прошлых ошибок и неудач, темных страниц в биографии и порочащих связей. С такими фигурами избирателю так хочется увязать свои надежды на светлое будущее. Вполне возможно, что ДПМ приберегла для нас и этот политический трюк.
Будем внимательно следить за развитием событий. Ждать осталось совсем недолго!
|