Главная » 2012»Июль»7 » «В фокусе недели»: В бедах МЖД обвинили русскоязычных
«В фокусе недели»: В бедах МЖД обвинили русскоязычных
23:09
Министр транспорта Анатол Шалару, кажется, нашел главную проблему молдавской железной дороги, из-за которой та до сих пор не дотягивает до европейских стандартов. И кроется она… в присутствии русскоязычных на ответственных постах МЖД. Впрочем, Шалару обещает, что уже в скором будущем лица, не владеющие русским языком, лишатся работы во всех учреждениях, подведомственных министерству транспорта.
Текст: Иван Янакогло
Репрессии против русского языка в официальной, деловой и общественной жизни Молдовы набирают оборот. Чуть больше двух недель назад парламентское большинство проголосовало за исключение русского языка из удостоверений личности граждан нашей страны. А на прошлой неделе вдруг выяснилось, что русский язык мешает слаженной работе и такой ключевой сфере национальной экономике, как молдавские железные дороги.
По мнению главы министерства Анатола Шалару, делегированного на этот пост по квоте либеральной партии, русскоязычные сотрудники предприятия не желают подчиняться руководству, из-за чего на них могут быть возложены определенные санкции. В эфире одной из передач на частном телевидении министр заявил, что русскоязычные сотрудники предприятия могут быть уволены, так как не желают говорить по-румынски. Однако Шалару признал и тот факт, что все его усилия по внедрению румынского в обиход сотрудников не увенчиваются особым успехом.
«Я сменил пять директоров за все время. Назначил нового директора, который проведет реформу. В МЖД идет упорное сопротивление: не хотят говорить по-румынски и писать», - рассказал министр.
По словам Анатола Шалару, работники железной дороги, которые противятся изучению румынского языка, указывают на положения закона о функционировании языков в Республике Молдова. В частности, в статье пятой указывается, что этот закон «не регламентирует употребление языков в межличностных отношениях, в производственной деятельности железнодорожного и воздушного транспорта». «Некоторые говорят, что лучше уволятся, нежели будут говорить по-румынски. Пускай уходят, если хотят», - заключил либерал.
Дубль второй
Совсем недавно, в минувшем мае, министр транспорта Шалару осуществлял рабочий визит в гагаузскую автономию, где провел прием граждан (правда, никто к нему не пожаловал), а также встретился с руководством исполнительного комитета во главе с башканом Михаилом Формузалом. Говорил министр об усовершенствовании местной инфраструктуры – о ремонте и строительстве существующих дорог. Вероятно, вести переговоры на русском языке, да еще и в Гагаузии министру не понравилось, и он решил навести у себя в ведомстве. Если уж русский язык изъяли с кинотеатров и паспортов – бывшему активисту Народного фронта грех не устроить «дубль второй», хотя бы в доставшемся ему учреждении.
Кстати говоря, под горячую руку либерального министра могут попасть сотрудники отделений железных дорог и в автономии. К примеру, железнодорожная станция в поселке Буджак комратского района тоже может обновить свой коллектив на румыноязычных. Та же участь может постичь и железнодорожников Этулии и Вулканешт, которые явно не впишутся под стандарты либеральной партии. Нельзя не отметить и станцию в Бессарабке, где трудится немалое количество горожан, также предпочитающих русский и украинский языки.
Политика вместо работы
Борясь с русскоязычными специалистами, в министерстве не замечают насущные проблемы в области дорожного хозяйства. Налоги и сборы, поступающие в Дорожный фонд и растущие в арифметической прогрессии, никакого эффекта не дают. Многомилионные гранты и кредиты, выделяемые на ремонт дорожной инфраструктуры, расходуются сомнительным образом, не принося видимого эффекта для национальной экономики.
В том же железнодорожном хозяйстве тоже не все «слава Богу». Не функционирует участок железной дороги «Кагул-Джурджулешты», по которой поставляются товары на импорт и на экспорт. Аэропорты Кишинева и Бельц передают в частное владение, в результате чего цены на авиабилеты государство контролировать не сможет. А обещания Анатола Шалару привлечь в страну low-cost авиалинии вызвали улыбку даже у его коллег по правительству. В общем, в ведомстве проблем хватает не на один год. Однако вместо их решения руководство министерства унесло в пещерный национализм.