Такой «источник» покрытия дефицита не устроил законодателей, завязались дебаты. Депутат Георгий Лейчу выразил мнение, что исполнительный комитет, прежде чем направить законопроект в Народное собрание с дефицитом в 2,8 миллиона леев, должен был детально указать механизм изыскания дополнительных финансовых средств. «Принимать бюджет в таком виде – это большая опасность», - заявил Лейчу.
Его коллега Сергей Чимпоеш затронул проблему субсидирования аграриев. И центральные, и региональные власти на словах всегда ратуют за отечественное сельское хозяйство, но когда доходит дело до субсидий, в бюджете на эти цели традиционно не хватает средств. «Давайте заложим на эти цели хотя бы 10 миллионов леев. Эти субсидии будут для тех, кто проводит выкорчевку старых садов и виноградников, высаживает на их место новые сады. Тем более, исполком в своей стратегии озвучивал такие меры поддержки аграриев», - внес такое предложение законодатель.
Эти и другие реплики вызвали у Григория Морарь, представлявшего законопроект, замечание: вместе с предложениями по увеличению расходной части одновременно вносить идеи и по поиску дополнительных доходов. И депутатский корпус не смутился и сходу «выдал» несколько вариантов увеличения налоговых сборов.
«Повысить налоги!»
Самой интересной показалась инициатива об увеличении ставок на получение лицензий по отдельным видам деятельности на территории Гагаузии. Дело в том, что некоторые бизнесмены пользуются расхождениями между центральным и региональным законодательством и ведут свой бизнес без авторизации Кишинева на основе документов, полученных в Комрате.
Самый известный пример – это работа местных кабельных операторов. С легкой подачи исполнительного комитета те еще 3-4 года назад массово отказались продлевать лицензии Координационного совета по телевидению и радио и получили аналогичные лицензии управления промышленности, транспорта и связи исполкома Гагаузии. КСТР расценил такой ход кабельщиков как «информационный сепаратизм» и с тех пор судится и с кабельными операторами, и с органом власти, дублирующим его функции в Гагаузии. Но прокуратура и суды крайне неохотно рассматривают такие дела, усматривая в них политическую подоплеку.
Как бы то ни было, сегодня на территории автономии существуют без малого два десятка кабельных оператора, работающих по «гагаузской лицензии» и уплачивающих за это символические средства в бюджет (менее тысячи леев в месяц). По мнению некоторых депутатов, нужно пересмотреть сам принцип налогообложения таких экономических агентов и пропорционально увязать его с количеством абонентов. «Разве это справедливо, когда у одного кабельщика в Комрате три тысячи абонентов, а у другого – в Джолтае – 300, и платят одни одинаково?», - задался вопросом один из депутатов.
По «гагаузским лицензиям» работают не только вещатели, но многие владельцы автозаправочных станций. В отличие от кабельщиков, обороты АЗС могут превышать несколько миллионов леев, но платят они те же 1-2 тысячи леев в месяц.
Не обошлось и без более радикальных инициатив. Один из депутатов – сам бывший госслужащий – заявил, что в автономии работает более 13 тысяч чиновников. И за счет сокращения бюрократического аппарата «можно сэкономить десятки миллионов леев».
Точку в дискуссиях по этому вопросу поставил первый заместитель председателя Демьян Карасени. Он предложил проголосовать за закон о бюджете -2013 в первом чтении таким, какой он есть. «А потом мы изучим все вопросы в деталях, по каждой статье. Регламенту это не противоречит», - заверил Карасени. Так депутаты и решили. В первом чтении документ поддержали все 24 присутствующих законодателей.
В ожидании трансфертов
Судя по настроению депутатского корпуса, расходная часть бюджета Гагаузии все же будет значительно увеличена, что неминуемо приведет к разрыву между доходами и расходами. Где же законодатели возьмут деньги? Как сказал во время дебатов депутат Сергей Чимпоеш, «в конечно счете, это проблема исполкома». Кажется, такая позиция пришлась его коллегам по душе. И все-таки одно дело принять «идеальный» бюджет еще не означает его обязательное исполнение, что и продемонстрировала оставшаяся часть заседания. В конце рабочего дня депутаты распределяли остатки Резервного фонда автономии по своим округам. По собственному усмотрению они могли эти средства истратить в виде адресной материальной помощи или для реализации небольших инфраструктурных проектов. Деньги совсем небольшие – несколько десятков тысяч леев на каждый округ. Чаще всего, депутаты их раздают самым малообеспеченным избирателям (по 1-2 тысячи леев) или направляют на ремонт помещения в местном детсаде или школе.
Тут то и выяснилось, что уже распределенные ранее средства… повисли в воздухе. Шум поднял депутат из села Буджак Владимир Кысса. По его словам, из всех бенефициаров материальной помощи деньги дошли только к одному из них. Совсем жуткий случай случился в Ферапонтьевке, где один из жителей скоропостижно скончался, так и не дождавшись материальной помощи, необходимой для покупки лекарств. «Я хочу задать прямой вопрос исполкому, почему не выполняются наши решения. Как будто они тянут специально до конца года. А потом скажут, что денег нет», - заявил Кысса.
Присутствовавшая на заседании и.о. начальника управления финансов Татьяна Дойчева, заверила, что все долги перед нижестоящими бюджетами будут погашены в течение 10 рабочих дней. В защиту исполкома выступил и председатель Дмитрий Константинов, который, по его же словам, на днях обсуждал эту проблему с башканом Михаилом Формузалом, и тот убедил Константинова, что проблема кроется в задержке трансфертов из центрального бюджета.