Накал страстей достиг апогея. Используя недовольство граждан, олигархи вцепились друг другу в глотки ради очередного передела власти и денежных потоков. Не дремлет и Запад, желающий укрепить свои позиции в Молдове путем замены «плохих» проевропейцев на «хороших». В идеале олигархов хотят заменить представителями гражданского общества, которые должны контролировать ключевые институты — Генпрокуратуру, Нацбанк, НЦБК, СИБ. Поэтому и появилась гражданская платформа DА.
Раскол в стане «элиты»
Митинги платформы DА породили глубокий раскол в молдавской политической элите. Близкие к Владу Филату Мирча Снегур и Петр Лучинский поддержали протесты. Экс-министр Майя Санду потребовала от властей немедленно прислушаться к митингующим, иначе хуже будет. Связанные с ЛДПМ телеканалы явно на стороне протестующих.
С другой стороны, сочувствующие «кукловоду» Михай Гимпу, Владимир Воронин, Виталия Павличенко и даже Серджиу Мокану набросились, как бешеные псы, на лидеров платформы. Мокану докатился до того, что объявил о своем твердом намерении протестовать …против протестующих!
Гимпу в одной фразе умудрился солгать дважды, заявив, что конечная цель протестов – вытащить из тюрьмы «двоюродных братьев Цопа». Ну, во-первых, Виорел и Виктор Цопа не являются родственниками. Во-вторых, они не в тюрьме, а имеют статус политических беженцев в Германии.
Павличенко в этой гонке абсурда пошла еще дальше. Дескать, платформа DА желает скомпрометировать европейский курс Молдовы и «разрушить» унионистское движение. Как можно скомпрометировать то, что уже давно скомпрометировано, непонятно. Сегодня только фанаты или сумасшедшие поддерживают курс на евроинтеграцию, то есть на разрушение экономики, коррупцию и беспредел.
Про унионистов отдельный разговор. В платформе, кроме Игоря Боцана и Станислава Павловского, все таковые, причем со стажем побольше, чем у вышеназванной госпожи. Как унионисты могут «разрушить» унионистов, уму непостижимо.
Воронин поддержал митинги, но выступил с критикой организаторов. Однако в чем конкретно лидер коммунистов поддерживает протестующих, большая загадка. Неужели в борьбе с олигархами, то есть с самим собой? Или в стремлении к досрочным выборам, на которых ПКРМ пролетит, как фанера над Парижем? Или в требовании прямого избрания президента народом, против чего Воронин так упорно боролся? А может, в желании снять директора НЦБК, чему сам противился в 2011 и 2013 годах?
В одночасье появились сотни щедро проплаченных статей и критических репортажей. Каналы «кукловода» убеждали граждан в том, что на митинге будут провокации, что полиции разрешили стрелять в протестующих, что военные проведут парад для подгона на площадь военной техники, которая потом может быть использована по назначению. Дабы сбить протестные настроения, власть мгновенно снизила цены на хлеб, проезд в поездах (-30%!), временно «заморозила» тарифы на газ и электричество, лишь подтвердив подозрения, что повышения были необоснованными.
За день до митинга близкий к «кукловоду» «мэр» палаточного городка заявил о выходе из платформы. А потом протестующим был нанесен и самый «тяжелый» удар – от участия в акциях отказалась сама мисс ULIM! В одночасье на самом митинге появилась и новая категория граждан — «плахоунионисты». Они пытались сменить повестку. На этот раз не получилось.
Имитация борьбы?
С 6 по 13 сентября лидеры платформы DА метались между президентурой, правительством и парламентом, надеясь на аудиенцию. Справедливо называя руководителей этих структур «марионетками», тем не менее лезли из кожи вон, чтобы добиться с ними встречи.
Они же требовали вернуть похищенный миллиард (зачем его тогда крали, неужели чтобы вернуть?), посадить виновных в воровстве (лидеры альянса посадят сами себя?), назначить новое правительство национального доверия (так новому кабмину всего 40 дней!), объявить о досрочных выборах (еще полгода назад многие лидеры платформы отчаянно призывали голосовать за проевропейский альянс, а теперь передумали его поддерживать?).
Что Валериу Стрелец, что Андриан Канду, не говоря уже о Николае Тимофти, откровенно издевались над протестующими. Премьер решил на этом не останавливаться, объявив о повышении пенсионного ценза для женщин до 62 лет. Он же вышел с пространным отчетом о достижениях правительства за последние дни. Кто посоветовал это Стрельцу, мы не знаем. Рассуждать о неких мифических достижениях, когда сотни тысяч граждан возмущены ростом цен, тарифов и беспределом… Это как минимум говорит о политической невменяемости власти.
Но некоторые лидеры платформы недалеко ушли от власти, запутавшись в собственных требованиях. Борясь против захвата государства, они сами же захватили площадь, не пуская на нее никого, кроме «своих».
Ренато Усатый, попытавшийся пройтись по центральной площади, был освистан. «Плахоунионистам» достались тумаки.
Игорю Додону пригрозили расправой. Правда, не лидеры платформы DА, а рядовые митингующие, но всё же... Заявляя о гражданском и неполитическом протесте, они не пускают на трибуну сторонников евразийской интеграции. В почете только сторонники ЕС.
Начав борьбу против альянса, лидеры DА быстро сориентировались и принялись жестко критиковать и оппозицию. Как будто это Додон украл миллиард, «прихватизировал» ВЕМ и аэропорт, прогнул под себя прокуратуру, Нацбанк и т. д.!
Критикуя Григория Петренко за протест перед Генпрокуратурой, представители платформы сами же отправились протестовать прямо к зданию этого ведомства. При этом Петренко – экстремист, а они, устроившие потасовку с унионистами, — пацифисты.
Требуя в начале досрочных выборов, они быстро перешли к идее «правительства национального согласия». С кем будет осуществлено это «согласие», пока не понятно, однако мы уверены, что в этом правительстве точно не будет представителей ПСРМ, НП и даже ПКРМ. «Национальное согласие» касается всего 32% электората, желающего европейской интеграции. Полагаем, что за якобы «антиолигархическое правительство» Майи Санду должны будут проголосовать олигархические партии альянса.
Нужен настоящий протест!
Очевидно, что платформа DА не желает менять саму систему власти, ее внешнеполитический курс (ориентацию на НАТО, ЕС, Румынию), публичные политики (оптимизацию школ, урезание социальных программ, румынизацию), состав политического класса. Не хочет она и делиться властью с левыми партиями. Досрочные выборы уже не являются приоритетом. Скоро от этого требования, видимо, откажутся.
Следовательно, протесты платформы — буря в стакане воды, выброс пара. Нужны реальные протесты, реальная борьба, реальные перемены. Надеемся, что очень скоро промолдавские и прогосударственные силы перехватят инициативу…