Патриотизм – это преданность стране, в которой живёт человек, уважение к культуре народов, её населяющих. Воспитание патриотизма – задача государственной важности. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться и работать на его благо. Практически все нравственные качества берут своё начало с семьи, с дошкольного возраста. Ребёнок начинает познавать Родину через свою семью, через ближайшее окружение. Чувство любви к Родине начинается с любви к родному дому. Перед ребёнком первоначально предстаёт мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края. И перед детским садом стоит задача с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином нашего общества. Воспитывать любовь и уважение к родителям, друзьям. Развивать интерес к достижениям в общественной жизни. Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Чувство патриотизма. Доступно ли оно малышам?Малышам, особенно детям старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родной семье, родному городу, к природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большая дорога маленького гражданина начинается с детского сада, где начинают прививаться патриотические чувства. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности ребёнка, а затем взрослого человека. Вот почему патриотическое воспитание дошкольников – это основа формирования будущего гражданина. В нашем детском дошкольном учреждении работа по патриотическому воспитанию реализуется поэтапно по трём направлениям: работа с детьми, родителями, педагогами. Все направления связаны между собой и включают в себя: знакомство с родным краем, родным городом, с государственной символикой. К средствам патриотического воспитания относятся: устное народное творчество; декоративно–прикладное искусство; музыка; художественная литература; игра; самостоятельная деятельность детей. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу. Причём, такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а были естественными и гармонично наполняли его мировоззрение. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье, родному дому, детскому саду, городу, чувство гордости за достижения соотечественников. Воспитание любви к Родине у ребёнка начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш. И хотя многие впечатления ещё не осознаны, но они прошли через детское восприятие и играют большую роль в становлении личности патриота. Педагоги утверждают систему работы для каждой возрастной группы. Разрабатывают критерии знаний для детей по патриотическому воспитанию, перспективно-тематический план мероприятий по теме для каждой возрастной группы, сценарии праздников и развлечений. Подбирают необходимый художественно-литературный материал, приобретают соответствующий наглядно-иллюстративный материа, оформляют накопительный материал. В нашем садике проводились педагогические советы не тему: «Поведение взрослых и поведение детей», «Детский сад в жизни семьи и детей», «Воспитание для жизни в семье и в обществе». В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив работает под девизом: «Будущее зависит от тебя, а ты зависишь от прошлого и настоящего». На протяжении всего учебного года педагоги с детьми ведут беседы, экскурсию к Памятнику Славы 9 Мая и 22июня, проводят запланированные мероприятия на тему «Никто не забыт, ничто не забыто». В мае проходит неделя «Георгиевская ленточка». Весь персонал детского сада и дети повязывают ленточку, отдавая дань погибшим во время Великой Отечественной войны. Патриотическое воспитание нельзя проводить без родителей. В нашем детском дошкольном учреждении проводятся следующие формы работы с родителями: дни открытых дверей; организация совместно с родителями выставок и экскурсий; совместное проведение праздников. Тематика дней открытых дверей в нашем дошкольном учреждении была таковой: «Новогодняя игрушка», «Экологическое воспитание в семье и в детском саду», «Насилие в семье», «Детская агрессия», Будущее детей в наших руках». 12 декабря 2012 г. в нашем детском саду прошёл день открытых дверей на тему «Моя семья». Воспитатель старшей группы Киосе М. П. вместе с семьями Давидогло, Топал, Мечиняну показали, как дружно они живут. Каждая семья составила и показала Древо семьи. А семья Кывыржик продемонстрировала свой семейный герб. Родители несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка. А детский сад оказывает родителям помощь в выполнении этих обязанностей. Дети должны знать историю своей семьи. А как интересно и познавательно проходят занятия, на которых речь идёт о происхождении фамилий: Давидогло – Давид (Царь Давид), оглу (сын); Даалы (отшельник). Большинство молдавских и гагаузских фамилий произошли из уличных прозвищ: Братан, Каварналы. Некоторые фамилии образовывались из профессии людей: Фычижи( бочка ) – тот, кто делал бочки; Кеменчижи (скрипка) - тот, кто делал скрипки; Чобан (пастух) – тот, кто пасёт овец. По физическим данным: Кыса (короткий), Топал (хромой). Некоторые люди получили свою фамилию из-за любви к цветам: Караман (гвоздика); Трандафир (роза). Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, в котором живёт, а затем и со страной, её столицей и с символами. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с семьёй, с жизнью в родном городе и стране, где живёшь. Не зная, как любили и берегли её предки, наши отцы и деды. Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте. У нас в дошкольном учреждении создан музей молдавской и гагаузской культуры, где преподаватели молдавского и гагаузского языков ведут занятия с детьми дошкольного возраста. Беседуют с ними о родном городе Вулканешты, о Республике Молдова, о родном крае Гагаузии. Рассказывают и показывают детям быт людей, которые жили когда-то в наших местах. Стало традицией проводить в детском саду совместно с родителями выставки поделок из овощей и фруктов. А с какой фантазией взрослые относятся к изготовлению мэрцишоров! Уже 12 лет в нашем детском саду проводится фестиваль «Мэрцишор», куда приглашаются детские коллективы из Кагула, детского сада №4, сел Александфельд и Колибашь. А как дети ждут Нового года, Деда Мороза с подарками и с его зимней сказкой! И родители и педагоги устраивают им эту сказку. 23 февраля гостями в детском саду становятся дедушки, папы старшие братья, солдаты пограничных войск. Масса впечатлений остаётся у детей и взрослых об услышанном и увиденном. Летом ребята старших групп ездят в гости на погранзаставу, где знакомятся с бытом солдат, техникой, оружием, с овчарками. В процессе разнообразной деятельности по воспитанию чувств гражданственности и патриотизма дети приходят постепенно к пониманию того, что мы Родиной зовём. Говоря о воспитании патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличить плохое от хорошего, чтобы он развивал в себе те качества и ценности, благодаря которым мы скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины. Людмила ЛЯМЗИНА, директор Вулканештского д/с №7 |