И вот что самое удивительное: хотя в проекте Кодекса об образовании черным по белому записано, что студентом может стать только выпускник лицея, получивший звание бакалавра, ректоры вузов, как и, естественно, несостоявшиеся бакалавры, все — дружно и не случайно! — наплевали на данный пункт еще не утвержденного парламентом кодекса.
Это — к вопросу об авторитете нынешней власти вообще и адекватности Министерства образования в частности. А еще данный сигнал, посланный министру госпоже Санду многими вузами страны, говорит и о том, что нельзя до бесконечности ломать «через колено» образовательную систему, не беря в расчет конкретные реалии нынешней жизни.
Вот один из главных вопросов, на который выпускникам следующего года власть обязана дать ответ: почему тот же выпускник, не озабоченный непременным получением диплома на степень бакалавра, не может самостоятельно решать свою дальнейшую судьбу? Почему ему после окончания лицея не позволено на каких-то иных условиях (их надо продумать, а для этого и существует Министерство просвещения) поступать в вуз или получить средне-специальное образование?
Вузов много, студентов мало
Напомним, в 2014–2015 учебном году выпускные экзамены БАКа сдавали 27 тысяч 604 выпускника, дипломы бакалавра получили 12 тысяч 145 человек, то есть всего 56 процентов от общего числа выпускников.
Насколько можно понять изо всех выступлений на «БАКовскую тему» Майи Санду, по данному показателю мы наконец-то догнали Европу (!). Однако госпожа министр явно лукавит, потому как по отрицательным показателям наше образование уже впереди Европы всей — там количество не сдавших БАК обычно не превышает 30 процентов. Обогнали все-таки… Какая радость!
Но вернемся к нашим, отечественным показателям. Делим, отнимаем, умножаем и в итоге получаем более шести тысяч незаполненных студенческих мест, на которые претендентов просто не может быть. Другими словами: вузов много, студентов мало! И это при том, что в нынешнем году число вузов сократилось: было 34, осталось 30.
При таком дефиците студентов о каком качестве знаний абитуриентов можно говорить, о каких там проходных баллах? Любой, даже самый «двоечный», абитуриент — на вес золота.
Подобной неразберихи, путаницы, смещения всех понятий в истории образования нашей страны еще не было! Это факт очевидный.
Вдумаемся: сначала выпускников лицеев вовсю гнобят на выпускных экзаменах, а потом их же, в том числе и двоечников, с готовностью принимают в вузы, потому как и профессорам тоже «кушать хотца». Посеян этот раздрай и полная бестолковщина с позволения и благословения посланницы МВФ Майи Санду, чьи неадекватные действия, несомненно, способствуют развалу образования нашей страны.
Массовый исход
В настоящее время из-за неадекватных и бестолковых требований к школе, в том числе и прежде всего к процедуре сдачи выпускных экзаменов, из соседних с Приднестровьем районов массово переходят туда на учебу учащиеся Молдовы, что дает им возможность поступать в российские вузы.
Добавим к этому не менее пяти тысяч выпускников, ежегодно приглашаемых в румынские вузы. Сегодня в этот реестр может быть включена и Германия, куда ежегодно отправляются сотни наших не худшего «качества» выпускников с тем, чтобы после окончания немецких вузов лишь время от времени навещать родные места — уже в качестве граждан Германии.
А что может предложить выпускникам нынешняя власть Молдовы, кроме металлоискателей на экзаменах и унизительных «шмонов» с заглядыванием экзаменующимся, пардон, под юбки. Результаты — вот они: «неуды» на БАКе и пустые аудитории в институтах.
Текст: Марина Витина