Операция «Ликвидация»
Согласно Кодексу об образовании, скроенному по лекалам МВФ и, кстати, пока не принятому парламентом, любой лицей имеет право на этот статус, если в нем открыто не менее двух десятых классов (но лучше, если их четыре), а количество учащихся в каждом из них — не менее двадцати пяти человек.
Если же на данный показатель лицей не тянет, то он понижается в статусе и легким движением росчерка пера «образовательного» чиновника превращается в гимназию, то есть в девятилетку — с вытекающими отсюда последствиями для выпускника. Кто же «сконструировал» этот заколдованный круг?
А вместо лицеев — выжженная пустыня
Как заметил директор столичного лицея имени академика Сибирского, доктор физико-математических наук Павел Михайлович Макарь, если эти карательные меры останутся в силе, то закрытие грозит не только абсолютному большинству сельских лицеев, но и многим столичным. А в результате от лицейского образования в Молдове останется выжженная пустыня. И судя по всему именно к тому все идет: будем «штамповать» для Европы полуграмотных недоучек, которые смогут заниматься только подмыванием и подтиранием европейских инвалидов.
Только факты: в настоящее время полупустыми остаются более 300 классов во многих столичных школах из-за нехватки учащихся. В новом учебном году на целую тысячу уменьшилось число первоклассников — с 35 тысяч в прошлом году до 34 тысяч в нынешнем. На несколько десятков тысяч сократилось общее число школьников.
И еще: если пятнадцать лет назад дети составляли 25 процентов населения страны, сегодня их не более 15 процентов.
Кто на новенького?
Многие директора школ напоминают о том, что при формировании лицейских классов, согласно Закону об образовании, прежде всего должны учитываться интересы школьников, а главная задача соответствующих органов образования состоит в том, чтоб эти условия подрастающему поколению обеспечить. Это на бумаге все так привлекательно и правильно. Но если, к примеру, в лицее 38 учащихся, желающих учиться в десятом классе, то этот количественный расклад — убийственный, потому что «затолкать» почти сорок учащихся в один класс невозможно, а на два их не хватает. Ушлые финансисты из Минпросвещения советуют близлежащим лицеям объединяться и «одалживать» учащихся друг у друга. Но какой директор пожелаем отдать своих учеников другому лицею?
Выход из этой ситуации только один: официально, через приказ министра, разрешить открытие десятых классов в зависимости от конкретной ситуации. И если, к примеру, в сельской школе «до плана» не хватает пять-шесть учащихся, то закрывать дорогу к получению образования остальным 18-19 учащимся никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права. Конституция, да и тот же Кодекс гарантируют каждому в нашей стране получение обязательного образования до 18 лет. Точка.
В комментарии для «Пульса» директор столичного лицея имени Ломоносова Людмила Павловна Гурьева отметила, что сегодня из-за того, что «директор школы вынужден любыми способами «добывать» учеников, приводит к нездоровой конкуренции между учебными заведениями и их руководством». Если такой подход и есть оптимизация в действии, то кому она нужна?
«Ненужные» дети
Мы пожинаем печальные итоги мутных 90-х годов, когда у власти оказались идейные соратники нынешних «демократов». Ежегодно Молдову покидают тысячи и тысячи наших граждан – с тем, чтоб больше в родные края не возвращаться. Только из трех районов Молдовы – Глодянского, Чимишлийского и Оргеевского за последние четыре года родители увезли на ПМЖ в Европу более пяти тысяч детей.
Такая же картина в других районах. По данным ЮНИСЕФ в Молдове сегодня не посещают школу сорок тысяч детей. Население страны сокращается, падает рождаемость, растет миграция — на этом катастрофическом фоне вместо того, чтобы инвестировать в образование, власти закрывают школы.