Уважаемые коллеги!
Победа на парламентских выборах 2001 г. Партии коммунистов (ПКРМ)
вызвала недоумение, и шок у большей части политического сообщества
страны, особенно праволиберальной ориентации. Дело в том, что такой
вариант исхода выборов ими даже не рассматривался. Максимум что
допускали все без исключения политологи и эксперты для ПКРМ – это
повторение успеха 1998 г. – 40 депутатов в парламенте. Все были уверены,
что победу одержат партии либерального толка. Не меньшее
удивление известие о победе коммунистов в Молдове вызвало и за ее
пределами. Эта новость носила поистине сенсационный характер. Считалось,
что после распада Восточного блока и Советского союза в 1991 году это
невозможно по определению. Большинство экспертов и
наблюдателей оценили этот факт как случайность, недоразумение, некий
«вывих» политический системы страны и стали ожидать быстрого
банкротства, поражения и полного провала Партии коммунистов. Недоброжелатели и оппоненты пугали общество тем, что произойдет: - национализация всех основных предприятий; - отмена частной собственности; - возврат к социализму советского образца. - сведение счетов с неугодными лицами.
Конечно в первую очередь за этими «прогнозами» крылись опасения и
страх расследования злоупотреблений 90-х гг., когда было разграблено
национальное достояние страны, появились первые миллионеры, которые, как
правило, в недавнем прошлом занимали различные посты в правительстве,
парламенте, президентском аппарате. В 2001 году Партия
коммунистов одержала абсолютную победу, получив 71 место в парламенте. В
этой ситуации ПКРМ, если бы руководствовалась корыстными,
властолюбивыми целями, подобно АЕИ в 2009-2010 гг., могла бы сделать
все, что угодно: сменить политический строй, избрать пожизненного
президента, изменить по своему усмотрению Конституцию, запретить партии,
которые ее не устраивали и т.д. Ничего подобного не произошло и не
могло произойти, потому что партией руководили ответственные люди, не
мечтающие о власти авантюристы. Те, кто ожидал
экономического апокалипсиса, политических расправ, возврата в прошлое -
просчитались. Основу подхода ПКРМ в экономике и политике составил
выверенный прагматизм.
Во-первых, ПКРМ не
пошло по пути создания партийного правительства. Многие министры и
чиновники прежнего правительства сохранили свои посты. Прежде всего,
ценились профессиональные качества. Во-вторых, в течение
нескольких месяцев был наведен порядок в финансовой сфере. Был
установлен контроль над государственной казной. От финансовых потоков
отлучены сомнительные личности и малопонятные субъекты, которые
распоряжались государственными средствами. Как только навели порядок,
сразу нашлись деньги на выплату зарплат, пенсий, пособий, стипендий.
Стали погашаться задолженности по выплатам. Напомню, что до прихода к
власти ПКРМ некоторые категории граждан не получали свои законные деньги
– зарплаты, пенсии, стипендии, пособия за 1998 и 1999 годы!
Боле того, новая власть нашла возможность для повышения зарплат и
пенсий пусть поначалу и небольшого. Те кто, сегодня готов позубоскалить
по этому поводу, или склонен принизить значение этих достижений, пусть
сравнит итоги первого года пребывания у власти ПКРМ с итогами полутора
лет правления Альянса. В частности, ту вакханалию с ростом цен, тарифов,
и одновременным снижением уровня жизни людей, которые мы наблюдаем в
течение всего этого времени, особенно после повторного пришествия АЕИ к
власти. В-третьих, был продолжен процесс либеральных реформ, в
частности продолжилась приватизация. Одновременно были прекращены
экономические войны между кланами. В-четвертых, Молдова
продолжила конструктивное сотрудничество с международными финансовыми
организациями, однако отказалось от бездумного заимствования. Впрочем,
тогда и МВФ, Мировой банк и другие приостановили свои программы в
Молдове (в 2006 г. МВФ вернулся, но работал уже на условиях официального
Кишинева в интересах страны и общества). В-пятых,
прагматизм и профессиональный подход стал преобладать и во внешней
политике. Вместо ожидаемой оппонентами изоляции Молдовы, последовало
развитие сотрудничества и с Западом и с Востоком. Итоги первого года.
Был восстановлен порядок в органах власти, установлена жесткая
финансовая дисциплина, прекратились борьба между ветвями власти и
политическими кланами. Был нанесен удар по теневой экономике, кумовству и коррупции.
В страну вернулась политическая стабильность, которая самым
благотворным образом сказалась на социально-политическом положении
страны. Постепенно стало восстанавливаться доверие к власти.
Главный результат: при отсутствии внешнего финансирования и инвестиций,
несовершенстве законодательства, наличии крупного внешнего долга,
который остался в наследство от прежних, либеральных властей, ПКРМ в
течение первого года сумели добиться впечатляющих успехов. Рост ВВП в 2001 г. составил 4 %. Экономический рост – 5 %. Рост в промышленности – от 10-20 до 60 %. В сельском хозяйстве производство зерна выросло на 44 %, сахарной свеклы на 10 %, фруктов на 23 %. Инфляцию удалось сдержать на уровне 1 %.
Началась программа газификации всей страны (в 2001 г. было
газифицировано 7 % населенных пунктов РМ, в 2009 г – 94 %; за полтора
года пребывания у власти АЕИ – не было газифицировано ни одного
населенного пункта!) После прихода к власти ПКРМ оживился малый и средний бизнес. Увеличился объем внешней торговли. В социальной сфере – на 20 % были снижены цены на хлебобулочные изделия. Удалось понизить цены на коммунальные услуги.
В течение года пенсии были повышены на 61,4 %. Правительство полностью
рассчиталось с задолженностью перед пенсионерами. Среднемесячная
зарплата была повышена на 30 %. , в том числе на 20 % учителям и
стипендии студентам. И это притом, что на обслуживание
внешнего долга руководство Молдовы вынуждено было направить в 2001 г. 40
% всех бюджетных поступлений, а в 2002 г. – 75 %. Без преувеличения можно сказать, что в 2001 году Молдова стала на путь экономического и социального возрождения. Коммунисты шли на выборы с программой, которую оппоненты называли популистской и несбыточной. ПКРМ намеревалась: - восстановить реальный сектор экономики; - повысить собираемость налогов; - пресечь контрабанду нефтепродуктами, алкоголем и табаком; - установить государственный контроль над ценами на энергоресурсы; - развернуть борьбу с коррупцией; - сократить госаппарат и расходы на его содержание. - восстановить социальные обязательства государства перед населением. Практически все пункты программы были выполнены в течение 2001-2005 гг. С 2001 г. экономика Молдовы стала расти с темпами 6-7 % в год. За 4 года ВВП Молдовы был удвоен. Консолидированный бюджет вырос с 330 млн. долларов в 2002 году до 1 млрд. в 2005 г.
Объем промышленной продукции увеличился в 2, 5 раза,
сельскохозяйственной – в полтора раза, (в частности производство вина
удвоилось и составило в 2004 г. – 19 млн. декалитров). Число промышленных предприятий выросло с 1897 в 2000 г. до 2615 в 2004 г.
Произошел настоящий прорыв в социальной политике. К 2004 году
численность населения, доходы которых были ниже прожиточного минимума,
сократилась с 60 % в 2001году, до 30 %. Находясь у власти, ПКРМ провела реформу науки и здравоохранения, налоговую амнистию ликвидировала организованную преступность.
Ярким показателем успешности политики Партии коммунистов является
демографическое положение в Молдове. За годы правления ПКРМ
демографический кризис, который разразился в середине 90-х годов,
прекратился. В 2004-2006 гг. число родившихся стало опережать число
умерших. Характерно, что в 2009 г. сразу после прихода к
власти АЕИ в Молдову демографический кризис вернулся. Этот, а также
другие факты, свидетельствующие против АЕИ, не затушевать никакими
бодрыми реляциями о мнимых успехах и выдуманных достижениях.
Главные выводы и уроки
1. Можно навести порядок в стране если у власти находится
профессиональная патриотично настроенная команда, которая самостоятельна
в своих действиях и руководствуется не советами МВФ и Ко, а интересами
общества и государства. При этом вовсе не обязательно брать кредиты.
Решать проблемы страны можно, опираясь на внутренние ресурсы и резервы, а
также за счет грамотного менеджмента. 2. Пример пребывания у власти ПКРМ показывает, что реформы не обязательно сопровождаются палением уровня жизни и ростом цен.
3. Либеральны преобразования и подходы могут быть лекарством, при
соответствующем государственном подходе, и настоящим ядом, если
государство устраняется от регулирования в этой сфере. 4.
ПКРМ может не только побеждать на выборах, но и успешно управлять
государством и обществом. 2001-2005 гг. были первым успешным периодом в
истории современной Молдовы. 5. Партия коммунистов стала первой политической силой, которая попыталась по настоящему решить приднестровский конфликт. 6. ПКРМ продемонстрировала отсутствие догматизма, готовность и способность к творческому подходу в идеологии и практике.
7. ПКРМ не только практически, но и теоретически осмыслила и
проанализировала свой опыт, что впоследствии нашло отражение в новой
программе партии. Наследие и опыт ПКРМ вызывает огромный интерес во всем
мире. Стоит ли удивляться тому, что на парламентских выборах в 2005 г. ПКРМ снова одержала убедительную победу?
История пребывания ПКРМ у власти разительно отличается оттого, что мы
наблюдаем в настоящее время. В очередной раз подтвердилась поразительная
закономерность: как только в той или иной стране правительство
перестает критически воспринимать рекомендации МВФ, как только начинает
относиться к ним, как к догме, не подлежащей пересмотру, немедленно
начинается падение уровня жизни населения, рост цен и тарифов, рост
инфляции и т.д. И что любопытно, зарубежные «эксперты» и «специалисты»
наперебой хвалят такое правительство за «смелость» в реформах и
«выдающиеся успехи». Точно так же как в 90-е расхваливали руководство
России (Б. Ельцина, А. Чубайса, Е. Гайдара), Киргизию и Грузию. Сегодня МВФ и европейские чиновники в восторге от успехов «реформ» Альянса.
На основе опыта всех без исключения (!) стран - бывших республик СССР, в
том числе и Молдовы 90-х годов, а также Восточной Европы ответственно
заявляю: не наступит стабильности в экономической и
социально-политической жизни Молдовы до тех пор, пока руководство страны
действует по указаниям извне и влезает в долговую кабалу.
Пример ПКРМ 2001-2005 гг. убедительно свидетельствует: есть иной,
нормальный путь, при условии, что власть руководствуется интересами
народа и страны, а не корыстью, амбициями, и советами из-за рубежа. |