Коммунистический cоюз   молодежи Молдовы АТО Гагаузия
г. Вулканешты
Четверг, 16/05/24, 22:24
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу примарии Вулканешт?
Всего ответов: 305
Главная » 2011 » Февраль » 22 » Выступление депутата Зураба Тодуа
Выступление депутата Зураба Тодуа
11:56

Уважаемые коллеги!

    Победа на парламентских выборах 2001 г. Партии коммунистов (ПКРМ) вызвала недоумение, и шок у большей части политического сообщества страны, особенно праволиберальной ориентации. Дело в том, что такой вариант исхода выборов ими даже не рассматривался. Максимум что допускали все без исключения политологи и эксперты для ПКРМ – это повторение успеха 1998 г. – 40 депутатов в парламенте. Все были уверены, что победу одержат партии либерального толка.
 
  Не меньшее удивление известие о победе коммунистов в Молдове вызвало и за ее пределами. Эта новость носила поистине сенсационный характер. Считалось, что после распада Восточного блока и Советского союза в 1991 году это невозможно по определению. 
   
Большинство экспертов и наблюдателей оценили этот факт как случайность, недоразумение, некий «вывих» политический системы страны и стали ожидать быстрого банкротства, поражения и полного провала Партии коммунистов.
    
Недоброжелатели и оппоненты пугали общество тем, что произойдет:
    - национализация всех основных предприятий;
   - отмена частной собственности;
    - возврат к социализму советского образца.
    - сведение счетов с неугодными лицами.
  
 Конечно в первую очередь за этими «прогнозами» крылись опасения  и страх расследования злоупотреблений 90-х гг., когда было разграблено национальное достояние страны, появились первые миллионеры, которые, как правило, в недавнем прошлом занимали различные посты в правительстве, парламенте, президентском аппарате.
  
 В 2001 году Партия коммунистов одержала абсолютную победу, получив 71 место в парламенте. В этой ситуации ПКРМ, если бы руководствовалась корыстными, властолюбивыми целями, подобно АЕИ  в 2009-2010 гг., могла бы сделать все, что угодно: сменить политический строй, избрать пожизненного президента, изменить по своему усмотрению Конституцию, запретить партии, которые ее не устраивали и т.д. Ничего подобного не произошло и не могло произойти, потому что партией руководили ответственные люди, не мечтающие о власти авантюристы.
  
 Те, кто ожидал экономического апокалипсиса, политических расправ, возврата в прошлое - просчитались. Основу подхода ПКРМ в экономике и политике  составил выверенный прагматизм.

   Во-первых, ПКРМ не пошло по пути создания партийного правительства. Многие министры и чиновники прежнего правительства сохранили свои посты. Прежде всего, ценились профессиональные качества.
   
Во-вторых, в течение нескольких месяцев был наведен порядок в финансовой сфере. Был установлен контроль над государственной казной.  От финансовых потоков отлучены  сомнительные личности и малопонятные субъекты, которые распоряжались государственными средствами.  Как только навели порядок, сразу нашлись деньги на выплату зарплат, пенсий, пособий, стипендий. Стали погашаться задолженности по выплатам.   Напомню, что до прихода к власти ПКРМ некоторые категории граждан не получали свои законные деньги – зарплаты, пенсии, стипендии, пособия за 1998 и 1999 годы!
  
 Боле того, новая власть нашла возможность для повышения зарплат и пенсий пусть поначалу и небольшого. Те кто, сегодня готов позубоскалить по этому поводу, или склонен принизить значение этих достижений,  пусть сравнит итоги первого года пребывания у власти ПКРМ с итогами полутора лет правления Альянса. В частности, ту вакханалию с ростом цен, тарифов, и одновременным снижением уровня жизни людей, которые мы наблюдаем в течение всего этого времени, особенно после повторного пришествия АЕИ к власти.
  
В-третьих, был продолжен процесс либеральных реформ, в частности продолжилась приватизация. Одновременно были прекращены экономические войны между кланами.
  
 В-четвертых,  Молдова продолжила конструктивное сотрудничество с международными финансовыми организациями, однако отказалось от  бездумного заимствования. Впрочем, тогда и МВФ, Мировой банк и другие приостановили свои программы в Молдове (в 2006 г. МВФ вернулся, но работал уже на условиях официального Кишинева в интересах страны и общества).
   
В-пятых, прагматизм и профессиональный подход стал преобладать и во внешней политике. Вместо ожидаемой оппонентами  изоляции Молдовы, последовало развитие сотрудничества и с Западом и с Востоком. 
 
 Итоги первого года.
  
 Был восстановлен порядок в органах власти, установлена жесткая финансовая дисциплина, прекратились борьба между ветвями власти и политическими кланами.
  
 Был нанесен удар по теневой экономике, кумовству и коррупции.
   
В страну вернулась политическая стабильность, которая самым благотворным образом сказалась на социально-политическом положении страны.
 
 Постепенно стало восстанавливаться доверие к власти.
  
Главный результат: при отсутствии внешнего финансирования и инвестиций, несовершенстве законодательства, наличии крупного внешнего долга, который остался в наследство от прежних, либеральных властей, ПКРМ в течение первого года сумели добиться впечатляющих успехов.
  
  Рост ВВП в 2001 г. составил 4 %.
  Экономический рост – 5 %.  
  Рост в промышленности – от 10-20 до 60 %.
  В сельском хозяйстве производство зерна  выросло на 44 %, сахарной свеклы на  10 %, фруктов на 23 %.
 Инфляцию удалось сдержать на уровне 1 %.  
 Началась программа газификации всей страны (в 2001 г. было газифицировано 7 % населенных пунктов РМ, в 2009 г – 94 %; за полтора года пребывания у власти АЕИ – не было газифицировано ни одного населенного пункта!)
 После прихода к власти ПКРМ оживился малый и средний бизнес.
 Увеличился объем внешней торговли.
  В социальной сфере – на 20 % были снижены цены на хлебобулочные изделия. Удалось понизить цены на коммунальные услуги.
 В течение года пенсии были повышены на 61,4 %. Правительство полностью рассчиталось с задолженностью перед пенсионерами. Среднемесячная зарплата была повышена на 30 %. , в том числе на 20 % учителям и стипендии студентам.
  
 И это притом, что на обслуживание внешнего долга руководство Молдовы вынуждено было направить в 2001 г. 40 % всех бюджетных поступлений, а в 2002 г. – 75 %. 
  
Без преувеличения можно сказать, что в 2001 году Молдова стала на путь экономического и социального возрождения.
  
 Коммунисты шли на выборы с программой, которую оппоненты называли популистской и несбыточной. ПКРМ намеревалась:
     - восстановить реальный сектор экономики;
     - повысить собираемость налогов;
     - пресечь контрабанду нефтепродуктами, алкоголем и табаком;
     - установить государственный контроль над ценами на энергоресурсы;
    - развернуть борьбу с коррупцией;
    - сократить госаппарат и расходы на его содержание.
   - восстановить социальные обязательства государства перед населением.
      Практически все пункты программы были выполнены в течение 2001-2005 гг.
     С 2001 г. экономика Молдовы стала расти  с темпами 6-7 % в год.
    За 4 года ВВП Молдовы был удвоен. Консолидированный бюджет вырос с 330 млн. долларов в 2002 году до  1 млрд. в 2005 г. 
   
Объем промышленной продукции увеличился в 2, 5 раза, сельскохозяйственной – в полтора раза, (в частности производство вина удвоилось и составило в 2004 г. – 19 млн. декалитров). 
   
Число промышленных предприятий выросло с 1897 в 2000 г. до 2615 в 2004 г.
  
 Произошел настоящий прорыв в социальной политике. К 2004 году  численность населения, доходы которых были ниже прожиточного минимума, сократилась с 60 %  в 2001году, до 30 %.
  
 Находясь у власти, ПКРМ провела реформу науки и здравоохранения, налоговую амнистию ликвидировала организованную преступность.
 
 Ярким показателем успешности политики Партии коммунистов является демографическое положение в Молдове. За годы правления ПКРМ демографический кризис, который разразился в середине 90-х годов, прекратился.  В 2004-2006 гг. число родившихся стало опережать число умерших. 
  
Характерно, что в 2009 г. сразу после прихода к власти АЕИ в Молдову демографический кризис вернулся. Этот, а также другие факты, свидетельствующие против АЕИ, не затушевать никакими бодрыми реляциями о мнимых успехах и выдуманных достижениях.

    Главные выводы и уроки

     1. Можно навести порядок в стране если у власти находится профессиональная патриотично настроенная команда, которая самостоятельна в своих действиях и руководствуется не советами МВФ и Ко, а интересами общества и государства. При этом вовсе не обязательно брать кредиты. Решать проблемы страны можно, опираясь на внутренние ресурсы и резервы, а также за счет грамотного менеджмента.
  
 2. Пример пребывания у власти ПКРМ показывает, что реформы не обязательно сопровождаются палением уровня жизни и ростом цен.
  
  3. Либеральны преобразования и подходы могут быть лекарством, при соответствующем государственном подходе, и настоящим ядом, если  государство устраняется от регулирования в этой сфере.
  
 4. ПКРМ  может не только побеждать на выборах, но и успешно управлять государством и обществом. 2001-2005 гг. были первым успешным периодом в истории современной Молдовы.
  
5. Партия коммунистов стала первой политической силой, которая попыталась по настоящему решить приднестровский конфликт.
  
 6. ПКРМ продемонстрировала отсутствие догматизма, готовность и способность к творческому подходу в идеологии и практике.
  
 7. ПКРМ не только практически, но и теоретически осмыслила и проанализировала свой опыт, что впоследствии нашло отражение в новой программе партии. Наследие и опыт ПКРМ вызывает огромный интерес во всем мире.
  
 Стоит ли удивляться тому, что на парламентских выборах  в 2005 г. ПКРМ снова одержала убедительную победу?
   
История пребывания ПКРМ у власти разительно отличается оттого, что мы наблюдаем в настоящее время. В очередной раз подтвердилась поразительная закономерность: как только в той или иной стране правительство перестает критически воспринимать рекомендации МВФ, как только начинает относиться к ним, как к догме, не подлежащей пересмотру, немедленно начинается падение уровня жизни населения, рост цен и тарифов, рост инфляции и т.д. И что любопытно, зарубежные «эксперты» и «специалисты» наперебой хвалят такое правительство за «смелость»  в реформах и «выдающиеся успехи». Точно так же как в 90-е расхваливали руководство России (Б. Ельцина, А. Чубайса, Е. Гайдара), Киргизию и Грузию. 
   
Сегодня МВФ и европейские чиновники в восторге от успехов «реформ» Альянса.
    
На основе опыта всех без исключения (!) стран - бывших республик СССР, в том числе и Молдовы 90-х годов, а также  Восточной Европы ответственно заявляю: не наступит стабильности в экономической и социально-политической жизни Молдовы до тех пор, пока руководство страны действует по указаниям извне и влезает в долговую кабалу.
    
Пример ПКРМ 2001-2005 гг. убедительно свидетельствует: есть иной, нормальный путь, при условии, что власть руководствуется интересами народа и страны, а не корыстью, амбициями, и советами из-за рубежа.

Просмотров: 552 | Добавил: tiutin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz