Под фальшивым предлогом
Очередным репрессиям со стороны функционеров от правящей коалиции правозащитники подверглись в канун нового, 2014 года. Как обычно, в конце декабря 2013-го руководство организации направило правительству официальный отчет о своей деятельности за прошедший год, после рассмотрения которого деятельность структуры должна быть автоматически продлена еще на год. Однако затем, участвуя в судах по делам своих клиентов, сотрудники организации вдруг обнаружили, что таковой больше не существует — судебные инстанции затребовали от них удостоверяющие документы о том, что организация действительно работает и официально зарегистрирована. Юристы — люди скрупулезные и внимательные, поэтому всегда могут документально доказать каждый свой шаг. Вот и сейчас правозащитники республиканской организации завалили письмами и заявлениями все возможные инстанции, с юридической точностью представив документы, подтверждающие, за каким номером и какого числа отчет организации был зарегистрирован правительством и когда материалы были направлены в Минюст и Минэкономики. Однако, несмотря на все письменные доказательства, в обоих министерствах разводят руками и утверждают, что никакого отчета в глаза не видели. А значит, общественная организация по защите прав потребителей не имеет более права продолжать свою деятельность. До тех самых пор, пока заново не зарегистрируется. Сдается, что потерялись документы в коридорах Минюста под руководством ставленника партии Филата не случайно. Понятно и другое, что на новую регистрацию уйдут месяцы.
Рука руку моет
Председатель Республиканской общественной организации «Защита потребителя» Петр Гуцул все претензии против руководимой им правозащитной группы называет надуманными и утверждает, что таким образом власти пытаются задушить деятельность единственной организации, которая не на словах, а делом помогает обманутым потребителям восстановить их нарушенные права. «Население узнало о нас больше, соответственно, все больше народу обращается в организацию за помощью. И сейчас у наших клиентов в судах множество дел, — заявил он в комментарии для «Пульса». —Большинство претензий у населения к НАРЭ, «Термокому», «Апэ-каналу», ЖКХ и т. д.».
По его словам, в этом году организация провела много рейдов по проверке крупных и мелких магазинов на наличие некачественных продуктов. Серьезным проверкам подвергся и общественный транспорт — маршрутки, такси. Понятное дело, что выявленные нарушения прав потребителей в различных сферах стали основанием для серьезных исковых заявлений в судебные инстанции. Такая прыть явно пришлась не по нраву госчиновникам.
Значит ли это, что молдавские либерально-демократические власти не просто не заинтересованы в том, чтобы недобросовестные поставщики услуг, нелегальные автоперевозчики, нерадивые производители продуктов питания и нечистые на руку торговые представители понесли заслуженное наказание, но и активно поощряют их незаконную и порой опасную для жизни и здоровья граждан деятельность? По словам Петра Гуцула, абсолютно очевидно, что работа по закрытию в стране самого влиятельного правозащитного центра ведется целенаправленно. И основания для этого нынешняя власть, как обычно, придумала самые нелепые, чисто бюрократические и, конечно, незаконные.
«У них же рука руку моет. Один «кормится» от завышенных цен за воду, навязанных Apa-canal. Другой «курирует» Termocom, который стал незаконно взимать деньги за транзит централизованного отопления через квартиры с автономкой и растратил 1 миллиард 595 миллионов 600 тысяч леев бюджетных средств. Третий получает немалые средства от продажи приборов учета, которые на деле должны устанавливаться бесплатно, и так далее, — сетует глава организации. — Мы столько дел в судах сейчас ведем именно по всем этим структурам! Вот и не нравится наша бурная деятельность властям».
Репрессии в действии
А ведь попытки помешать деятельности общественной организации начались сразу после прихода либералов и демократов к власти. Прикрыть «слишком деятельных» правозащитников пытались еще в 2009 году. Тогда организации неимоверными усилиями удалось выстоять. Но само законодательство в области защиты прав потребителей с тех пор сильно изменилось, и не в самую лучшую сторону. Несмотря на то что с легкой руки европейских наставников-хозяев молдавских властей закон о защите прав потребителя получил статус органического, по совету все тех же еврокредиторов, из него была исключена статья 28, которая предусматривала реальные меры наказания для экономических агентов-нарушителей. Это оставило закон без действенных рычагов влияния, сделало его «беззубым» и мгновенно развязало руки недобросовестным поставщикам услуг и торговцам товарами.
Отчего же именно сейчас, в канун парламентских выборов, власти вновь оживились и с прежним усердием пытаются стереть с лица земли молдавской организацию по защите прав своих же соотечественников? По мнению ее председателя, такое рвение правительства связано еще и с его заявлениями в прессе о возможном участии в выборах-2014 в качестве независимого кандидата в депутаты. «Мне категорически не хотят дать возможность появиться в парламенте в качестве депутата, — уверен Петр Гуцул. — Зачем властям лишний рупор, который станет на каждом заседании трубить о том беспределе, который они творят в стране и столице. Вот они и пытаются заранее внушить людям, что наша организация нелегальна и работает незаконно».