Вы никогда не обращали внимание, что Демократическая партия по своей сути скорее напоминает преступную группировку, чем политическую организацию? Причём это вовсе не фигура речи, а буквальная характеристика.
Отличие политической партии от криминальной группы хорошо определяется через реакцию данных организаций на противозаконное поведение своих представителей. Если член какой-либо партии оказывается замешанным в скандальной истории, или в своей работе нарушает закон, то данное политформирование официально осуждает действия своего представителя или даже исключает из своих рядов. Иными словами, нормальная партия дорожит уважением своих избирателей и старается дистанцироваться от любых случаев, которые могут её дискредитировать.
По такому принципу действуют все западные партии, которым никогда не составляет труда признать ошибку своего члена, сохранив доверие населения. Но чаще свою вину признают сами провинившиеся политики. В европейской практике было немало случаев, когда мэры, депутаты или члены правительств добровольно покидали свои посты по самым незначительным с точки зрения их молдавских коллег причинам, - от использования плагиата в студенческой дипломной работе до нетрезвого вождения. Из недавних примеров - французский министр госбюджета Жером Каюзак подал в отставку на фоне начала расследования против него по подозрению в уклонении от уплаты налогов. Понимаете? Чиновника только подозревают и расследование только началось, а он уже подал в отставку. Насколько это необычно на фоне молдавской действительности.
Собственно, молдавская действительность заключается в том, что у нас Демократическая партия руководствуется логикой и моралью преступных сообществ, где вместо однопартийцев есть подельники, которых ни при каких обстоятельствах нельзя давать в обиду. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, проиллюстрируем наше утверждение рядом примеров:
- несколько месяцев назад вокруг Оргеевского интерната для детей с ограниченными возможностями разразился скандал, связанный с информацией о том, что воспитанников учреждения кормят кашей с червями. Помимо свидетельств о некачественном питании администрации интерната вменялось в вину воровство бюджетных средств. Парламентская оппозиция требовала снять руководителя интерната с должности и возбудить против неё уголовное дело за издевательства над детьми. Однако, за менеджера учреждения вступились депутаты Демократической партии, в руководящий состав которой, как оказалось, входит директор.
- в ночь на рождество 2012 года сотрудники дорожной полиции остановили на одной из кишиневских улиц автомобиль, за рулём которого в сильно нетрезвом состоянии оказался действующий министр культуры, представитель ДПМ Борис Фокша. Несмотря на видеосвидетельства, чиновник не только не подал в отставку, но и не понёс заслуженное наказание за пьяную езду. Никаких извинений от заведующего молдавской культурой не последовало. Г-н Фокша без смущения продолжил работать в своей должности.
- то, что представителям Демпартии разрешено садиться за руль в нетрезвом состоянии дал всем понять и однопартиец министра культуры, примар Чадыр-Лунги Георгий Орманжи. Более того, как показал г-н Орманжи, на видных демократов не распространяется ответственность и за нападение на полицейских. В ответ на требования общественности наказать горе-примара, его коллеги по ДПМ в лице руководства Народного собрания Гагаузии стали обвинять в случившемся инциденте полицию и своих политических оппонентов, которые «спланировали» (!) этот инцидент.
- Депутат от ДПМ Валерий Гума, имеющий бизнес в Румынии, был осужден трибуналом этой страны на 4 года лишения свободы по делу о коррупции в особо крупных размерах. Сам парламентарий считает себя невиновным. По его словам, решение румынского суда принято «под влиянием некоторых политических сил Молдовы, заинтересованных в дискредитации ДПМ, членом которой он является». Депутаты-коммунисты попытались добиться создания парламентской комиссии для расследования этого случая. Однако лидер демократов Мариан Лупу отклонил это предложение, заявив, что Гумма невиновен.
- Пожалуй, самый нашумевший случай применения принципа «своих не сдаём» произошёл с бывшим генпрокурором РМ Валерием Зубко, который во время участия в «царской охоте», как утверждают, по неосторожности смертельно ранил одного из охотников. Под огромным давлением общественности был вынужден подать в отставку. Участие в случившейся трагедии обошлось ставленнику демократов примерно в месячную зарплату.
Мы перечислили только самые нашумевшие случаи. Но подобных примеров, только менее раскрученных, можно привести ещё вагон и маленькую тележку. Справедливости ради отметим, что и другие партии, - те же коммунисты и либерал-демократы, грешат протекционизмом в отношении своих сомнительных представителей. Однако там присутствуют хотя бы минимальные признаки наличия политической ответственности. Помните, как на последних выборах мэра Кишинёва, незадолго до дня голосования выяснилось, что по спискам ПКРМ в муниципальный совет проходит кандидат, осужденный в молодости за изнасилование. Разумеется, коммунисты незамедлительно очистили свои ряды от компрометирующего представителя. Интересно, как бы повели себя в данной ситуации демократы? Судя по прецедентам, стали бы отрицать вину, а изнасилование назвали бы «спланированной провокацией с целью опорочить…».
Константин Дмитриев
gagauzlar.md