Уже в сентябре прошлого года руководители школ поняли, что если они немедленно не предпримут жесткие меры по отношению к учителям и учащимся, то школы не выживут. С введением новой системы финансирования «лишних» отправили на заслуженный отдых, а школьники вынуждены потесниться. В итоге – десятки закрытых школ, сотни уволенных учителей, переполненные классы… Непросто проходит процесс оптимизации в учебных заведениях Молдовы. К началу учебного года в теоретическом лицее имени С. П. Экономова с. Етулия разразился скандал.
САБОТАЖ
КАК ФОРМА ЗАЩИТЫ
Родители двух седьмых классов забили тревогу: они поставлены перед фактом объединения классов только спустя неделю после начала учебного процесса. Они категорически отказываются понимать, почему ни они, ни их дети не были предупреждены своевременно об объединении. Более того, родители были уверены, что, по крайней мере, до нового года, два класса будут сохранены. «Мы знаем, что в бюджете деньги были заложены на два класса и хотим воспользоваться этой возможностью. Кроме того, наш лицей не располагает кабинетом, который уместит класс из 34 учеников!» – возмущались они на встрече с и. о. председателя района С. А. Черневым. В состоявшемся 10 сентября собрании педагогов и родителей лицея приняли участие примар села С. П. Куйджуклу и депутат НСГ И. Н. Арнаут.
Понятно, неравнодушные родители хотят для своих детей чистоты, порядка, ответственного учителя и, в идеале, – индивидуального подхода к обучению. А в классе, где 34 учащихся – это нереально. На защиту детей стали и педагоги лицея. По их словам, они не боятся проблем с дисциплиной, хороший учитель умеет удерживать внимание аудитории. Но работа с небольшими группами помогает уделить больше внимания каждому ученику, особенно это важно для ребят 5-7 классов. Опасения родителей и педагогов подтверждает и заключение Центра общественного здоровья Вулканештского района о несоответствии условий обучения детей в Етулийском лицее санитарно-эпидемиологическим нормам. В заключении Центра указывается, что в кабинетах этого лицея для старших классов должно расставляться 10-12 парт и рассаживаться не более 20-24 учеников. Проходы между рядами менее 0,6 метров, положенных по норме. Также не соблюдается и требование, по которому на одного ученика положено не менее 2 кв.м площади класса, т. к. площадь кабинетов не превышает 35 кв.м. Тревога родителей за здоровье своих детей вполне обоснована, поэтому они стали на их защиту. В начале блокировали классы, саботируя учебный процесс, но очень скоро осознали, что это нанесет детям только вред. В поисках справедливости родители обратились с коллективным письмом во всевозможные вышестоящие инстанции, надеясь быть услышанными.
Но разгоревшийся конфликт в лицее на вышестоящие инстанции не произвел должного впечатления. В Главном управлении образования Гагаузии не изъявили желания посетить «горячую точку», заявив, что проблему может и должен решать менеджер лицея. «Руководители учреждений доуниверситетского образования были поставлены в известность об изменениях в Законе на августовском совещании. В соответствии с этими изменениями наполняемость начальных, гимназических и лицейских классов составляет с этого учебного года 25-35 учащихся. Проблема надуманная, и в ней есть политическая подоплека», – прокомментировала ситуацию начальник Управления Вера Ильинична Балова. Однако, она все же отметила, что «руководителям учебных заведений надо активнее проводить разъяснительную работу с родителями».
Почему семиклассники и их родители так поздно были уведомлены об объединении, остается только гадать. Ведь приказ №680 Министерства просвещения РМ об изменениях в ст.13 п.4 Закона Об образовании был издан еще 4 июля 2013 года. А 7 июля он был уже размещен на сайте Министерства. Кроме того, руководители учебных заведений получили письмо, уведомляющее об изменениях в Законе, и от начальника Управления образования Веры Баловой. Правда, получили они его только 2 сентября. В результате, нерасторопность руководителей стала катализатором в и так довольно напряженной ситуации и вылилась в конфликт.
МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ
«Родители, как и учителя, были мною предупреждены о поправках в Законе ещё в середине августа. И сегодня я действую в рамках правового поля. Лицей не может себе позволить два седьмых класса, поэтому объединение будет. С переходом на новую форму финансирования мы вынуждены уплотнять параллели, это позволит экономить средства. Хотя, даже если мы объединим два класса, нам все равно не хватит денег до конца учебного года», – объяснила менеджер лицея Валентина Семеновна Забун на встрече с родителями. Тогда тем более непонятно бездействие руководителя учреждения. Ведь даже если не учитывать июльские поправки в Закон, к объединению надо было готовиться заранее. Времени было достаточно для того, чтобы подготовить и единственный кабинет в лицее (учительскую), позволяющий уместить класс из 34 учеников. С другой стороны, как должен поступить менеджер, который раздираем требованиями родителей и невозможностью выполнить их ввиду недостаточности финансирования?
То, что объединение неизбежно, понимают как педагоги, так родители, но смириться с этим все еще не могут. На сегодняшний день в лицее им. Экономова всего 12 классов. Школа была когда-то построена на 640 мест. Но последние годы прослеживается тенденция к уменьшению количества учащихся. Так, в 2010 году в школе училось уже 334 ученика, в 2011 году – 319, в 2012 – 296 человек, сегодня здесь учатся всего 249 учащихся. Выжить в новых условиях учреждению тяжело. Деятельность учреждения напрямую зависит от количества учащихся – чем больше детей учится, тем больше денег получает школа. По решению правительства на каждого ученика государство выделяет 6.929 леев в год. Как выживать лицею-аутсайдеру, который в этом году не набрал 10-й класс? И даже если он перейдет в статус гимназии в будущем, сегодняшних проблем ему не избежать. Выделяемых денег катастрофически не хватает на покрытие всех нужд малокомплектных школ республики. Даже несмотря на то, что государство пока дотирует их. Уже сейчас, всего лишь год спустя после начала реформы в образовании, становится очевидным – переход на самостоятельный баланс – это медленная смерть для малокомплектных школ, в числе которых оказался и Етулийский лицей.
В ПОИСКАХ ВЫХОДА
Начальник отдела районного образования (давно ликвидированного, но продолжающего работать) Ротару Сильвия Михайловна, которая, понимая всю сложность сложившейся ситуации, приехала на встречу с родителями и педагогами лицея. Их напор и эмоции были понятны ей, и на каждый тревожный вопрос она постаралась дать ответ. «Все мы хотим для своих детей лучшего, и мне понятна ваша боль. Но Вы поймите, что объединение – это не прихоть директора. Оно вызвано экономической необходимостью. Надо думать на перспективу. Если вам и удастся сохранить два класса, то следующие полгода ваши учителя останутся без зарплаты и отпускных. Сегодня мы все на эмоциях, но если призадуматься, то станет понятна неизбежность происходящих реформ. К процессу оптимизации приводит ужасающая размерами миграция. Только в прошлом году 238 детей уехало из района в разгар учебного года! А что сделано вашим лицеем, чтобы сохранить контингент учеников? Ничего! Более того, я считаю, часть ответственности лежит и на родителях. Они уезжают на заработки, вырывают из дома детей и не задумываются о том, что в чужой стране их дети не защищены законом. Пора встряхнуться и понять для чего мы живем. У нас есть маленькая Родина, но совершенно отсутствует чувство патриотизма», – заключила Сильвия Михайловна.
В своем выступлении она отметила, что через процесс уплотнения классов сегодня проходят все 6 оставшихся школ района. В частности, в Вулканештском лицее им. Должненко были объединены два 11-х класса – реальный и гуманитарный! Из трех четвертых классов осталось два, в которых по 30 и 32 учащихся. Учащиеся 9-ых и 8-ых классов Чишмикиойского лицея также потеснились: теперь там один девятый (31 ученик) и один восьмой класс (30 учеников). Объединение классов произошло и в Вулканештской гимназии им. Руденко. Остался один второй класс (33 учащихся) и один четвертый (35 учеников). «Оптимизация идет такими шагами, что недалек тот день, когда в нашем районе останется одна окружная школа. А уже сегодня идем к тому, что будем вынуждены объединять лицеи и детские сады», – дает свой неутешительный прогноз Сильвия Михайловна.
На стороне реформаторов – демографическая правда. Так, по данным статистики, в прошлом году Молдову покинули более 3,5 тысяч учащихся. На первое сентября этого года было закрыто 136 школ по республике, которые экономически невыгодны государству. Это страшная цифра для нашей маленькой Молдовы. Потому как главную проблему сельских школ – отсутствие детей – невозможно решить на уровне района. Это государственная проблема, и затрагивает она не только Молдову. Школы закрывают и на Украине, в России и т.д. Сегодня мы ориентируемся на запад. Но у них другие формулы и подходы. В той же Европе, в США школа также получает на год соответствующую сумму, исходя из числа учеников в ней. Но еще 20–30 процентов ей выделяется сверх установленного норматива. Сверх! Там понимают, что в чистом виде подушный норматив не охватывает и половины расходов школы, необходимых для поддержания ее в рабочем состоянии. В цивилизованных странах существуют дополнительные фонды, которые поддерживают учреждения образования. Вот они-то и тратятся на ремонт школ, на их обеспечение всем необходимым — от спортивного инвентаря и до чистящих и моющих средств. А у нас государство сняло с себя ответственность за доуниверситетские учреждения и передало их в компетенцию менеджеров. Чтобы выжить сегодня маленькой школе на селе, руководителю надо обладать гениальными способностями: быть хорошим прогнозистом и финансистом; умелым дипломатом в отношениях как с вышестоящим руководством, так и с родителями; обладать даром объединения вокруг себя единомышленников. В одиночку менеджеру школы сегодня не справиться с ответственностью, которая свалилась на его плечи. Надо стучаться во все двери. В первую очередь, к органам местной публичной власти, которые могут, объединившись, оказать реальную финансовую помощь лицею. Если у них имеются ресурсы, конечно… И.о. председателя Вулканештского района Сергей Чернев предложил своё видение выхода из ситуации: «Несколько лет назад мы всё это предвидели. Сегодня мы пришли к тому, что закрываем школы собственными руками. Детям надо помочь. Я выйду с просьбой в НСГ разрешить из свободных остатков Вулканештского районного бюджета выделить 17 тысяч леев на оплату труда учителей двух седьмых классов за сентябрь месяц. Но это не решение проблемы в целом, ведь в таком положении находятся многие школы Гагаузии, Молдовы. Сегодня мы сможем поддержать, а что будет завтра, когда школы уже не будут получать дотации от государства? Это вопрос, требующий серьезного доизучения. Нельзя экономить на детях. Нужно создавать им условия, чтобы они учились дома. Многие из них уже всерьез думают о переселении в Приднестровье, Украину, Россию. Это будет полный крах не только образовательной системы, но и всего государства в целом. Ведь если исчезнут сельские школы, значит, вымрут и наши села», – заключил Сергей Чернев. Инициативу Сергея Чернева поддержал примар села Куйджулу Сергей и объявил родителям и учителям о готовности помочь, выделив необходимую сумму из свободных остатков примарии по итогам прошлого года. Помощь будет очень своевременна, так как, несмотря на то, что у лицея нет задолженностей по зарплате, учреждение уже задолжало за газ 40 тысяч леев и электроэнергию – 16600 леев.
Панчев Николай Михайлович, бывший директор Етулийской средней школы, считает, что «образование сегодня заражено бациллой оптимизации, но первые симптомы проявились еще в 2008 году, когда правительство Молдовы заключило соглашение с МВФ». Николай Михайлович проработал много лет школе и знает ее проблему изнутри. Ситуацию, в которой оказался сегодня лицей, он прогнозировал давно, основываясь на рождаемость в селе и учитывая процент миграции. Его расчеты и диаграммы позволяют на годы вперед увидеть перспективу развития лицея Етулии. Исходя из его расчетов, в ближайшие годы лицей имеет все шансы на существование, только надо обеспечить сохранность контингента. «А над этим надо усиленно и кропотливо работать. Иначе умрет не только учреждение образования, умрет культура, просветительская работа, основным очагом которых на сегодня остается именно лицей», – считает Николай Михайлович. «Что касается работы доуниверситетских учебных заведений, то каждое из них должно иметь перспективный план охвата детей обучением хотя бы на 5 лет», – уверен Николай Панчев.
Эксперты считают, что хотя реформа пришла с опозданием на 20 лет, она необходима. Вектор реформы задан Концепцией развитии образования Молдовы до 2020 года. Необратимый процесс оптимизации, видимо, будет идти долго и мучительно. На примере Етулийского лицея становится очевидно, любая глобальная реформа сопровождается непредвиденными трудностями и воспринимается обществом болезненно. Очень хочется надеяться, что это болезнь роста. И что в ходе реформ мы не потеряем то фундаментальное, на чем всегда держалось наше образование.
P.S. На день выпуска газеты стало известно, что седьмые классы объединены.
Полина ИСЛАМОВА