Парламент Республики Молдова отказал Гагаузской автономии в получении отдельного уровня государственной власти. Соответствующее решение поддержали 52 депутата.
В пятницу, 21 июля, парламент Республики Молдова рассмотрел пакет из трех «гагаузских законов».
Суть законопроектов, разработанных совместной рабочей группой парламента и НСГ, кратко представил председатель Народного собрания Владимир Кысса. По его словам, законодательство страны необходимо менять, поскольку Гагаузия «обладает другим уровнем прав», и ее полномочия отличаются от полномочий простого района.
Все три проекта законов получили одобрение международных партнеров и основаны на «опыте европейских стран». Потому «в Гагаузии с нетерпением ожидают» принятия депутатами парламента этих трех законопроектов в версии авторов.
По словам демократа Николая Дудогло, в настоящее время в Гагаузии самая обсуждаемая тема – примет ли парламент этот пакет законов или нет».
«Я призываю коллег-депутатов поддержать законопроект депутатов НСГ в том виде, в котором его предложил председатель НСГ», - отметил Николай Дудогло.
По словам почетного председателя Демпартии Дмитрия Дьякова, «фракция ДПМ поддерживает эти три проекта закона». Дьяков так же предложил послушать доклад своего однопартийца Виолетты Ивановой.
Последняя заметила, что нужно исключить из одного из трех законопроектов пункт о возможности входа/выхода населенных пунктов в состав Гагаузии. Еще одним важным изменением в законодательство об административно-территориальном устройстве страны является придание автономии особого статуса в составе Молдовы.
Однако особый статус законодательно не дает Гагаузии права находиться на отдельном уровне государственной власти. Все дело в том, что депутаты расположили «особый уровень» в раздел органов местного публичного управления «второго уровня». Таким образом, на втором уровне находятся районы, муниципии Кишинев и Бельцы, и Гагаузия, которую вынесли «на особый уровень» «второго уровня» государственной власти.
На это обратил внимание депутат либерал-демократ Тудор Делиу. Он призвал парламент «не сравнивать власти Гагаузии с органами власти второго уровня».
«В проекте закона №319 вы предлагаете реорганизовать систему территориального устройства страны. Но Гагаузия не является районом, у нее особый статус и сравнивать их нельзя», - сказал Тудор Делиу.
«Главной проблемой» в отношениях Кишинева и Комрата, по словам другого представителя ЛДПМ Юрия Цап, является то, что законодательство Молдовы «не приводилось в соответствие с законом об особом статусе Гагаузии и Конституцией». Именно поэтому и появились проблемы, касающиеся полномочий региона.
«Эти проекты законов, с одной стороны, исправляют допущенные за все это время ошибки. Но Конституция предусматривает, что местные органы власти находятся в Комрате и Чок-Майдане. Я настаиваю – не сравнивайте местные органы власти с властями Гагаузии. Это нехорошо и в дальнейшем мы будем вынуждены еще раз вернуться к этому вопросу», - подчеркнул Юрий Цап.
По словам депутата Корнела Дудника, принятие пакета «гагаузских законов» в том виде, что представила Виолетта Иванова, является «той золотой серединой и консенсусом, необходимыми для того, чтобы наконец принять решение».
«Вчера на заседании рабочей группы были самые жаркие дискуссии. И нам, и коллегам с Гагаузии пришлось сделать шаг назад. И мы нашли консенсус. В законе об административно-территориальном делении мы выводим Гагаузию из второго уровня государственной власти и прописываем это в особой редакции. Даем Гагаузии полномочия второго уровня власти, и плюс еще особые полномочия, прописанные в законе об особом правовом статусе», - сказал Дудник.
За эти три проекта законов депутаты проголосовали большинством голосов, сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.
Законопроект, предусматривающий внесение изменений в особый правовой статус Гагаузии только с согласия Народного собрания, был одобрен лишь в первом чтении из-за отсутствия в зале 3/5 представителей депутатского корпуса. Два других проекта законов приняты в двух чтениях. |